Гданьск-Главный
Станция | |
Гданьск-Главный Gdańsk Główny | |
---|---|
Линия №9 Варшава-Восточная — Гданьск-Главный Линия №202 Гданьск-Главный — Старгард Линия №227 Гданьск-Главный — Гданьск-Заспа-Товарная Линия №249 Гданьск-Главный — Гданьск-Новый Порт Линия №250 Гданьск-Средместье — Румя | |
Польские государственные железные дороги, Скоростная городская железная дорога в Труймясте | |
54°21′20″ с. ш. 18°38′40″ в. д.HGЯO | |
Дата открытия | 1894 (вокзал: 1900) |
Прежние названия | Danzig Hauptbahnhof |
Тип | узловая |
Количество платформ |
6 (используется 5) в т.ч. 3 для SKM |
Количество путей | 12 (используется 11) |
Архитекторы |
Александр Рундел Пауль Томер Георг Цуны |
Расположение | ул. Подвале Гродзке дом 2 Гданьск, Польша |
Код в «Экспресс-3» | 5100022 |
Гданьск-Главный (польск. Gdańsk Główny) — самая большая пассажирская железнодорожная станция в Гданьске. Расположена на маршруте Тчев - Гдыня. Вокзал станции Гданьск-Главный — памятник архитектуры[1], расположен на улице Подвале Гродзке, в Старом городе Гданьска.
Обслуживает поезда как внутреннего, так и международного сообщения. На станции останавливаются пассажирские поезда всех категорий. Большинство маршрутов SKM имеет пунктом отправления станцию Гданьск-Главный. Согласно классификации PKP, вокзал станции имеет самую высокую в Польше категории „Премиум“.
Расположение
Станция расположена в самом центре города, по адресу улица Подвале Гродзке дом 2. Станция Гданьск-Главный является частью важного транспортно-пересадочного узла, связывающего железнодорожные, автобусные и трамвайные перевозки. Здание железнодорожного вокзала соединено подземным переходом с автобусным вокзалом, расположенным на улице 3-го Мая.
На противоположной стороне улицы находится гостиница «Скандик» (прежние названия „Hotel Monopol“, „Hotel Holiday Inn“). До 1945 года зданий подобного типа в этом месте было больше. Однако в ходе бомбардировок города весной 1945 года были разрушены расположенные по соседству от «Скандика» здания гостиниц «Континеталь», «Гранд отель Рейхсхоф» и «Норддойчер Хоф», которые после войны не восстанавливались, а их развалины были окончательно снесены в начале 1960-х годов.
История
Первая железнодорожная линия в Данциге была открыта в 1852 году[2]. Первым железнодорожным вокзалом Гданьска стала станция Гданьск-Брама Низинна, располагавшаяся в Старом городе на улице Торуньской, неподалеку от Нижних ворот (которые и дали ей название), внутри городских крепостных укреплений.
Вскоре, однако, выяснилось, что эти укрепления мешают развитию и расширению станции, а также продлению линии в порт Гданьска, развитие которого в значительной степени зависело от связи его с железными дорогами Германской империи. Поэтому В 1867 году была проведена новая линия, ведущая в порт, оставляющая станцию Гданьск-Брама Низинна к югу. В районе современного Главного железнодорожного вокзала, на новой линии была построена временная пассажирская станция Гданьск-Брама Выжинна. Рядом со станцией располагались Верхние ворота, давшие ей название.
Однако и для этой станции городские укрепления стали препятствием к развитию. Так, вход на этот вокзал Гданьск-Брама Выжинна был возможен только с запада, с так называемого «Променада» (ныне это улица 3 Мая), ибо к востоку от станции располагались городские стены и ров. Дальнейшее развитие станции стало возможным только по ликвидации данных оборонительных сооружений.
После их сноса было возведено современное здание железнодорожного вокзала. Оно строилось в течение 1894 - 1900 гг., официальное открытие его состоялось 30 октября 1900 года. Старый вокзал Гданьск-Брама Выжинна был закрыт 30 октября 1896 года и был снесён в ходе строительства нового вокзала.
Новый вокзал получил немецкое название „Danzig Hauptbahnhof“ — по немецкому названию города (Данциг), входившего на тот момент в состав Германской империи. Это же название сохранялось и в период существования Вольного города Данцига (1920 - 1939), и в ходе последующей немецкой оккупации, до освобождения Гданьска Красной армией 31 марта 1945 года, после чего, в связи с возвращением города в состав Польши, получил современное польское название „Gdańsk Główny“.
