Гендерное неравенство на Украине

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Гендерное неравенство на Украине — социальное неравенство украинского общества, которое, по заключению экспертов ООН, выражается в низком уровне вовлечённости украинских женщин в политическую и социальную жизнь страны, их дискриминацию и ущемление прав. Оно носит системный характер и обусловлено патриархальной культурой общества, глубоко укоренившимися в сознании украинского населения гендерными стереотипами и застарелыми недостатками общественного развития. Проводимые в стране реформы уделяют явно недостаточно внимания этому явлению[1][2].

По заключению американских специалистов в контексте ситуации с правами человека на Украине (см. права человека на Украине) соблюдение прав женщин остаётся нерешённым вопросом, украинские женщины подвергаются дискриминации во многих областях социальной жизни, их заработки занижаются, а шанс добиться профессионального признания и повышения не так высок, как у мужчин. Очень актуален вопрос о насилии, направленном против украинских женщин (см. насилие над женщинами на Украине), а также проблема широкого распространения внутрисемейного насилия[3].

Положение страны в рейтингах

По состоянию на 2015 год индекс гендерного равенства на Украине позволил ей занять 67-е место из 142 стран в списке. По сравнению с 2014 годом страна опустилась на 11 позиций с 56 места в рейтинге. Оценка другого параметра — индекса гендерного неравенства — определила 83-е место Украины в рейтинге из 150 государств планеты[4].

По мнению специалистов Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) ситуация с правами женщин на Украине может быть квалифицированно описана индексом гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума. В 2017 году в этом рейтинге Украина заняла 61 место из 144 стран, располагаясь между Венесуэлой и Эль-Сальвадором[5][6], a в 2018 году она заняла 65 место между Венесуэлой и Македонией[7]. По данным Украинского женского фонда тренд к постепенному скатыванию позиций Украины вниз по ступеням этого рейтинга устойчиво наблюдается начиная, как минимум, с 2006 года, когда она занимала 48-е место[8].

История

Советский период развития украинского государства был отмечен выдающимися достижениями в области гендерной политики. Придя к власти, большевики объявили равенство полов и способствовали гендерному эгалитаризму во всех его проявлениях. Советское государство ожидало от украинских женщин не только выполнения роли матерей, но и активного участия в гражданской и производственной жизни общества. Для способствования выходу женщин на трудовой рынок советское правительство обеспечило возможности в сфере социального обеспечения детей, получения женщинами декретных и больничных отпусков и т. п. Помимо этого гарантировался равный доступ женщин к системам здравоохранения, образования и общественной инфраструктуры. Для женщин были установлены определённые квоты на посты в правительстве. Всё это привело к высокому уровню грамотности среди советских женщин, достижению ими высоких результатов в образовании и производстве[9].

Тем не менее, гендерные стереотипы украинского общества никуда не исчезли, и украинские женщины никогда не были на равных с мужчинами ни в семейной, ни в профессиональной сфере взаимоотношений. Украинское общество всегда рассматривало мужчину как основного добытчика и главу хозяйства, а женщине отводились роли воспитания детей и работы по дому. Таким образом, на неё фактически накладывалась двойная нагрузка, которая состояла не только из домашних забот, но и социальных функций, обеспечения заработка, принятия решений и т. п. Кроме этого, в области выбора профессиональной сферы деятельности общественные стереотипы накладывали существенные ограничения на те области, которые традиционно считались мужскими или женскими. Тем не менее, советские женщины принимали участие в ряде общественных движений[10].

Современное состояние

С обретением Украиной самостоятельности все члены общества получили право выражать свои взгляды с относительной свободой. Однако было отмечено, что после обретения независимости участие в общественной жизни женщин из широких слоёв простого народа уменьшилось. С переходом Украины к капиталистическому укладу гендерные взаимоотношения в обществе начали быстро поляризовываться. Обрушившиеся на страну экономические и социальные проблемы отразились на мужской части населения всплеском алкоголизма (см. алкоголизм на Украине), наркомании (см. наркомания на Украине), насилия и самоубийств, что привело к соответствующему возрастанию уровне психологического и физического насилия против женщин (см. насилие над женщинами на Украине). Параллельно с этим возросло число разводов, в то время как количество браков и рождаемость понизились (см. рождаемость на Украине)[11].

