Гиероним Сиракузский
Гиероним | |
---|---|
др.-греч. Ἱερώνυμος | |
царь Сиракуз
|
|
215 — 214 годы до н. э. | |
Предшественник | Гиерон II |
Преемник | нет |
|
|
Дата рождения | 231 до н. э. |
Место рождения | Сиракузы |
Дата смерти | 214 до н. э. |
Место смерти | Леонтины |
Род | Диномениды |
Отец | Гелон II |
Мать | Нереида |
Гиероним (др.-греч. Ἱερώνυμος; 231—214 годы до н. э.) — последний царь Сиракуз, правивший в 215—214 годах до н. э., сын Гелона II и внук Гиерона II. Стал царём после смерти деда в возрасте пятнадцати лет и находился под фактической опекой сначала регентского совета, а потом своего дяди Андранодора. Вступил во Вторую Пуническую войну на стороне Карфагена, рассчитывая объединить под своей властью всю Сицилию. Столкнулся с оппозицией и был убит заговорщиками после тринадцати месяцев правления. Писатели последующих эпох создали малопривлекательный образ Гиеронима, который, возможно, связан в первую очередь не с личными особенностями последнего царя Сиракуз, а с его выступлением против Рима.
Происхождение
Гиероним был старшим сыном Гелона II, умершего ещё при жизни своего отца и соправителя Гиерона II. Последний возводил свою родословную к Гиерону I из династии Диноменидов, который был тираном Сиракуз в V веке до н. э.[1] Матерью Гиеронима была Нереида, дочь[2][3] или внучка[4] Пирра и последняя представительница эпирского царского дома. По линии своей бабки Филистиды Гиероним был потомком Лептина, одного из братьев Дионисия Старшего[5]. У него было несколько младших братьев, имена которых источники не называют, и сестра Гармония.
Известно, что в родстве с царским домом Сиракуз был Архимед[6].
Царство
Власть Гиерона, а вслед за ним и Гиеронима распространялась только на юго-восточную часть Сицилии. Помимо Сиракуз, это были города Акрей, Неетон, Леонтины, Гелор и Мегара Гиблейская; при этом Сиракузы были столицей, но не занимали особое положение внутри царства[7]. Всю остальную территорию острова занимала римская провинция, которой традиционно управлял один из преторов республики. В историографии в этом видят одну из основных причин союза Сиракуз с Карфагеном, заключённого при Гиерониме: сохранение дружбы с Римом делало невозможным какое-либо расширение сиракузской державы[8].
Правление
Окружение царя
Гиероним наследовал деду, когда ему было всего пятнадцать лет (215 год до н. э.). Согласно Ливию, Гиерон перед смертью думал о восстановлении в Сиракузах демократии, «чтобы государство, созданное и окрепшее в добрых нравах, не погибло, став игрушкой для владыки-мальчика»[9], но поддался уговорам своих дочерей Демараты и Гераклеи, которые рассчитывали вместе со своими мужьями Андранодором и Зоиппом контролировать малолетнего племянника[10].
Согласно завещанию Гиерона, юному царю были назначены пятнадцать опекунов; они представили Гиеронима народному собранию Сиракуз, от которого было получено формальное одобрение начала нового царствования[11]. Один из опекунов, пользовавшийся наибольшим доверием Гиеронима Андранодор вскоре добился роспуска регентского совета, сославшись на то, что царь уже достиг совершеннолетия. С этого момента реальное влияние принадлежало Андранодору, Зоиппу и ещё одному придворному — Фрасону[12][13]. Борьба за власть проходила в тесной связи с внешними событиями: традиционный союзник Гиерона Рим терпел серьёзные поражения от Карфагена во Второй Пунической войне. В этой ситуации Фрасон выступал за сохранение союза с Римом, а царские родственники — за вступление в войну на стороне Карфагена[14]. Фрасон был обвинён в заговоре с целью убийства царя и казнён[15][16]; Афиней пишет, что виновником казни стал парасит Гиеронима Сосий[17]. Позже Зоипп был отослан вместе с младшими братьями Гиеронима в Александрию, так что Андранодор стал единственным советником при своём племяннике[18].
Переговоры с Карфагеном и Римом
Следствием казни Фрасона стала окончательная компрометация идеи союза с Римом в глазах Гиеронима[19]. Царь направил посольство к Ганнибалу, которое встретило прекрасный приём и получило много обещаний[20]. Послы Ганнибала прибыли в Сиракузы и здесь заключили союз, а двое из них, полу-сиракузяне по крови Гиппократ и Эпикид, остались при дворе Гиеронима как фактические агенты Ганнибала[19]. Претор Римской Сицилии Аппий Клавдий Пульхр, узнав об этих переговорах, отправил к царю послов, но те были встречены очень недружелюбно. Согласно Полибию, Гиероним сказал, «что ему жалко римлян, к стыду своему позорно униженных карфагенянами в битвах, которые происходили в Италии», и напомнил об одном эпизоде накануне смерти Гиерона, когда римский флот из пятидесяти кораблей направился к Сиракузам и доплыл до мыса Пахин, но потом повернул назад в Лилибей. Царь заявил, что хочет перенести свои надежды на карфагенян ради сохранения царства[21]; эти слова означали открытый разрыв[22].
