Гантимур
Гантимур | |
---|---|
Гантимур, Гантимир | |
1667 — 1685 | |
Преемник | Катана |
|
|
Место рождения | Нерчинск |
Отец | Алака батур-кан |
Дети | сыновья: Катана и др. |
Отношение к религии | политеизм, православие |
Гантиму́р — князь эвенкийского или даурского (хамниганского)[1] рода Баягир, предводитель конгломерата родов забайкальских эвенков и дауров в XVII веке.
Родился на реке Нерча, сын Алака Батур-хана (Нарин-хан) — правителя эвенкийских и даурских родов Забайкалья. В середине ХVII века, после переселения эвенков из Верхнего Приамурья и Забайкалья, Гантимур владел территориями вокруг Барги. Имел высокий социальный статус в цинской империи. В 1667 году вместе с родственниками и представителями более 20 родов вышел из-под влияния цинской администрации, приняв российское подданство. В 1684 году Гантимур с сыном Катанаем принял православие в Нерчинске. В 1685 году умер в Нарыме по пути в Москву.
Гантимур | |
---|---|
Связанные статьи |
Этимология имени
Этимология имени Гантимур вызывает дискуссию в научной и научно-популярной среде. Существуют разные варианты интерпретации значения имени, среди которых известны следующие гипотезы: монгольская[2][3], монголо-даурская[4], тюркская[5], эвенкийская. Из лексического пласта эвенкийского языка имя Гантимур может этимологизироваться во взаимосвязи со значением «лучник», «стрелок из лука»[6]. Наиболее точно эвенкийская этимология имени представляется в виде Гантимир — «Сталь (наконечник стрелы), летящая точно в цель», «Стреляющий точно в цель», либо Гантимур, Гантимор – «Крепкий как сталь»[7]. В среде эвенков Гантимур имел уважительные прозвища Букули — «Выдающийся» (превосходная степень оценки)[8] и Гантимур Улан — «Красный Гантимур» (от эвенк., монг. hулан/улан/ула — «красный», во взаимосвязи с войсковым краснознаменным подразделением, возглавлявшимся им)[9].
Биография
Гантимур родился в районе современного Нерчинска, где на обширной территории по Шилке и Нерче распространялись исторические права родов «конных тунгусов»[10], так в российских официальных документах вплоть до советского времени именовались потомки князя и его подданых[1]. Роды Баягир и Дуликагир, к которым, согласно генеалогии, принадлежал Гантимур, были связаны в нескольких поколениях с монгольским родом Борджигин и правящими родами маньчжурской династии Цин[11]. При этом в отношении происхождения родов баягир и дуликагир существуют версии эвенкийского и даурского происхождения[1]. Среди оснований эвенкийского происхождения рода называются структура генеалогии рода, сведения документальных источников и описание родового герба Гантимуровых[12][13][14]. Российский генеалог А. В. Соломин на основе сравнительной ономастики считал, что предки Гантимура были монголоязычны и находились в родстве с киданьским родом Елюй[1]. Киданьское происхождение также поддерживает Д. Г. Дамдинов[15].
На основании родственных отношений и высокого социального статуса Гантимур занимал видное место при правящей династии в цинском Китае, как лицо высшего уровня власти имел привилегии и получал ежегодное жалование[16][17]. После переселения маньчжурами конных тунгусов из Приамурья и восточного Забайкалья в Маньчжурию и на западные границы империи Цин проживал на территории Барги, возглавляя роды конных тунгусов и краснознаменное подразделение 8-знаменной цинской армии[18]. Гантимур был выдающимся предводителем, умелым воином и полководцем, имел 9 жен и более 30 сыновей[19].
