Гамаюн, птица вещая (картина)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виктор Михайлович Васнецов
Гамаюн, птица вещая. 1897 год
холст, масло. 214 × 135 см
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала

«Гамаюн, птица вещая» — картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова 1897 года. Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре. Размеры — 214×135 см. Техника — масло, холст[1]:118.

Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале[2][1]:118.

Описание

На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой[1]:118 и пальцами на ногах[3]. У существа прекрасное[4][3], нежное[3] лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль[5], мрачное[4], в глубоком раздумье[6], тревожное[6][2][5], испуганное[1]:124[3], побелевшее[3], скорбное[2], суровое[7]; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами[1]:123-124 полными ужаса и растерянности[5]. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит[1]:121. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими[1]:122, или пытается от чего-то отгородиться[3], или они «смяты порывами бури»[5]. Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены[1]:122, встали дыбом[3], что создаёт «нахохленный» вид[1]:122. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать[1]:124[3].

Сидит существо на растущем из воды «диковинном»[3] побеге или стволе[1]:120, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа[1]:119. Рядом с деревом из воды растут стилизованные[1]:120 «призрачные» белые цветы[3] и «условно намеченные травинки»[1]:120. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней[1]:120 «тревожное» небо[1]:119. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката[1]:121[5], то ли пожара[5]. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»[1]:121. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия[1]:119.

Контекст

Картине предшествовал эскиз к торжественному панно-хоругви 1895 года. Картон, акварель, бронзовый порошок, графитный карандаш. 46х33 см[8].

Гамаюн — это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей[9]. По мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, художник мог познакомиться с книжными описаниями гамаюна во время работы над историческими материалами для иллюстрирования книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911) Н. И. Кутепова[2].

Однако, образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с ними. В. К. Былинин и Д. М. Магомедова считают, что это скорее «контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион (алконост), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева с птицей над водной гладью[2].

По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически[1]:118-119. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа»[5]. Картина близка к произведениям современников художника Г. Моро, М. А. Врубеля, Г. Климта и А. Мухи[1]:118. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926)[1]:120. Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника для росписи Владимирского собора в Киеве[1]:123.

Влияние

По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль»[10]. Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями[1]:119[10][5]. Она стала известной почти с момента написания[8]. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре[2] как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера»[6]. Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже[10].

В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находится в интернете по запросу «гамаюн»[1]:117-118. В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой[11].

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 Сухванова И. А. Стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (лингвоинтермедиальный аспект) // Язык русской литературы XX—XXI вв. Выпуск 5 / Науч. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. — С. 117—125. — 159 с. — ISBN 978-5-87555-976-1.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей / Науч. ред. О. Л. Довгий, сост. А. Л. Львова. — М.: Intrada, 2012. — С. 41, 45. — 183 с. — ISBN 978-5-8125-1750-2.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Иванова Ю. А. Гамаюн — птица вещая // Васнецов / Автор-сост. серии С. Т. Исмаилова. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. — 32 с. — (Детский музей. Русская живопись). — ISBN 5-901227-35-2.
  4. 4,0 4,1 Орлов В. Н. Несколько предварительных слов // Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — [электронное издание]. — К.: Киевская духовная академия, 2012. — 328 с. (недоступная ссылка)
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Трошин А. С. Своеобразие экфрасиса в стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» // Казанская наука. — 2015. — 4. — С. 141—144. — ISSN 2078-9963.
  6. 6,0 6,1 6,2 Ражнёв Г. В. Тайны и загадки птицы Гамаюн // Гербовед. — 1993. — № 1. — С. 13—25.
  7. Keating K. D. Romantic Nationalism and the Image of the Bird-Human in Russian Art of the 19th and early 20th Century / Senior Projects Spring 2016. — Bard College, 2016. — P. 47. (англ.)
  8. 8,0 8,1 Пресс-релиз галереи «Элизиум». Экспозиция галереи «Элизиум» на XXXIII Антикварном салоне (недоступная ссылка). ARTinvestment.RU — Investing in art (24 октября 2012). Дата обращения: 16 октября 2016. Архивировано 6 сентября 2016 года.
  9. Белова О. В. Гамаюнъ // Славянский бестиарий: Словарь названий и символики / Отв. ред. А. А. Турилов; Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2001. — С. 84. — 320 с. — ISBN 5-85759-100-7.
  10. 10,0 10,1 10,2 Романов Д. А. О слове гамаюн и его функциональной истории в русском языке // Русский язык в школе. — 2014. — № 6. — С. 80—81. — ISSN 0131-6141.
  11. Галереи существ. Гамаюн. Bestiary.us. Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано 26 октября 2016 года.

Литература