Гизе, Мариэтта Эрнестовна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мариэтта Эрнестовна Гизе
  
Дата рождения 13 (26) июня 1914(1914-06-26)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 16 марта 2011(2011-03-16) (96 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Страна  СССР Россия
Научная сфера искусствоведение,
архитектура
Место работы ЛВХПУ им. В.И. Мухиной,
СПГХПА им. А.Л. Штиглица
Учёная степень кандидат архитектуры, доктор искусствоведения
Учёное звание профессор
Известна как искусствовед, педагог
Награды и премии

Мариэ́тта Эрне́стовна Гизе (13 (26) июня 1914 — 16 марта 2011) — российский историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, автор книг и статей[1].

Биография

Мариэтта Эрнестовна Гизе родилась 13 (26) июня 1914 года в Санкт-Петербурге, в семье известного врача-невропатолога Эрнеста Августовича Гизе[2]. В 1938 году окончила архитектурный факультет Государственного Института Живописи Скульптуры и Архитектуры Всероссийской Академии художеств по специальности архитектор-художник.

Первую блокадную зиму 1941–1942 года провела в Ленинграде. С апреля 1942 года работала тригонометристом в вычислительном отделе Государственного оптического института, затем вместе с бо́льшей частью сотрудников ГОИ была эвакуирована в город Йошкар-Ола. В 1945 году после возвращения из эвакуации поступила на работу в архитектурную мастерскую № 13 Ленпроекта[3], которую возглавлял действительный член Академии архитектуры СССР А. С. Никольский[4].

В 1948 году Мариэтта Эрнестовна получила предложение перейти на преподавательскую работу в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной [5], в общей сложности более 50 лет. Сначала на кафедре графики, затем на кафедре истории искусств и культурологии, где в должности профессора работала практически до конца жизни. Подготовила и вела курсы по всеобщей истории искусства, истории орнамента, истории архитектуры, истории дизайна. М. Э. Гизе работала вместе с известными деятелями искусства, в числе которых: О. Л. Лялин, Л. Н. Линдрот, В. А. Кирхоглани, П. Е. Корнилов, М. А. Шепилевский, И. А. Вакс и В. С. Васильковский. В качестве педагога М. Э. Гизе запомнили и с благодарностью вспоминают студенты нескольких поколений. Её ученики работают во многих городах России, во Франции и Израиле. Некоторое время М. Э. Гизе работала в Музее истории Санкт-Петербурга, где занималась формированием фонда архитектурной графики).

В 1951 году М. Э. Гизе на заседании ученого совета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры по теме «Архитектурные принципы искусственного освещения города». В качестве приложения к диссертации автором был выполнен проект точечного освещения Невского проспекта со световым выявлением наиболее значительных архитектурных памятников[6]. 1960–1970 годы можно считать началом исследований М. Э. Гизе, посвященных взаимосвязи художественной и технической культуры России в XVIII – начале XX вв. Предметом её исследования становится художественное творчество в проектировании инструментов, приборов, машин и станков в его связях с научными и техническими достижениями своего времени.

В 1997 году, в возрасте 83-х лет, защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения по теме «Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII – начале ХХ вв»[7][8]. Сбор материалов по истории российского художественного конструирования Мариэтта Эрнестовна считала главным увлечением в своей жизни; результатом этой работы стала книга «Очерки истории художественного конструирования в России XVIII — начале ХХ вв»[9] под редакцией В. Р. Аронова. Это исследование, выпущенное в 2008 году, было удостоено «Знаком соответствия» Всемирного клуба петербуржцев с занесением в «Белую книгу»[1].

Член трех творческих союзов – Союза архитекторов России, Союза художников России и Союза дизайнеров России. Награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», почетным знаком «За заслуги в развитии дизайна».

Член Всемирного клуба петербуржцев с 2008 года[1].

Научная деятельность

Мариэтта Эрнестовна Гизе один из первых историков художественно–технической культуры России, автор более 40 научных работ. Основной сферой её научной деятельности являлось исследование взаимосвязи художественного и технического творчества. В её работах Формы проявления эстетической составляющей технического творчества рассматриваются на историческом материале российской техники XVIII — начале XX веков – периода зарождения и расцвета мануфактур, а затем и становления крупной машинной индустрии. Этот период получил название протодизайн.