В 1667 г. подразделение маньчжурского войска, возглавляемого Гантимуром было направлено в Прамурье с задачей уничтожения Кумарского острога, однако, Гантимур и другие предводители конных тунгусов принимают решение вернуться на родные земли к Нерчинску и изъявляют желание перейти под российское подданство. Общее число конных тунгусов, принявших российское подданство вместе с Гантимуром и его родственником Бокаем, возглавлявшим род Дуликагир, составило около 7—8 тыс. человек из более 20 родов конных тунгусов[20][21][22][23]. Причиной решения о принятии российского подданства ранние в исторических публикациях называются перспективы «доброго жития»[24], либо обида на несправедливое судебное решение[25], однако истинной причиной, побудившей конных тунгусов выйти из-под влияния цинской династии является желание остаться на землях предков, что в составе цинского Китая было невозможно[26][27].
Переход конных тунгусов Гантимура под подданство России обострил отношения царской России с цинским Китаем, однако, несмотря на многочисленные требования цинских правителей выдать Гантимура, администрация российской империи отвечала отказом[28]. Для этого были обоснованные причины — принятие конными тунгусами российского подданства предоставляло России политические права на освоение обширной территории Забайкалья. Кроме этого, конные тунгусы Гантимура, представлявшие собой многочисленное и умелое войско, отныне выступали защитниками интересов Российской империи[29].
В 1684 г. в Нерчинске Гантимур вместе со старшин сыном Катанаем принял православие, Гантимуру было дано имя Петр, Катанаю — Павел. В том же году Гантимур с сыновьями Катанаем и Чекулаем отправились в Москву, но в пути Гантимур скончался и был похоронен в Нарыме. Катанай и Чекулай были с почетом приняты российским правительством — указом от 16 марта 1685 г. Катанай был записан в дворяне по привилегированному «московскому» списку. Он и его потомки получали право именоваться князьями, освобождались от уплаты ясака, им было назначено специальное жалование[30][31][32].
Вклад Гантимура и его потомков в историю развития российского Забайкалья чрезвычайно велик: безвозмездное предоставление России политических прав на огромные территории Забайкалья и Верхнего Приамурья; доблестная защита российских границ конными тунгусами, возглавлявшимися кровными потомками Гантимура на протяжении 200 лет; управление территорией Забайкалья в сложных политических условиях XVIII—XIX вв.; многолетний труд образованных кадров на благо России; защита интересов страны на полях сражений.
Образ Гантимура сохранен в преданиях конных тунгусов, среди которых популярны фольклорные тексты с сюжетами «о 30-пудовом валуне, оставленном Гантимуром», «о фортификационном сооружении — большом земляном вале, возведенном на границе с Китаем», «о Гантимуре — предводителе конных тунгусов» и др.[33][34][35][36].
Родовое дерево Гантимура опубликовано на сайте всемирного генеалогического дерева Geni[37]. Среди потомков — Павел Глоба.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Соломин А. В. Происхождение тунгусского князя Гантимура по данным ономастики // Генеалогический вестник, СПб. — 2012. — № 45.
- ↑ Дамдинов Д. Г. О предках Гантимуровых (титулованных князей и дворян по московскому списку). — Улан-Удэ, 1996. — С. 3, 10, 23.
- ↑ Бараев В. В. Высоких мыслей достоянье. — М.: Политиздат, 1988. — С. 48.
- ↑ Туголуков В. А. Конные тунгусы (этническая история и этногенез) // Этногенез и этническая история народов Севера : сборник научных статей. — 1975. — С. 101.
- ↑ Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. — М.: Наука, 1979. — С. 250-251.
- ↑ Зуев А. С. Хан Тимур, булат или стрелок из лука: к этимологии имени тунгусского князя Гантимура // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2013. — Т. 12, № 5. — С. 242-248.
- ↑ Варламов А. Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирск: Наука, 2022. — С. 408, 415.
- ↑ Эвенкийско-русский словарь / сост. А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 2004. — С. 103.
- ↑ Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Т. 2 / под ред. В. И. Цинциус. — Л.: Наука, 1977. — С. 343.
- ↑ Спасский Г. И. Исторические сведения о Сибирских Тунгусах вообще и о Забайкальских в особенности // Сибирский вестник. Чч. XVIII, XIX, XX. — 1882. — С. 23.
