Перейти к содержанию

Гандшин, Жак

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жак Гандшин
Основная информация
Имя при рождении Яков Яковлевич Гандшин
Полное имя фр. Jacques нем. Samuel Handschin
Дата рождения 5 апреля 1886(1886-04-05)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 25 ноября 1955(1955-11-25) (69 лет)
Место смерти Базель, Швейцария
Страна  Швейцария
Профессии органист, музыковед
Инструменты орган

Жак Гандшин (также встречается написание Хандшин), при рождении Яков Яковлевич Гандшин (фр. Jacques Handschin; 5 апреля 1886, Москва — 25 ноября 1955, Базель) — швейцарский и российский органист, музыковед и источниковед.

Биография

Учился в Петропавловском мужском училище[1] при лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Москве. После обучения органному исполнительству в Мюнхене у Макса Регера, в Лейпциге у Карла Штраубе и в Париже у Шарля Мари Видора вернулся в Россию, с 1907 г. выступал с органными концертами, с 1909 г. преподавал в Петербургской консерватории (с 1915 — профессор), был органистом лютеранской церкви Святого Петра. Среди учеников Гандшина, в частности, были Николай Ванадзинь, Лев Аб, в органном классе Гандшина занимался и Сергей Прокофьев. По инициативе Гандшина к органной музыке обратились русские композиторы Александр Глазунов, Сергей Танеев, Сергей Ляпунов, Цезарь Кюи и др.; Гандшин включил их сочинения в издаваемую им в Париже антологию «Современные мастера органа» (фр. Les maîtres contemporains de l'orgue; 19131914). Как утверждает В. Г. Карцовник, «ранние тексты Гандшина, в том числе его русская диссертация о музыкальной культуре XIV века, большей частью погибли, и на Западе ему пришлось начинать все с начала»[2].

В 1920 г. уехал в Швейцарию, работал органистом в Санкт-Галлене, Цюрихе и Базеле. С 1930 — профессор истории музыки в Базельском университете. С 1936 — вице-президент Международного общества музыковедения.

Основные труды Гандшина посвящены истории средневековой музыки. Помимо этого он опубликовал монографии о М. П. Мусоргском (1924), К. Сен-Сансе (1930), И. Ф. Стравинском (1933), книгу «История музыки в кратком изложении» (нем. Musikgeschichte im Überblick; 1948) и теоретический труд «Качество звука: Введение в звуковую психологию» (нем. Der Toncharakter: Eine Einführung in die Tonpsychologie; 1948).

В 2009 г. Швейцарское музыковедческое общество учредило Премию имени Гандшина для молодых исследователей.

Примечания

  1. ЦИАМ. Ф. 149. Петропавловское мужское училище. Оп. 2. № 128. Л. 9. — Личные дела учащихся. Прошение Гандшина-старшего о приеме сына в училище. 19.08.1893.
  2. Я не верю в музыкальную науку без источниковедения…: Интервью с В. Г. Карцовником // Старинная музыка. — 2004. — № 1–2. Архивировано 7 апреля 2008 года.

Литература

  • Maier M. Jacques Handschins «toncharakter»: Zu Den Bedingungen Seiner Entstehung. — F. Steiner, 1991. — 237 p. — ISBN 3515054154.
  • Jacques Handschin in Russland. Die neu aufgefundenen Texte. Kommentiert und ediert von Janna Kniazeva. Schwabe, Basel 2011, ISBN 978-3-7965-2659-6.

Ссылки