Затем Гиероним отправил послов в Карфаген, где был подписан договор о союзе. В результате войны царь должен был получить территорию до реки Гимера, то есть почти половину Сицилии; но позже Гиероним потребовал, чтобы ему был передан весь остров, и его новый союзник согласился на это[23][24]. Тогда претор прислал в Сиракузы ещё одно посольство. Столкнувшись с наличием в своём совете разных мнений о том, что сказать послам Рима, царь выдвинул заведомо неприемлемые требования: он заявил о готовности сохранять старый союз, если римляне передадут ему земли до Гимеры и вернут всё, что получили от Гиерона[25]. После этого началась открытая подготовка к войне[26][27].
Гибель
Уже летом 214 года до н. э. Гиероним начал военные действия. Двухтысячный корпус под командованием Гиппократа и Эпикида двинулся освобождать соседние города от римских гарнизонов, а сам царь с 15-тысячным войском занял Леонтины — один из крупнейших городов внутренней части Сицилии. Но участники заговора, за причастность к которому был казнён Фрасон, по-прежнему были не только на свободе, но и в окружении царя. Они организовали покушение на Гиеронима во время его пребывания в Леонтинах. Когда царь спускался к агоре по узкой улице, один из его телохранителей в условленном месте задержал свиту, нагнувшись, якобы чтобы поправить обувь, а другие заговорщики, ждавшие рядом в одном из домов, набросились на Гиеронима и нанесли ему несколько ран. Царь умер на месте[28][29].
Солдаты леонтинской армии сначала хотели расправиться с цареубийцами, но после того, как им пообещали щедрые раздачи и новых командиров и рассказали о злоупотреблениях убитого своей властью, их настроение настолько поменялось, что тело Гиеронима даже бросили непогребённым[30][31]. В ходе дальнейшей внутренней борьбы погибли все остальные члены царской семьи (кроме отосланных в Александрию), а Сиракузы всё же выступили против Рима и были взяты армией Марка Клавдия Марцелла, после чего стали частью провинции Сицилия[32].
Оценки
В ряде источников Гиероним изображается как человек жестокий и порочный. Ливий называет его «мальчиком, которому не под силу было умеренно пользоваться даже своей свободой, а не то что властью»[33]. «Своими пороками он заставлял тосковать по деду»: юный царь предался роскоши, окружил себя вооружённой свитой, иногда даже выезжал из дворца на четвёрке белых коней, подобно Дионисию Старшему; обращался он со всеми крайне высокомерно. Доступ к нему был затруднён даже самым близким людям[34].
Подчёркивалась и жестокость Гиеронима. Ливий называет её бесчеловечной и говорит даже, что некоторые опекуны царя из страха перед возможными пытками покончили с собой[35]. Батон Синопский написал отдельное сочинение «О тирании Гиеронима», где описал заглавного героя с риторическими преувеличениями как тирана, человека жестокого и в то же время ничтожного[36]; в частности, он утверждает, что влияние на Гиеронима имели его параситы и что царь носил диадемы и порфирные одежды подобно Дионисию Старшему[17].
В результате молодости, захваченный компанией подхалимов, составивших его двор, он скатился к расточительной жизни, распутству и деспотической жестокости. Он совершал насилие над женщинами, предавал смерти друзей, говоривших откровенно, бесцеремонно конфисковал многие имения и отдал их тем, кто заслужил его благосклонность.
— Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, XXVI, 15, 1.[37]
Полибий упоминает авторов, которые, рассказывая о последнем царе Сиракуз, «в высокопарных выражениях рисуют его жестокий нрав и его злодеяния, …как будто ни Фаларид, ни Аполлодор и вообще ни один тиран не был жестокосерднее Гиеронима»[38].
Тот же Полибий счёл необходимым напомнить в защиту Гиеронима, что тот стал царём в детском возрасте и правил всего тринадцать месяцев. «Возможно, что за это время один-другой человек и был подвергнут им пытке, что был умерщвлён кое-кто из друзей его или иных сиракузян, но невероятны ни чрезвычайные беззакония, ни неслыханное нечестие его»[38]. При этом Полибий всё же называет царя «от природы неустойчивым», безрассудным и глупым[39]. Вероятно, Гиероним в изображении ряда античных писателей стал одним из олицетворений тирании, и поэтому ему были приписаны все пороки тирана, а в дальнейшем этот образ был использован и дополнен римскими историками, противопоставившими добродетельному Гиерону, союзнику Рима, порочного Гиеронима, изменившего этому союзу[40].
