Гижа, Николай Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Андреевич Гижа
Дата рождения 26 февраля 1925(1925-02-26)
Место рождения Буромка, Прилукский округ, Полтавская губерния, Украинская ССР (ныне Семёновский район, Полтавская область, Украина)
Дата смерти 29 августа 1996(1996-08-29) (71 год)
Место смерти Санкт-Петербург
Гражданство  СССР
 Россия
Жанр портрет, жанровая картина
Учёба Институт имени Репина
Стиль Реализм
Награды

Николай Андреевич Гижа́ (26 февраля 1925, село Буромка, Полтавская губерния — 29 августа 1996, Санкт-Петербург) — советский живописец и педагог, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[1], доцент ЛИЖСА имени И. Е. Репина[2].

Биография

Родился 26 февраля 1925 года на Украине в селе Буромка Прилукского округа Полтавской губернии. Участник Великой Отечественной войны, воевал на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах в составе 215 и 1181 стрелковых полков автоматчиком. Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией»[3]. В 1945—1950 годах служил в группе советских оккупационных войск в Германии, старший сержант, командир орудия.

После демобилизации в 1950 году поступил в Одесское художественное училище, которое окончил в 1955 году. Дипломная работа — картина «Свадьба»[2]. В том же году Н. Гижа приехал в Ленинград и поступил на живописный факультет ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у Александра Зайцева, Василия Соколова, Леонида Худякова. Успехи в учёбе были отмечены Сталинской стипендией и стипендией имени В. И. Сурикова. Окончил институт в 1961 году по мастерской Б. В. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Доярки»[4]. Картина экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1961 года в Москве и в Горномарийском художественно-историческом музее имени А. А. Григорьева в Козьмодемьянске.

После окончания института по рекомендации Государственной комиссии поступил в аспирантуру при ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где обучался до 1965 года, после чего началась педагогическая работа в институте. Доцент, автор ряда статей по методике преподавания рисунка и живописи[5]. По мнению Г. А. Островской, Гижа «был авторитетным педагогом»[2]. Это мнение разделяет и Л. А. Вальбрит[6].

Параллельно с конца 1960-х Н. Гижа работал в творческой группе Комбината живописно-оформительского искусства ЛО ХФ РСФСР. Участвовал в выставках ленинградских художников с 1961 года. Творческие интересы Н. Гижи лежали главным образом в области тематической картины и портрета, которому он отдавал явное предпочтение. Писал также пейзажи и натюрморты. Среди созданных произведений картины «Т. Г. Шевченко в Академии художеств», «Бригадир» (1965)[7], «Сирень», «Портрет студента строительного института Кармазина» (1965)[8], «Портрет кавалера ордена Славы трёх степеней разведчика С. Г. Герасимова»[9] (1975), «Портрет сына» (1979)[10] (1980), «А. Москаленко, начальник партии геологов» (1980), «Портрет жены» (1985)[7] и другие. Постоянный участник выставок ленинградских художников-ветеранов Великой Отечественной войны[9][11][12].

Исследователь творчества художника Г. А. Островская пишет:

«Сосредоточенность на педагогической деятельности не позволила художнику стать автором многочисленного художественного наследия и объектом искусствоведческих исследований. Будучи мастером вдумчивым, с умом аналитика, профессионалом высочайшего класса, Гижа создал ряд качественных произведений, вдохновлённый красотой и величием человеческой личности, родной природы, стремясь передать зрителю образы подлинной ценности человеческого бытия.»[7]

Скончался в 1996 году в Санкт-Петербурге.

Произведения Н. А. Гижи находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Примечания

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л: Художник РСФСР, 1987. С. 30.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Островская, Г. А. Гижа Николай Андреевич //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб: Петрополис, 2014. Кн.1. С. 253.
  3. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М., СХ России, 2000. С.75.
  4. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб: Первоцвет, 2007. С. 70.
  5. Гижа, Н. А. Значение тона в рисунке / Вопросы преподавания специальных дисциплин в русской и советской художественной школе. Л: 1987.
  6. Тимофеева, Н. Людмила Вальбрит: путь в профессию и отношение к делу Архивная копия от 23 марта 2013 на Wayback Machine / АРДИС, № 3 (39) за 2008 год Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 Островская, Г. А. Гижа Николай Андреевич //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб: Петрополис, 2014. Кн.1. С. 254.
  8. Гижа Н. А. Портрет студента строительного института Кармазина (1965) / Собрание Старооскольского художественного музея. Дата обращения: 22 мая 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Посвящается 50-летию Великой Победы. Выставка произведений ленинградских художников — ветеранов Великой Отечественной войны. СПб., 1995. С.4.
  10. 40 лет Великой победы. Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1990. С.8.
  11. Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Л., ЛОСХ РСФСР, 1987. С.3.
  12. Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Л., ЛОСХ. 1991. С.2.

Источники

  • Гижа, Н. А. Значение тона в рисунке / Вопросы преподавания специальных дисциплин в русской и советской художественной школе. Л: 1987.
  • 40 лет Великой победы. Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1990. С.8.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.30.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 3. М., 1976.
  • Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Л., ЛОСХ РСФСР, 1987. С.3.
  • Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Л., ЛОСХ. 1991. С.2.
  • Выставка произведений художников — участников Великой Отечественной войны Санкт-Петербургского Союза художников России. СПб., 1993. С.3.
  • Посвящается 50-летию Великой Победы. Выставка произведений ленинградских художников — ветеранов Великой Отечественной войны. СПб., 1995. С.4.
  • Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. London, Izomar Limited, 1998.
  • Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М., СХ России, 2000. С.75.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПБ., НП-Принт, 2007. С.402. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб., Первоцвет, 2007. С.87.
  • Островская, Г. А. Гижа Николай Андреевич //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб: Петрополис, 2014. Кн.1. С. 253—254.

См. также

Ссылки