Гейгер, Лазарь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лазарь Гейгер
нем. Lazarus Geiger
Дата рождения 21 мая 1829(1829-05-21)
Место рождения Вольный город Франкфурт, ныне Германия
Дата смерти 29 августа 1870(1870-08-29) (41 год)
Место смерти Франкфурт-на-Майне, Пруссия, ныне Германия
Научная сфера лингвистика

Ла́зарь Ге́йгер (нем. Lazarus Geiger; 21 мая 1829, Франкфурт-на-Майне — 29 августа 1870, Франкфурт-на-Майне, Гессен-Нассау) — немецкий филолог-лингвист и философ.

Биография

Лазарь Гейгер родился в 1829 году во Франкфурте в еврейской семье. Его дядя — Авраам Гейгер — был одним из лидеров еврейского реформационного движения XIX века. С юного возраста изучал иврит под руководством своего отца, еврейского учёного Соломона Михаэля Гейгера (нем. Salomon Michael Geiger). Отец считал, что Лазарю стоит быть торговцем, и отдал сына на обучение к одному майнцскому книгопродавцу. Спустя несколько лет Лазарь Гейгер вернулся в родной город и поступил в гимназию. Закончив гимназический курс, занимался классической филологией в Марбургском, Гейдельбергском и Боннском университетах[1].

В 1851 году окончательно вернулся во Франкфурт, занимался научной деятельностью. С 1861 года работал учителем в еврейской школе Филантропин (Philantropin), преподавал немецкий язык, математику, географию и иврит[2].

Скончался от болезни сердца во Франкфурте-на-Майне в 1870 году в возрасте 41 года.

Племянник — философ-феноменолог Мориц Гейгер.

Научная работа

Поселившись во Франкфурте, Лазарь Гейгер углубился в изучение лингвистики. С 1852 года он вёл работу над своим трудом «Ursprung und Entwickelung der Menschlichen Sprache und Vernunft». Первая работа Лазаря Гейгера, опубликованная в 1865 году, озаглавлена «Ueber Umpfang und Quelle der erfahrungsfreien Erkenntniss».

Доклад Лазаря Гейгера «Ueber den Farbensinn der Urzeit und seine Entwicklung», прочитанный на конференции в Франкфурте-на-Майне в сентябре 1867 года, считается началом нового направления в языкознании, «лингвистической археологии». В 1871 году этот доклад был издан на немецком языке.

В своих работах Гейгер развивал идеи Уильяма Гладстона о том, что цветовосприятие людей изменялось со временем. В отличие от Гладстона Гейгера исследовал не только поэмы Гомера, но и многие другие тексты, в частности древнеиндийские ведические поэмы и Ветхий Завет. Он обратил внимание, что во многих древних текстах отсутствуют упоминания о синем цвете. Так, в «Ursprung und Entwicklung der menschliehen Sprache und Vernunft» (1868—1872) Гейгер отмечает, что ни в Ведах, тысячи строк которых посвящёны событиям на небесах, ни в Библии, где небо упоминается 430 раз, ни разу описание небес не было снабжено цветовым эпитетом. Продолжив исследования, Гейгер обнаружил, что в более старых источниках, например в Ригведе нет в том числе и упоминаний зелёного цвета. В ещё более древней литературе нет жёлтого, а в самой древней — красного[3].

На основе проведённого анализа Лазарь Гейгер развил гипотезу Гладстона, придав ей эволюционный характер. По его предположению, развитие человеческого разума может быть прослежено через историю языка, и универсальным законом является порядок появления в языках слов для обозначения цветов в порядке спектра[4][5]. Впоследствии схожую теорию развивали Пол Кей[en] и Брент Берлин в своей работе «Basic Color Terms: Their Universality and Evolution», опубликованной в 1969 году.

Исследования Гейгера примечательны тем, что автор раньше Чарльза Дарвина пришёл к признанию процесса эволюции и применил эволюционную теорию к области мышления и языка. По Гейгеру в основе языка лежат довольно мало значащие восклицания, близкие к междометиям (сам автор именует их «Sprachschrei»). Согласно рассуждениям учёного, язык является источником мыслительной деятельности человека, из него развился разум, причём Гейгер отводит определяющую роль в этом развитии не слуху, а зрению. По мнению учёного, лишь когда люди стали привыкать к словам и их восприимчивость значительно повысилась, они заметили, что усилилась и их способность к различению предметов[1].

Читанные в разное время Лазарем Гейгером публичные лекции были опубликованы его братом, Альфредом Гейгером, в 1871 году под заголовком «Zur Eutwickelungsgeschichte der Menschheit». В этих лекциях автор в том числе выдвинул гипотезу североцентральноевропейского происхождения индоевропейских языков.

Религиозные взгляды

Хотя Лазарь Гейгер родился в семье реформаторов и приходился племянником Аврааму Гейгеру, он выступал против реформ в религиозной сфере и неоднократно выступал с резкой критикой по адресу представителей рационалистического направления. Когда старинная синагога во Франкфурте была заменена современной с органом, Гейгер издал брошюру «Terzinen beim Fall der Synagoge zu Frankfurt am Main», в которой негативно высказался о свершившихся изменениях[1].

Библиография

  • «Terzinen beim Fall der Synagoge zu Frankfurt-am-Main» (Frankfort, 1854).
  • «Ueber Umfang und Quelle der Erfahrungsfreien Erkenntniss» (Frankfort-on-the-Main, 1865).
  • «Ursprung und Entwickelung der Menschlichen Sprache und Vernunft» (vol. i. Stuttgart, 1868).
  • «Der Ursprung der Sprache» (Stuttgart, 1869, 2d ed. 1878).
  • «Zur Entwickelungsgeschichte der Menschheit» (ib. 1871; 2d ed., 1878).
  • «Ueber Deutsche Schriftsprache und Grammatik, mit Besonderer Rückricht auf Deutsche Schulen» (ib. 1870).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 ЕЭБЕ, 1910, pp. 256—257.
  2. ADB, 1892, pp. 507—508.
  3. Deutscher, 2010, pp. 40—46.
  4. Woodworth, 1910, pp. 325—326.
  5. Orsucci, 2010, pp. 243—245.

Ссылки