В историографии получили распространение отрицательные оценки Гиеронима[41]. Так, Т. Моммзен утверждал, что Вторая Пуническая война охватила Сицилию «главным образом из-за ребяческого тщеславия безрассудного Иеронима»[42]; советский историк С. Ковалёв назвал царя «упрямым и легкомысленным юношей»[43]. В ряде исследований более позднего времени звучат другие оценки: объективные суждения о личности Гиеронима признаны невозможными[44]; внешняя политика Гиеронима рассматривается как логичное продолжение деятельности его отца (высказывалось даже предположение, что и Гиерон втайне сочувствовал и содействовал карфагенянам[45]), осуществлявшееся в интересах существенной части сиракузской общины, которая и после гибели царя активно боролась против Рима[46]. По мнению К. Ревяко, союз с Карфагеном был предопределён как наличием только одного направления для экспансии — в Римскую Сицилию, так и обременительностью для Сиракуз дружбы с Римом, которая постоянно требовала больших поставок зерна. К тому же после Канн сохранение этой дружбы грозило санкциями со стороны Карфагена[8].
Специалист по греческой тирании Г. Берве отмечает, что Гиероним ничего не изменил в структуре монархии, унаследованной от деда, и упоминания о его жестокости могут быть связаны с вынужденными репрессиями против той части олигархии, которая ориентировалась на Рим[40].
Примечания
- ↑ Берве Г., 1997, с. 578.
- ↑ Полибий, 2004, VII, 4, 5.
- ↑ Павсаний, 2002, VI, 12, 3.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, примечание 12.
- ↑ Берве Г., 1997, с. 571.
- ↑ Плутарх, 1994, Марцелл, 14.
- ↑ Берве Г., 1997, с. 574.
- ↑ 8,0 8,1 Ревяко К., 1988, с. 179.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 4, 2.
- ↑ Кораблёв И., 1981, с. 169.
- ↑ Берве Г., 1997, с. 580.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 5, 7.
- ↑ Родионов Е., 2005, с. 338.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 5, 8.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 5, 9—13.
- ↑ Родионов Е., 2005, с. 338—339.
- ↑ 17,0 17,1 Афиней, 2004, VI, 251.
- ↑ Берве Г., 1997, с. 581—583.
- ↑ 19,0 19,1 Кораблёв И., 1981, с. 170.
- ↑ Полибий, 2004, VII, 2.
- ↑ Полибий, 2004, VII, 3.
- ↑ Родионов Е., 2005, с. 340.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 6, 7—9.
- ↑ Полибий, 2004, VII, 4.
- ↑ Полибий, 2004, VII, 5.
- ↑ Кораблёв И., 1981, с. 171.
- ↑ Родионов Е., 2005, с. 341.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 7.
- ↑ Родионов Е., 2005, с. 350—351.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 21, 1—3.
- ↑ Кораблёв И., 1981, с. 172.
- ↑ Родионов Е., 2005, с. 351—378.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 4, 1.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 5, 2—5.
- ↑ Тит Ливий, 1994, XXIV, 5, 5—6.
- ↑ Берве Г., 1997, с. 581.
- ↑ Диодор Сицилийский, XXVI, 15, 1.
- ↑ 38,0 38,1 Полибий, 2004, VII, 7.
- ↑ Полибий, 2004, VII, 4—5.
- ↑ 40,0 40,1 Берве Г., 1997, с. 581—582.
- ↑ Кораблёв И., 1981, с. 326.
- ↑ Моммзен Т., 1997, с. 487.
- ↑ Ковалёв С., 2002, с. 292.
- ↑ Родионов Е., 2005, с. 337.
- ↑ Лурье С., 1945, с. 213—214.
- ↑ Кораблёв И., 1981, с. 167.
Литература
Первичные источники
- Афиней. Пир мудрецов. — М.: Наука, 2004. — 656 с. — ISBN 5-02-010237-7.
- Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. — СПб., 1772. — 520 с.
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека . Сайт «Симпосий». Дата обращения: 18 декабря 2015.
- Тит Ливий. История Рима от основания города. — М.: Наука, 1994. — Т. 2. — 522 с. — ISBN 5-02-008951-6.
- Павсаний. Описание Эллады. — М.: Ладомир, 2002. — Т. 2. — 503 с. — ISBN 5-86218-298-5.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.: Наука, 1994. — Т. 1. — 704 с. — ISBN 5-02-011570-3.
- Полибий. Всеобщая история. — М.: АСТ, 2004. — Т. 1. — 768 с. — ISBN 5-02-028228-6.
- Силий Италик. Пуника . Дата обращения: 25 мая 2016.
Вторичные источники
- Берве Г. Тираны Греции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с. — ISBN 5-222-00368-X.
- Ковалёв С. История Рима. — М.: Полигон, 2002. — 864 с. — ISBN 5-89173-171-1.
- Кораблёв И. Ганнибал. — М.: Наука, 1981. — 360 с.
- Лансель С. Ганнибал. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 368 с. — ISBN 5-235-02483-4.
- Лурье С. Архимед. — М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1945. — 272 с.
- Моммзен Т. История Рима. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — Т. 1. — 642 с. — ISBN 5-222-00046-X.
- Ревяко К. Пунические войны. — Минск: «Университетское издательство», 1988. — 272 с. — ISBN 5-7855-0087-6.
- Родионов Е. Пунические войны. — СПб.: СПбГУ, 2005. — 626 с. — ISBN 5-288-03650-0.
- Lenschau T. Hieronimus 8 // RE. — 1913. — Т. VIII, 2. — С. 1537—1539.