Весной 1945 года вокзал, как и вся станция, претерпел серьезные разрушения в ходе боевых действий, избежала разрушений лишь башня. Вокзал был восстановлен в послевоенные годы.
2 января 1952 открыта новая железнодорожная линия SKM — городской электрички Труймяста, которая следует параллельно старой железнодорожной линии между Гданьском и Гдыней[2].
В 2014 году компания Польские государственные железные дороги (PKP) начала подготовку к масштабной реконструкции здания вокзала и пассажирской станции[3]. Сметные расходы на реконструкцию первоначально составляли около 50 млн. злотых, а срок выполнения работ предполагался в 18 месяцев. Однако затем расходы выросли до 70 миллионов, впоследствии увеличившись до 83,4 миллионов, а окончательное контракт на выполнение работ со строительной компанией Мостосталь Варшава был заключен на сумму 99,6 млн. злотых[4]. 27 августа 2019 года PKP подписала контракт с компанией Мостосталь Варшава на реконструкцию станции[5]. Работы начались в середине сентября 2019 года[6].
Инфраструктура
Вокзал
Здание вокзала построено в 1894—1900 годах. Архитекторами станционного комплекса являются Александр Рундел, Пауль Томер и Георг Цуны.
Вокзал построен в стиле так называемого «Гданьского ренессанса», являющимся эклектичным сочетанием архитектурных форм эпохи Возрождения и барокко (историзм). Здание вокзала и башня были построены из кирпича и богато украшены песчаником из Вартковице.
Торжественное открытие здания вокзала состоялось 30 октября 1900 года. Башня с часами, высотой 50 м, построена позже, в 1900—1903 годах, по архитектуре напоминает церковь святой Екатерины в Старом городе — старейшую церковь Гданьска. Циферблаты диаметром 3,25 м размещены на высоте 25,6 м. До электрификации железной дороги башня также выполняла функцию водонапорной башни, причем оборудование было встроено в здание таким образом, что данная функция была абсолютно незаметна для стороннего взгляда[7].
По данному проекту в 1907 году построен также вокзал на станции Кольмар во Франции, являющийся, по существу, «братом-близнецом» вокзала в Гданьске[8]. Связано это с тем, что на момент строительства вокзала Эльзас, где расположен город Кольмар, равно как и Гданьск (называвшийся тогда Данциг), входил в состав Германской империи[9].
Станция
По номенклатуре PKP через станцию Гданьск-Главный проходят 5 железнодорожных линий.
На всей станции Гданьск-Главный используются только светофоры, все пути электрифицированы. Главная диспетчерская СЦБ находится в конце перрона № 4.
Примечания
- ↑ Rejestr zabytków nieruchomych . kobidz.pl. Дата обращения: 14 ноября 2019. Архивировано 22 октября 2020 года.
- ↑ 2,0 2,1 Szybkiej Kolei Miejskiej w Trójmieście. Nasza historia. . Дата обращения: 14 ноября 2019. Архивировано 19 февраля 2015 года.
- ↑ Przygotowania do przebudowy dworca PKP w Gdańsku . Wyborcza.pl. trojmiasto.wyborcza.pl (17 marca 2015). Дата обращения: 15 ноября 2019.
- ↑ Wielki remont zabytkowego dworca PKP w Gdańsku. Kolejarze rozstrzygnęli przetarg . Wyborcza.pl. trojmiasto.wyborcza.pl (5 czerwca 2019). Дата обращения: 15 ноября 2019.
- ↑ Kurier Kolejowy. Mostostal Warszawa przebuduje Dworzec PKP Gdańsk Główny . kurierkolejowy.eu. Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 30 августа 2019 года.
- ↑ Wyborcza.pl . trojmiasto.wyborcza.pl. Дата обращения: 15 ноября 2019.
- ↑ 110 lat budynku dworca kolejowego w Gdańsku (польск.). trojmiasto.pl /. Архивировано 20 октября 2010 года.
- ↑ La quatrième et actuelle gare (depuis 1907) (фр.). etienne.biellmann.free.fr /. Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 18 ноября 2018 года.
- ↑ Szyld na dworcu. Jak kiedyś? Czy jak we Francji? Zdjęcia (польск.). trojmiasto.gazeta.pl (14 мая 2012). Архивировано 28 января 2016 года.
Ссылки
- Информация в базе Польских железных дорог (польск.)
- Информации и фотографии на сайте pod-semaforkiem (польск.)
|
|