Ганкевич, Климентий Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Климентий Николаевич Ганкевич (укр. Климентій Миколайович Ганкевич, (2 сентября 1842, с. Настасов (ныне Тернопольского района Тернопольской области Украина — 14 ноября 1924, Черновцы) — украинский филолог, лингвист, писатель, этнограф, переводчик, первый преподаватель украинского языка и литературы в Черновицком университете, один из наиболее ярких представителей галицких философов-идеалистов. Доктор философии.

Биография

Окончил Бережанскую гимназию, затем в 1866 году — семинарию УГКЦ во Львове. Затем учился в университете им. Яна-Казимира во Львове. Затем работал учителем в школах Перемышля, Станиславова, Бережан, Черновцов. Вёл активную общественно-культурную деятельность, был членом общества «Русьская беседа» и «Буковинская русьская рада».

В 1875—1887 годах трудился секретарём, а затем преподавателем украинской литературы и философии в Черновицком университете.

Основал и руководил академическим университетским обществом «Союз». В 1887 г. редактировал религиозную газету «Мир».

Научная деятельность

Выступал против материализма с позиций консервативного (старого) гегельянства. Учение Гегеля считал вершиной философской мысли, наиболее подходящим для обоснования веры в Бога. Основную задачу философии видел в примирении науки с религией, разума с верой, в объединении их. Постулировал наличие украинской философии с её собственной историей.

В Галичине в конце XIX века Климентий Ганкевич опубликовал ряд работ по философии. Сыграл заметную роль в формировании национальной философской терминологии. Сотрудничал с рядом периодических изданий Восточной Галичины.

В 60-х годах XIX в. Ганкевич принадлежал к движению украинофилов, позже охотно публиковался и в руссофильской прессе.

Основные научные вопросы, разработкой которых занимался Ганкевич, касаются истории философии, психологии, эстетики, христианской теологии и философского анализа языка.

В своих работах по истории философии Ганкевич выступает оригинальным автором и является по мнению современных украинских исследователей своего рода новатором. Его вклад заключается в исследовании развития философии славянских народов, прежде всего на Украине (в Галичине), в Польше и Чехии.

Ганкевич придерживался мнения, что с середины XIX в. именно славянская философия продолжала развитие гегелевской историко-философской концепции, и таким образом отвергал пангерманскую концепцию в истории философии.

Большой вклад Ганкевича в развитие философской терминологии, так как свои труды он публиковал на родном украинском (русинском) языке.

Сочинения

Автор трудов:

  • Основные черты славянской философии. Краков, 1869;
  • История и критика материализма и дарвинизма. 1877;
  • Кôлька мыслей из философіи. «Правда», Львів. 1868, № 14-15, № 18-20, № 45-47.
  • Психологія. 1868;
  • Про народну філософію малорусинів. 1875;
  • До питання вивчення українського наголосу. 1877;
  • Найновіший філософський рух у слов’ян. 1880;
  • Реалізм у літературі і науці. 1882;
  • До питання народної етимології в українській мові. 1888.

Литература