Гаргальо, Пабло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пабло Гаргальо
Пабло Гаргальо, 1910Пабло Гаргальо, 1910

Пáбло Гаргáльо (исп.  Pablo Emilio Gargallo Catalán; 5 января 1881, Маэлья — 28 декабря 1934, Реус) — каталонский скульптор, близкий к кубизму, считается одной из главных фигур современной скульптуры в первой половине XX века.

В 1888 году вместе с семьей переехал в Барселону. Учился у Эусеби Арнау. В кафе «Четыре кота» познакомился с Пикассо, Хулио Гонсалесом и др. художниками. С 1903 часто жил в Париже, вошел в круг обитателей Бато-Лавуар, художников и писателей Монпарнаса (Пикассо, Хуан Грис, Макс Жакоб и др.). Умер от воспаления легких.

На протяжении всей жизни Гаргальо одновременно придерживался двух разных стилей: классического, связанного с модернизмом и новесентизмом, и авангардного стиля, в котором скульптор экспериментировал с новыми формами и материалами.

Под влиянием своего друга Хулио Гонсалеса, Гаргальо разработал манеру, основанную на создании трехмерных объектов из плоских металлических пластин, с использованием бумаги и картона, создающих иллюзию дополнительного объема за счет игры тени и света.

Его первая металлическая маска «Маленькая маска с фитилем» (1907) отмечает начало нового периода в металлической скульптуре XX века. «Это первая отдельная попытка экспериментировать с материалом, пластичность которого позволяет создавать тонкие участки света и тени и инициирует диалог между поверхностью и глубиной»[1].

Пластический язык Гаргальо использует выразительные возможности пустоты. Минимальными штрихами в невесомости создается «скульптурный рисунок», несколько важных элементов которого формируют законченный образ. Среди изготовленных в этой манере скульптурных масок — три маски Греты Гарбо.

Он также делал более традиционные скульптуры из бронзы, мрамора и других материалов.

Пророк (1933), Пабло Гаргальо

Наиболее известная работа Гаргальо — «Пророк» (El profeta, 1933), являющаяся кульминацией кубических произведений скульптора, полностью раскрывшая трехмерную экспрессию стиля.

Его эксперименты с формой и пространством привели к открытию «полой формы», одной из главной отличительной черты стиля Гаргальо. Замена выпуклых объемов вогнутыми ставит перед глазом задачу представить отсутствующие формы.

Его музей открыт в 1985 в Сарагосе. С 1987 вручается художественная премия Пабло Гаргальо. Творениями скульптора украшены многие знаменитые здания Барселоны, а Дворец Каталонской Музыки и Госпиталь Санта Крус включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примечания

  1. Pierre Cabanne, préface in : Pablo Gargallo, sculptures et dessins, catalogue de l’exposition à la Monnaie de Paris, avril-juin 2001, p. 10.

Литература

  • Pablo Gargallo: catalogue raisonné/ Pierrette Gargallo-Anguera, ed. Paris: Editions de l’Amateur, 1998
  • Casanova M. a.o. Pablo Gargallo. Valencia: Institut Valencià d’Art Modern; Biarritz: Ville de Biarritz, 2004
  • Ordóñez Fernández R. Gargallo en su museo: colecciones del Museo Pablo Gargallo. Barcelona: Fundació Caixa d’Estalvis i Pensions, 2007

Ссылки