Развитие художественных начал в российской технике рассматривается во взаимосвязи с народным творчеством, декоративно-прикладным искусством и характером архитектуры. Предметом изучения становятся работы русских механиков-самоучек, уникальные приборы и инструменты, производство машин и станков, промышленные выставки и музеи. Исследования М. Э. Гизе базируются на большом фактическом материале, том числе, на ранее неизвестных архивных материалах из собраний Вологды, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Иркутска.

Погружение в историю художественно – технической культуры России XVIII — начале XX веков повлекло за собой и интерес к русским мастерам того времени. Внимания заслуживают биографические очерки, посвященные творчеству русских изобретателей и общественных деятелей А. К. Нартова и его сына А. А. Нартова, и материалы по истории художественно-технического образования заводских и технических кадров в России XVIII–XIX веков.

Наиболее полно исследования М. Э. Гизе представлены в книге «Очерки истории художественного конструирования в России XVIII — начале ХХ вв»[9] под редакцией В. Р. Аронова. Материалы её научных исследований послужили основой создания программы специального курса «Протодизайн в России. Выдающиеся мастера и мастерские XVIII - начала XX века»; программы дисциплины «История дизайна, науки и техники».

Педагогическая и научная деятельность М. Э. Гизе отмечена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и почетным знаком «За заслуги в развитии дизайна».

Научные труды

Монографии

  1. Как украшать наш быт. - Л.: Лениздат‚ 1961.
  2. Очерки художественного конструирования в России XVIII - начала XX в. - Л.: ЛГУ, 1978.
  3. Нартов в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1988.
  4. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII - начала XX вв. - СПб: СПбГУ, 2008. – 640 с., ил.

Статьи (выборочно)

  1. Архитектурные принципы искусственного освещения города: Автореф. дис на соискание ученой степени канд. Архитектуры Гизе, М.Э, 1951
  2. Промышленные изделия и орнамент // Декоративное искусство СССР. 1959. № 3. 0,5 п. л.
  3. Тема творчества - Октябрь // Творчество. 1959. № 11.
  4. Из истории художественной промышленности // Искусство. 1961. №1.
  5. Интересный лекторий // Декоративное искусство СССР. 1961. №10.
  6. В чем красота жилища // Сборник «За здоровый быт». Л., Знание, 1962.
  7. Реальная угроза // Декоративное искусство СССР. 1962.
  8. Свет на улицах города // Строительство и архитектура Ленинграда. 1964. № 8.
  9. Художественное конструирование - новая область творчества по законам красоты // Эстетика в промышленности. Вып. 1. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. 1965.
  10. Памятник славы под Ленинградом // Декоративное искусство СССР. 1966. № 1.
  11. Сувениры к юбилею // Нева. 1970. № 4.
  12. Радостное искусство // Нева. 1970 г. № 4.
  13. Из истории отечественной оптико-механической промышленности // Оптико-механическая промышленность. 1972. № 7.
  14. Морские инструменты механика Самойлова // Судостроение. 1972. № 9.
  15. Инструментальный класс Академии художеств // Вопросы художественного образования. Вып. XII. Л.: Институт имени И. Е. Репина, 1970.
  16. Рисовальная школа для художников и ремесленников // Вопросы художественного образования. Вып. XV. Л.: Институт имени И. Е. Репина, 1973.
  17. Подвижной музей учебных пособий // Советская педагогика, 1973. 0,5 п. л.
  18. Инструментальная палата Петербургской Академии наук // Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 3. (56-57).М.: Изд. АН СССР, 1977.
  19. Андрей Константинович Нартов - художник токарного искусства // Каталог юбилейной выставки. ГЭ. СПб.: Галерея // «Петрополь».
  20. Петр Ермолаев и Михаил Семенов - создатели иллюстраций к книге А. К. Нартова // Краеведческие записки (исторические материалы). Вып. 1. СПб.: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 1993.
  21. Проблема взаимоотношений западноевропейского и русского технического творчества в начале XVIII в. // Петербургские чтения. Вып. 2. СПб.‚ 1993.
  22. Авторы иллюстраций к «Театрум махинарум» А. К. Нартова Петр Ермолаев и Михаил Семёнов: Тезисы доклада // К истории науки и техники Санкт-Петербурга в первой половине XVIII в. Конференция, посвященная А. К. Нартову СПб. 1993.
  23. Андрей Андреевич Нартов: Тезисы доклада // К истории науки и техники Санкт-Петербурга в первой половине XVIII в. Конференция, посвященная А. К. Нартову. СПб., 1993.
  24. Художественная кость в интерьере Петропавловского собора // Краеведческие записки (исторические материалы) // Вып. 2. СПб.: Гос. Музей истории Санкт-Петербурга, 1994.
  25. Андрей Андреевич Нартов: Биографический очерк // Краеведческие записки (исторические материалы). Вып. 4. СПб. 1996.
  26. Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII – нач. XX в.: (Дис…. уч. ст. докт. наук). М.: Изд. «Икар», 1997.
  27. В начале было ремесло // Мир дизайна. 1999. №1 (14).
  28. Воспоминания об архитекторе Л. С. Катонине // Три искусства. 1999. № 2.
  29. Значение художественного образования заводских кадров XVIII –- первой половины Х1Х в. для истории техники // Месмахеровские чтения. Материалы научно-практической конференции С.- ПГХПА. Апрель 1999 г. СПб., 2002.
  30. А. К. Нартов во дворце Петра Великого на Марциальных водах // Месмахеровские чтения. Материалы научно-практической конференции. 2002. С.- ПГХПА.
  31. Лев Линдрот. Художник, архитектор, педагог // Художественное наследие и современность // Сб. научных трудов кафедры теории и истории архитектуры и искусств. С.-ПГХПА. Вып. 3. СПб., 2004.
  32. Архитектор Н. Н. Устинов // Художественное наследие и современность. Сборник научных трудов кафедры теории и истории архитектуры и искусств. С.-ПГХПА. Вып. З. СПб., 2004.
  33. Андрей Нартов на Марциальных водах // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов за 2005г.С. - ПГХПА . СПб., 2006.

