Герреро, Франсиско

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франсиско Герреро

Франсиско Герре́ро (исп. Francisco Guerrero; 4 октября 1528, Севилья — 8 ноября 1599, там же) — испанский композитор; наряду с Т. Л. де Викторией наиболее значительный автор церковной музыки испанского Ренессанса. Представитель андалусийской школы композиторов XVI века[1][2].

Очерк биографии и творчества

Ученик К. де Моралеса. В 1542–46 певчий, с 1551 помощник регента, в 1574–99 (с перерывами) капельмейстер кафедрального собора в Севилье. Паломничество в Святую землю (1588–89), сопровождавшееся (на обратном пути) нападением пиратов и другими злоключениями, описал в книге своих путевых заметок «Путешествие в Иерусалим» (1590), которая имела большой успех у современников.

Искусно играл на арфе, органе, виуэле и других инструментах[3]. Центральное место в творчестве Герреро занимают вокальные сочинения для церкви: «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» (Рим, 1585; имеют примечательный авторский подзаголовок more hispano[4]), 18 месс (в т.ч. реквием; опубликованы в 1566 и 1582), около 150 мотетов (1555–97), магнификаты во всех церковных тонах (1563), восьмиголосный Te Deum (1589). Всемирную известность приобрёл пятиголосный мотет Герреро «Ave Virgo sanctissima»[5] (1566).

Помимо высоких и «учёных» жанров Герреро работал в различных жанрах паралитургической музыки. Масштабный сборник «Духовные песни и вильянсико» («Canciones y villanescas espirituales», Венеция, 1589) показывает его не только как мастера имитационной полифонии, но и гомофонного (старогомофонного) склада. Для некоторых пьес коллекции характерны изобретательность ритмики (синкопы, триоли, квазифольклорные танцевальные фигуры) и «театральные» эффекты — генеральные паузы, контрасты ансамблевого и сольного звучания, звукоизобразительность.

Среди учеников Герреро — Алонсо Лобо. Имя Герреро носит Севильская консерватория.

Примечания

  1. Brockhaus-Riemann-Musiklexikon. 3te Aufl. Ergänzungsband, hrsg. von Kurt Oehl. Zürich: Atlantis Musikbuch-Verlag, 2001. Bd. 2, S. 156.
  2. Wörner K.H. Geschichte der Musik. 8te Aufl. Göttingen, 1993, S. 158 Архивная копия от 11 ноября 2021 на Wayback Machine.
  3. Музыкальная энциклопедия (т.6, М., 1982, стлб. 722) именует Герреро представителем «андалусской органной школы», однако, никаких сочинений для органа в творческом наследии Герреро нет. В статье о Герреро в Музыкальном словаре Гроува (2001) также нет отсылок к "андалусской органной школе".
  4. «на испанский манер».
  5. «Радуйся, пресвятая Дева»

Литературные сочинения

  • El viage de Hierusalem que hizo Francisco Guerrero, Racionero, y Maestro de Capilla de la Santa Iglesia de Sevilla. Valencia, 1593.

Литература

  • Pacheco F. Libro de descripción de verdaderos retratos de ilustres y memorables varones. Seville, 1599. Seville, 1985.
  • Anglès H. Cristóbal de Morales y Francisco Guerrero // AnM, ix (1954), 56-79
  • Anglès H. Latin Church Music on the Continent: Spain and Portugal // The New Oxford History of Music 4 (1968), pp.372-413, esp. 388ff.
  • Stevenson R.M. Francisco Guerrero (1528—1599): Seville’s Sixteenth-Century Cynosure // Inter-American Music Review, xiii/1 (1992), 21-98
  • Rees O. Guerrero’s L’homme armé Masses and their Models // Early Music History, xii (1993), 19-54/

Ссылки