Герман (апологет поморской общины)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Монах Герман
Религия Христианство
Дата рождения 1710(1710)
Дата смерти 1778(1778)
Место смерти Соловецкие острова
Страна  Российская империя

Герман (1710—1778) — саратовский монах, плодовитый апологет поморской общины.

Биография

Герман родился в 1710 году; подробных биографических сведений о нём практически не осталось. С уверенностью можно утверждать только то, что почти вся жизнь его прошла в пределах Саратовского края. Герман пользовался большим авторитетом у поморцев как человек вообще, так еще более как писатель. Павел Любопытный говорит о нем, что он был муж «благой души, исполненный незлобия, чистоты сердечной, кротости и простодушия». В этом отзыве есть несомненное преувеличение, так как трудно допустить незлобие и кротость в человеке, который главной своей целью ставил борьбу с «Никоновыми лжемудриями». Тем не менее несомненно, что его нравственные качества были известны далеко за пределами Саратовского края; о нем хорошо знали в Москве и в других центрах поморства[1].

Герману пришлось жить и действовать в то время, когда в старообрядческих толках оживленно дебатировался вопрос о молении за царя. Вот почему его литературная деятельность была тесно связана именно с этим вопросом. В защиту поморской точки зрения по этому вопросу Германом написаны следующие сочинения:

  1. Показание о богомолии за внешних владык мира о их благоденствии и победе врагов, писанное против заблуждения Феодосианцев и Филипповых;
  2. Апология, основанная на чудесах, что по долгу христианства и началам разума должно непременно молить Бога за внешних владык мира, о их благоденствии и всяком их благе;
  3. Вторая апология, собранная им буквально из откровения и церковных историй, что именовать внешних свойственными именами православных не есть противно Богу и духу Христовой церкви, употребленных там по разным причинам. Предметы мира именуются не по бытию какой-либо части, в состав того по случаю входящей, но по свойству предмета, всегда существующему и не изменяющемуся в целом или неделимом;
  4. Показание, что владыкам мира, не разбирая их веры, по гласу Христову и его церкви, непременно должно воздавать им законную дань и достойную честь каждому званию оных;
  5. Десять посланий в разные места пастырям душ, благочестивым мужам о назидании церкви, её благоустройстве и защите от мира[1].

Будучи проповедником высоких нравственных начал, он естественно интересовался вопросами и этой области. От него осталось сочинение, под названием «Краткое и ясное наставление своей пастве о нравственности, выбранное от святых отец». Герман написал еще несколько небольших сочинений, «но невежество их утратило», как выражается Павел Любопытный[1].

Герман окончил свою жизнь в Соловках, куда он был сослан за пропаганду раскола; здесь в 1778 году он и умер, примирившись с православной церковью[1].

Примечания

Литература

  • Дружинин В. Г., «Писания русских старообрядцев». СПб. 1912, стр. 83—84;
  • «Исторический словарь и каталог или библиотека староверческой церкви», Павла Любопытного, см. «Сборник для истории старообрядчества», Н. Попова, т. II, приложения, стр. 97.