Гай, Уолтер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Уолтер Гай
Walter Gay
Место рождения Хингем, Массачусетс, США
Награды Командор ордена Почётного легиона

Уолтер Гай (англ. Walter Gay; 1856, Хингем, Массачусетс — 1937, Шато де Бро близ Даммари-ле-Лис) — американский художник и дизайнер. Работал как в классической, реалистической манере, так и как импрессионист (на поздней стадии своего творчества).

Жизнь и творчество

Детство Уолтера Гая прошло в окрестностях Бостона. Первые уроки живописи получил ещё в юные годы, от своего дяди, художника Уинксорта Алана Гая. Затем изучал живопись в вечерних классах бостонского института Лоуэлла. С 1873 года дядя помогает ему с местом ученика у известного живописца Уильяма Морриса Ханта. В эти годы У. Гай делит рабочую мастерскую с Джоном Бернардом Джонсоном. Основной темой его творчества являются тогда яркие натюрморты, изображающие композиции из полевых цветов на чёрном лакированном фоне.

В 1876 году У. Гай оканчивает свою учёбу у Ханта и впервые посещает Париж, где поступает учеником в ателье художника Леона Бонна. У Бонна молодой человек остаётся до 1879 года и многое перенимает в творческом плане, как и у каталонского мастера Мариано Фортуни, познакомившего его с испанской живописью. У. Гай активно включается в артистическую жизнь Монмартра, близко сходится с такими живописцами, как П. Пюви де Шаванн, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Джованни Больдини. В 1878 году он совершает поездку в Испанию, и в музее Прадо изучает полотна Д. Веласкеса и других испанских старых мастеров. Вернувшись в Париж У.Гай, начиная с 1879 года регулярно выставляет свои работы на Парижских салонах. В это время он пишет преимущественно жанровые малоформатные картины в стиле произведений живописи XVIII столетия.

Совместно со своим дядей, У.Гай в 1882 году ездит во французские местечки Барбизон в лесу близ Фонтенбло и Конкарно в Бретани. Художник был очарован природной простотой и прелестью пейзажей этих уголков Франции. В 1880-е годы он ещё неоднократно приезжает сюда и много работает. Под влиянием творчества таких мастеров, как Жюль Бретон и Леон Лермитт, У.Гай пишет большие полотна в тёмных тонах, в реалистическом стиле («Пряха», «Ткачи», «Бенедикт» и др.). и экспонирует их на парижской Всемирной выставке 1889. За эти работы художник был удостоен серебряной медали. Полотно «Бенедикт» же было ещё в 1878 удостоено золотой медали на парижском салоне и затем приобретено государством для экспозиции в музее Люксембургского дворца. Картину свою «Милостыня» У.Гай отправляет на Всемирную Колумбианскую выставку в Чикаго. Кроме этого, в 1890-е годы проходят успешные его персональные выставки в Вене, Антверпене, Мюнхене и Берлине.

В 1889 году У. Гай вступает в брак с Матильдой Траверс, дочерью богатого нью-йоркского адвоката и предпринимателя Уильяма Траверса. Состояние жены позволило У. Гаю прибрести в Париже особняк XVIII века и земельные владения в окрестностях французской столицы. В 1896 году на Берлинской международной художественной выставке ему присуждается малая золотая медаль. В 1905 году супруги Гай покупают замок Шато-дю-Бро возле Парижа, где художник и живёт до своей кончины в 1937. В эти годы У. Гай и его жена начинают собирать произведения искусства, создав со временем богатую коллекцию. Первые приобретения — английское столовое серебро XVIII столетия и старинный фарфор — были сделаны в 1889 во время свадебного путешествия в Великобританию. Затем покупались живописные полотна и — в первую очередь — графические работы, французские XVIII и нидерландские XVII веков, в том числе более 20 рисунков Рембрандта. Всё это собрание Матильда Гай передала после смерти мужа, в 1938 году, в Лувр.

Начиная с 1895 года У. Гай изменяет как свой художественный стиль, так и тематику произведений. Вплоть до своей смерти он почти исключительно занимается работами над интерьерами помещений в стиле XVIII столетия. Первые свои шаги в этом направлении У. Гай делает, декорируя свой собственный Шато-дю-Бро и соседний замок Шато-де-Фортуасо. Вскоре у него появляются богатые и влиятельные заказчики, и среди них Эдит Уортон, Генри Джеймс, Альва Вандербильт Бельмонт, Кромарти Сазерленд-Левесон-Говер, 4-й герцог Сазерлендский, и другие. У. Гай также работал над дизайном Метрополитен-музея в Нью-Йорке, там же — дома Генри Клэя Фрика (ныне — здание Коллекции Фрика), палаццо Барбаро в Венеции, музеев Карнавале и Жакмар-Андре в Париже, и др. Росписи делал в импрессионистском стиле, при этом использовал для создании единой композиции также мебель и прочие аксессуары как части интерьера.

У. Гай был членом различных художественных академий и союзов — Американской федерации искусств, Американской академии искусств и письма, Общества американских художников, британского Королевского общества акварелистов, французского Национального общества изящных искусств и Мюнхенского сецессиона. В 1894 году он становится кавалером, в 1906 году — офицером, и в 1927 — командором ордена Почётного легиона. На следующий год после смерти художника в Метрополитен-музее была проведена памятная выставка в его честь. Матильда Гай скончалась в 1943 году в замке дю Бро, во время оккупации немцами Франции.

Литература

  • Walter Gay: Memoirs of Walter Gay. New York 1930.
  • Lois Marie Fink: American art at the nineteenth century Paris salons. National Museum of American Art, Washington, DC 1990, ISBN 0-521-38499-0.
  • William Rieder:A charmed couple: The Art and Life of Walter & Matilda Gay. Harry N. Abrams, New York 2002, ISBN 0-8109-4561-4.
  • Kathleen Adler, David Park Curry: Americans in Paris, 1860—1900. Ausstellungskatalog London, Boston, New York, National Gallery, London 2006, ISBN 1-85709-301-1.
  • Isabel L. Taube, Priscilla Vail, Caldwell, Sarah J. Hall: Impressions of interiors, gilded age paintings by Walter Gay. Giles, London 2012, ISBN 1-907804-08-0.

Галерея

Примечания

Ссылки