Герхард, Роберто

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роберто Герхард
Герхард (стоит) со своим наставником Фелипе Педрелем, ок.1918Герхард (стоит) со своим наставником Фелипе Педрелем, ок.1918
Основная информация
Полное имя исп. Roberto Juan Rene Gerhard
Дата рождения 25 сентября 1896(1896-09-25)
Дата смерти 5 января 1970(1970-01-05) (73 года)
Страна  Испания
 Великобритания
Профессии композитор, музыковед, музыкальный педагог

Роберто Герхард (имя при рождении — Роберт Хуан Рене Герхард Оттенвельдер, кат. Robert Juan René Gerhard i Ottenwaelder; 25 сентября 1896, Вальс — 5 января 1970, Кембридж) — испанский (каталонский) и британский композитор.

Биография

Отец — швейцарский немец, мать — из Эльзаса, имя Роберто взял, покидая Испанию. Рос в многоязычной, мультикультурной среде. Обучался по классу фортепиано у Гранадоса и композиции у Педреля. В 19231928 учился в Вене и Берлине у Шёнберга. Вернувшись в Барселону, занимался журналистикой, организаторской и концертной деятельностью, пропагандировал творчество и идеи Шёнберга, Веберна, Берга. Сблизился с Казальсом и Миро (в тридцатые годы Миро делал наброски к декорациям балетов Герхарда в постановке Леонида Мясина, но поставлены они не были). В 1931 получил место в музыкальном отделе Каталонской библиотеки, изучал старую испанскую музыку, музыкальный фольклор Каталонии. Сотрудничал с крупнейшими каталонскими поэтами (Жозеп Висенс Фойш, Жозеп Карне). Пригласил Шёнберга провести несколько месяцев в Барселоне, где композитор работал над оперой «Моисей и Аарон». В годы Республики активно участвовал в организации музыкальной жизни Испании, входил в музыкальный совет республиканского правительства Каталонии. После поражения республиканцев покинул Испанию, перебрался в Париж, затем поселился в Кембридже. Работал для Би-Би-Си, писал музыку для театра, в частности, для шекспировского «Короля Лира» в постановке Королевской Шекспировской компании (1955), а также для телевидения и кино (среди прочего — к фильму Линдсея Андерсона «Такова спортивная жизнь», 1963). Одним из первых в Великобритании обратился к электронной музыке. Преподавал в Мичиганском университете (1960), в Беркширском музыкальном центре (1961). Почётный доктор Кембриджского университета (1968).

С начала пятидесятых годов страдал сердечной недостаточностью, которая и стала причиной смерти.

Наследие и признание

В Испании вплоть до кончины Франко музыка Герхарда, опиравшаяся на каталонские песенные и танцевальные традиции, синтезируя их с музыкальным языком нововенской школы, поисками Бартока и Стравинского, не исполнялась, зато её играли и записывали в Великобритании, в числе исполнителей — Тревор Пиннок. В 1992 опера «Дуэнья» была поставлена в Мадриде и Барселоне, музыка Герхарда вернулась на родину. В настоящее время он считается одним из наиболее оригинальных и глубоких испанских композиторов XX в.

Сочинения

Балеты

Опера

Оркестровые произведения

  • Sardana I (1928)
  • Sardana II (1928)
  • Концертино для струнного оркестра (1929)
  • Albada, Interludi i Dansa (1936)
  • Сюита для оркестра № 2
  • Концерт для скрипки с оркестром (19421943)
  • Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1951)
  • Концерт для клавесина, струнного оркестра и перкуссии (19551956)
  • Концерт для оркестра (1965)
  • Эпиталамион для оркестра (19651966)

Симфонии

  • Homenaje a Pedrell (Симфония, 19401941)
  • Симфония № 1 (19521953)
  • Метаморфозы (Симфония № 2, 19671968, не завершена)
  • Симфония № 3, Коллажи, для оркестра и магнитофона (1960)
  • Симфония № 4, Нью-Йорк (19571959)
  • Симфония № 5 (1969, не завершена)

Камерная музыка

  • Trio in B major для скрипки, виолончели и фортепиано (1918)
  • Trio № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1918)
  • Соната для кларнета и фортепиано (1928)
  • Квинтет для духовых (1928)
  • Соната для альта и фортепиано (1948)
  • Каприччо для флейты соло (1949)
  • Струнный квартет № 1 (19501955)
  • Нонет (19561957)
  • Фантазия для гитары (1957)
  • Чакона для скрипки соло (1959)
  • Струнный квартет № 2 (19611962)
  • Concerto for 8 (1962)
  • Гимнодия для ансамбля духовых, двух фортепиано и перкуссии (1963)
  • Gemini, дуэт для скрипки и фортепиано (1966)
  • Libra, секстет (1968)
  • Leo, камерная симфония (1969)

Фортепианные произведения

  • Сонатина для Карлоса (1914)
  • Dos Apunts (19211922)
  • Soirées de Barcelona
  • 3 Impromptus (1950)
  • Alegrías для двух фортепиано
  • Pandora для двух фортепиано и перкуссии

Вокальные произведения

  • L’infantament meravellos de Schahrazada, op.1 (19161918)
  • Verger de les galanies (19171918)
  • 7 Haiku для голоса и ансамбля (1922, ред. 1958)
  • 14 Cancons populars catalanes (19281931)
  • L′Alta Naixença del Rei En Jaume (1932, на стихи Ж. Карне)
  • Cancionero de Pedrell (1941)
  • 3 Canciones Toreras для голоса и оркестра (около 1943)
  • 6 Chansons populaires françaises для голоса и фортепиано (1944)
  • The Akond of Swat для голоса и перкуссии (1954)
  • Cantares для голоса и гитары (1962)
  • The Plague, оратория для чтеца, смешанного хора и оркестра, по роману Камю (19631964)

Электронная музыка

  • Audiomobiles I—IV (19581959)
  • Lament for the death of Bullfighter для чтеца и магнитофона (1959)
  • 10 Pieces для магнитофона (около.1961)
  • Sculptures I—V (1963)
  • DNA in Reflection (1963)

Герхард о музыке

  • Gerhard on music: selected writings/ Meirion Bowen, ed. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2000

Литература о композиторе

  • Orga A. Roberto Gerhard. London: Oxford UP, 1986
  • Homs J. Robert Gerhard i la seva obra. Barcelona: Biblioteca de Catalunya, 1991
  • Millet L. Centenari Robert Gerhard (1896—1996). Barcelona: Generalitat de Catalunya, Departament de Cultura, 1996
  • Акопян Л. Роберто Герхард (1896—1970) // Искусство музыки. Теория и история, № 7, 2013

См. также

Ссылки