Ганс, Эдуард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдуард Ганс
нем. Eduard Gans
Эдуард Ганс (Литография, 1839)Эдуард Ганс (Литография, 1839)

Эдуард Ганс (17971839) — немецкий юрист, представитель так называемого философского направления в юриспруденции.

Биография

Родился в 1797 году (по другим данным в 1798) в Берлине, в еврейской семье банкира Абрахама Исаака Ганса и его жены Циппоры Маркус. Отец его был одним из финансовых советников государственного канцлера Карла Августа фон Гарденберга. Его племянником был химик и промышленник Лео Ганс.

Учился в Берлинском (1816), Гёттингенском (1817) и Гейдельбергском (1818—1819) университетах, под непосредственным влиянием известного германиста Тибо. Решительное воздействие Тибо, а также Гегеля, сказалось на первых же порах самостоятельной научной деятельности Эдуарда Ганса.

Уже в 1819 году Ганс основал вместе с единомышленниками «Общество культуры и науки евреев», которое возглавлял в 1821—1824 годах.

В 1820 году, став приват-доцентом юридического факультета Берлинского университета, он выступил с решительной оппозицией против господствовавшей в то время «исторической» школы юриспруденции, главным представителем которой был Савиньи. Она вызывалась несомненной односторонностью «исторического» направления, которое, вдавшись в исследование фактических подробностей в области истории права и пренебрегая вопросами общими, не могло удовлетворить естественной потребности в построении отвлеченных начал и историко-философских обобщений.

Эдуард Ганс был главным представителем гегелианизма в науке права[1]. В своем капитальном труде по истории наследственного права «Das Erbrecht in weltgeschichtlicher Entwickelung» (1824—1835) он рассматривал право отдельных народов в их взаимной связи как последовательное выражение правового гения человечества и при изложении права отдельных народов стремится выяснить руководящие начала и общие черты, свойственные праву каждого народа, и их логическое развитие в этом праве. В этом сочинении была глава ο принципах библейско-талмудического наследственного права, исследование, которое еще в 1822 году было напечатано Гансом в виде статьи в журнале «Zeitschrift für die Wiss. des Judenthums», который издавался «Обществом культуры и науки евреев».

Особенную популярность Эдуард Ганс снискал себе своими публичными лекциями, преимущественно по истории новейшего времени; они привлекали многочисленную публику из всех классов общества, но вскоре были запрещены правительством. Возражения Савиньи против учения Ганса вызвали написание сочинения «Ueber die Grundlage des Besitzes» (Берлин, 1839), где Ганс в резких чертах выставил на вид несостоятельность критической манеры Савиньи и его взгляду на собственность как на факт противопоставил философский принцип собственности как права.

Он был одним из основателей журнала «Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik».

В 1825 году Эдуард Ганс принял крещение, хотя в «Обществе культуры и науки евреев», которое он до этого возглавлял, имело одной из своих целей борьбу против перехода евреев в христианство. Генрих Гейне, входивший в это общество писал:

Отступничество Ганса было тем противнее, что он играл роль агитатора и принял на себя некоторые предводительские обязанности. Принято за правило, что капитан всегда последний покидает подвергшийся крушению корабль; Ганс спасся первым».

После принятия лютеранства карьера Ганса быстро определилась: уже в том же году он был назначен экстраординарным, а через три года — ординарным профессором Берлинского университета.

Примечания

  1. После смерти Гегеля он издал его лекции по философии права и философии истории.

Литература