- ↑ Соломин А. В. Князья Гантимуровы. — М., 2013. — С. 49-51, 252-253.
- ↑ Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссиею. Т. IV. 1645-1676. — СПб.: Типография II-го Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1842. — С. 455.
- ↑ Серебренников И.И. Князь Гантимур: исторический очерк. — Шанхай: Far Eastern Times, 1934. — С. 14.
- ↑ РГАДА, Ф. 1411, Оп. 1, Д. 107
- ↑ Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
- ↑ Краевский А. А. Отечественные записки. — СПб.: Тип. Глазунова и компании, 1847. — С. 117.
- ↑ Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. 1. — СПб.: изд-е «Русской старины», 1873. — С. 50.
- ↑ Артемьев А.Р. России верное служение. (Род князей Гантимуровых) // Забытые имена. История Дальнего Востока России в лицах : сборник научных статей. — 1994. — Т. Вып. 1. — С. 47-59.
- ↑ Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — С. 15-17.
- ↑ История Сибири: в 2 ч. Ч. 2. Период с 1660 г. до воцарения Императрицы Екатерины Петровны / сост. В.К. Андриевич. — СПб.: Типография В.В. Комарова, 1889. — С. 140.
- ↑ Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — С. 15.
- ↑ Паршин В. П. Поездка в Забайкальский край. Ч. 2: История города Албазина. — М.: Типография Николая Степанова, 1844. — С. 117.
- ↑ Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — С. 351.
- ↑ Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. — СПб.: Типография К. Н. Плотникова, 1874. — С. 151.
- ↑ Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 3, Т. 11-15. — СПб.: издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1895. — С. 595.
- ↑ Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — С. 27.
- ↑ Варламов А. Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирск: Наука, 2022. — С. 411-412.
- ↑ История Сибири: в 2 ч. Ч. 2. Период с 1660 г. до воцарения Императрицы Екатерины Петровны / сост. В. К. Андриевич. — СПб.: Типография В. В. Комарова, 1889. — С. 429-430.
- ↑ Варламов А. Н., Варламова Ю. А. Историческая роль Гантимура и забайкальских эвенков в присоединении Забайкалья к Российской империи // Сибирский антропологический журнал. — 2021. — Т. 5, № 2. — С. 9-18.
- ↑ Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792-й год. — Казань: Типография Императорского университета, 1882. — С. 14.
- ↑ Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. — СПб.: Типография К. Н. Плотникова, 1874. — С. 151.
- ↑ Серебренников И. И. Князь Гантимур: исторический очерк. — Шанхай: Far Eastern Times, 1934. — С. 13.
- ↑ Паршин В. П. Поездка в Забайкальский край. Ч. 2: История города Албазина. — М.: Типография Николая Степанова, 1844. — С. 118.
- ↑ Широкогорова Е. Н. Северо-Западная Манджурия (географический очерк по данным маршрутных наблюдений). — Владивосток: Тип. Обл. зем. управы, 1919. — С. 7.
- ↑ Фольклор эвенков Прибайкалья / сост. М. Г. Воскобойников. — Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1967. — С. 127-128.
- ↑ Соломин А. В. Князья Гантимуровы. — М., 2013. — С. 27-28.
- ↑ www.geni.com/profile/index/6000000049377640748
Ссылки
- Гантимур. Персоны на «Старой Чите»
- Соломин А. В. Происхождение тунгусского князя Гантимура по данным ономастики. Eurasica.ru
- Грамота Царя Петра Алексеевича Нерчинскому воеводе Качанову.(В грамоте записана история рода Гантимуровых со слов потомков князя Гантимура
- Болонев Ф. Ф. «НЕ ЖЕСТОЧЬЮ, А ЛАСКОЮ»: ОТНОШЕНИЕ РУССКИХ ВЛАСТЕЙ К ЭВЕНКИЙСКОМУ РОДУ ГАНТИМУРОВУ В XVII—XIX вв.
- Григорьева Екатерина Алексеевна (Нижний Новгород). Проблема Гантимура в русско-китайском споре XVII в. о границах