Сравнивая современность с советским прошлым, украинские учёные обратили внимание на то, что характер гендерных отношений в обществе трансформировался и превосходство мужчин над женщинами стало системным. Это было обусловлено новыми разновидностями экономической стратификации социума и появлением нового класса собственников, которые заменили собой статусное неравенство, типичное для советских реалий. Стоит отметить, что хотя окружающая среда радикально преобразилась, в новых условиях украинской женщине ещё более ультимативно отводится второстепенная и подчинённая роль[12].

Стремление Украины интегрироваться в Европу придало вопросом гендерного равенства высокий уровень политической важности. В настоящее время украинское законодательство содержит в себе конституционные гарантии гендерного равенства. Кроме этого, Украина подписала многочисленные международные документы, которые подтверждают приверженность страны к созданию институций, реализующих гарантию гендерного равенства на практике. Однако воплощение этой стратегии в жизнь носит зачаточный характер, а значительные политические усилия, затраченные на разных уровнях, так и не привели к каким-либо социальным изменениям[13][14]. Более того, многостраничный отчёт, совместно подготовленный организациями Equal Rights Trust и правозащитным ЛГБТ-центром «Наш мир», указывает, что многие статьи украинских законов всё ещё противоречат фундаментальным положениям Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в связи с чем дискриминация женской части общества продолжает оставаться обыденным явлением на Украине[15][16].

Профессиональная дискриминация

Наперекор экономическим неурядицам и хаосу, уровень достижений украинских женщин, как образовательных и производительных членов общества остаётся весьма высоким. Тем не менее, несмотря на то, что украинские женщины имеют более высокий уровень образования, чем мужчины, возникла устойчивая тенденция к тому, что женщины занимают низкооплачиваемые профессиональные ниши и зарабатывают не более, чем 70 % от аналогичного заработка мужчины. Наибольший разрыв в доходах пришёлся на финансовую сферу, в то время как минимальный наблюдается в сельском хозяйстве, где заработные платы и так очень низки[11].

Отмечается, что на Украине многие области профессиональной активности являются традиционно мужскими, например оборона, наука, тяжёлая промышленность, транспорт, строительство. В то же время женщины доминируют в сферах здравоохранения, образования, розничной торговли и социальных и финансовых служб. Однако, обладание большинством рабочих мест в этих сферах не меняет сложившегося неравенства, так как командные должности владельцев и выгодополучателей принадлежат преимущественно мужчинам[11].

В дополнение к этому, из-за своих семейных обязательств украинские женщины часто испытывают на себе дискриминацию при приёме на работу, их увольняют чаще, чем мужчин, а особые трудности при найме испытывают женщины старше 40 лет. Проводимые исследования показывают, что многие женщины подвергаются сексуальным преследованиям и домогательствам на рабочем месте. Всё это в результате приводит к тому, что женщины имеют более высокую занятость в теневом секторе экономики, где их заработки имеют неформальный характер. В условиях современной Украины такой вид экономической деятельности не позволяет им рассчитывать на пенсии или социальные пособия[17].

Дискриминация в политике

В дополнение к профессиональной и социальной дискриминации украинские женщины нередко подвергаются дискриминации при попытках попасть в политику. Например, на заре украинской независимости во время первых выборов в Верховную Раду, украинские женщины заняли всего 3 % кресел в парламенте. В 2002 году им удалось получить только 5,1 % мест в парламенте, несмотря на то, что количество кандидатов в депутаты среди них достигало 20 %[18]. Среди европейских стран такие обстоятельства превратили Украину в государство с одним из самых низких представительств женщин во власти. По данным Украинского женского фонда она располагалась на 115 месте в списке из 137 государств планеты, а среди членов ОБСЕ Украина находится в конце списка, превосходя по процентному количеству женщин в Парламенте только Грузию[19]. Для сравнения отмечается, что в советский период пропорция женщин в Верховном совете УССР никогда не опускалась ниже уровня 1938 года, когда он был около 24 %, а во время распада СССР женщинами были 36 % депутатов Верховного совета и 50 % депутатов городских советов[18]. Даже после выборов 2014 года процент женщин в Верховной раде Украины едва превысил 12 %[20].

Степень вовлечённости украинских женщин в политику сильно зависит от местных условий той части страны, где они ею занимаются. В промышленных регионах Восточной Украины этот показатель заметно выше, чем в сельских западных областях. Например, в результате выборов 2002 года соотношение женщин к мужчинам в Донецке примерно 1 к 1,25. В то же самое время во Львове оно составляет 1 женщину на 15 мужчин[17].