Учебно-методическая материалы

  1. Программа специального курса «Протодизайн в России. Выдающиеся мастера и мастерские XVIII - начала XX века». - СПб, 1998.
  2. Программа дисциплины «История дизайна, науки и техники» по специальности 052400 «Дизайн». - СПб, 2003.

Семья

Муж — инженер-конструктор Николай Николаевич Косниковский[10]. Сын — дизайнер Сергей Николаевич Косниковский (07.06.1947—23.11.2014)[10][11]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Личности Петербурга — Мариэтта Эрнестовна Гизе. Дата обращения: 22 ноября 2011. Архивировано 12 июня 2013 года.
  2. Гизе Эрнест Августович. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  3. ОАО "ЛЕННИИПРОЕКТ". Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 15 июля 2014 года.
  4. Академик архитектуры СССР А. С. Никольский. Дата обращения: 1 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  5. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 12 июня 2022 года.
  6. Архитектурные принципы искусственного освещения города: Автореферат к дис. работе на соискание учен.степени канд. Архитектуры Гизе, М. Э., 1951
  7. Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII - начала XX в.: Дис. в виде науч. докл. на соиск. учен.степ. д-ра (искусствовед.) наук: Спец. 17.00.06, 1997
  8. Специальность 17.00.06 /Государственная худож.-промышленный ун-т им. С. Г. Строганова. - М., 1997
  9. 9,0 9,1 Очерки истории художественного конструирования в России XVIII - начала XX вв. Гизе, М. Э. Санкт-Петербургский государственный университет. Филологический факультет, 2008. - 638 с
  10. 10,0 10,1 Сергей Косниковский. Дизайнер Архивная копия от 2 апреля 2022 на Wayback Machine // design.kosnikovskiy.ru
  11. Сергей Николаевич Косниковский // Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, 25.11.2014

Литература

  • Каган М. С. "О неправдоподобном юбилее Мариэтты Эрнестовны Гизе. Четвёртая Петербургская Биенале Дизайна «Модулор −2003». Материалы научной конференции «Время дизайна», 2003. Изд-во Петербургский институт печати, 2005.
  • Назаров Ю. В. Постсоветский дизайн (1967—2000). Проблемы, презентации, перспективы, региональные особенности, — М.: Союз дизайнеров России, 2002.

Ссылки