Распределение представительства женщин по иерархии власти тоже очень неодонородно, несмотря на то, что пропорция женщин и мужчин в среднем соблюдена и их полное количество примерно одинаково. Однако, обращает на себя внимание тот факт, что большинство женщины заняты на нижних ступенях властных структур, в то время, когда их число на высших должностях пренебрежимо мало. Это особенно ярко проявляется на общенациональном уровне, где фигура Юлии Тимошенко является редким исключением из правила[17].

Гендерное неравенство в украинской семье

Факт наличия гендерного неравенства в среднестатистической украинской семье не оспаривается, однако это явление никогда не было объектом систематического изучения. Тем не менее отмечается, что в этом вопросе имеющиеся данные показывают противоречивые результаты смешения советской культуры эгалитаризма с убеждением в преимуществах традиционного распределения гендерных функций[21].

Эксперты ЮНФПА обратили внимание, что гендерный аспект определяет распределении ролей и ответственности в украинских семьях, причём женщина тратит в среднем на семью 49 часов в неделю, а мужчина только 22. На Украине очень небольшое количество мужчин берут на себя отпуск по уходу за ребёнком, а многие даже не знают, что такой отпуск полагается законодательством любому из родителей, а не только матери. Проведённые опросы показывают, что 63 % украинских мужчин вообще считают заботу о ребёнке женским делом, а треть из них даже не знают как заботиться о младенцах. Единственным исключением из этого правила стала сфера игр с детьми, где украинские женщины и мужчины оказались полностью равны[5].

Вообще при воспитании детей в украинской семье оба родителя обладают довольно высоким статусом, однако роль матери в этих делах более существенна. Как правило, украинские женщины лучше знакомы с проблемами и интересами ребёнка, они чаще оказывают детям помощь и привлекают их в совместную деятельность по дому. Мужчинам выделяется область занятий физкультурой и спортом, детских увлечений и выходов на природу. Уход за больным ребёнком и посещение с ним врачей осуществляется почти исключительно женщинами. Кроме этого женщины де факто в семье отвечают за создание здорового эмоционального климата и психологического комфорта, а также обеспечивают нормальную коммуникацию. Как следствие, во многих украинских семьях отношения детей с отцами носят более дистанцированный характер[21].

См. также

Примечания

  1. Gender Equality United Nations Ukraine
  2. Ukraine UN Women, Europe and Central Asia
  3. Skutsch, 2001, p. 549.
  4. O. Uvarova. Women’s rights and gender equality in Ukraine, Ukrainian Helsinki Human Rights Union, 25 April 2016
  5. 5,0 5,1 Finding a way out of the ‘man box’: confronting gender inequality and the masculinity crisis in Ukraine UNFPA Easter Europe & Asia, 10 September 2018
  6. The Global Gender Gap Report 2017 World Economic Forum, 2 November 2017
  7. The Global Gender Gap Report 2018 World Economic Forum, 17 December 2018
  8. Ukrainian Women’s Fund, 2011, Current Situation Analysis, p. 7.
  9. Helbig, Buranbaeva, Mladineo, 2009, Women in Ukraine, p. 59—60.
  10. Helbig, Buranbaeva, Mladineo, 2009, Women in Ukraine, p. 60—61.
  11. 11,0 11,1 11,2 Helbig, Buranbaeva, Mladineo, 2009, Women in Ukraine, p. 61.
  12. Лавриненко, 2006, К иному гендерному неравенству, с. 225.
  13. Hankivsky, Salnykova, 2012, p. 411—412.
  14. Скрыль, Галайда, 2013, с. 65.
  15. Equal Rights Trust, 2015, Discrimination on the Basis of Gender, p. 27.
  16. Equal Rights Trust, 2015, Discriminatory legal provisions, p. 30.
  17. 17,0 17,1 17,2 Helbig, Buranbaeva, Mladineo, 2009, Women in Ukraine, p. 62.
  18. 18,0 18,1 Helbig, Buranbaeva, Mladineo, 2009, p. 62.
  19. Ukrainian Women’s Fund, 2011, Current Situation Analysis, p. 5.
  20. Women in national parliaments Situation as of 1st December 2018
  21. 21,0 21,1 Журженко, 2008, с. 160.

Источники

Ссылки