ГИРД-X

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ГИРД-10»)
ГИРД-Х
ГИРД-ХРакета ГИРД-Х (справа)
Общие сведения
Страна  СССР
Индекс ГИРД-Х
Назначение первая советская жидкостная ракета
Разработчик Ф.А. Цандер,
Л.К. Корнеев,
Л.С. Душкин
Изготовитель МосГИРД
Основные характеристики
Количество ступеней 1
Длина (с ГЧ) 2,2 метра
Стартовая масса 29,5 кг
История запусков
Места запуска полигон в Нахабино под Москвой
Число запусков 1
Первый запуск 25 ноября 1933
Первая ступень
Маршевый двигатель 10
Тяга 70 кгс
Удельный импульс 162—175 с
Время работы 16—22 с
Горючее 78-процентный этиловый спирт
Окислитель жидкий кислород

ГИРД-Х — первая советская жидкостная ракета. Создана в институте МосГИРД под руководством С. П. Королёва, начальником бригады по разработке и запуску был Л.К. Корнеев, сменивший на этом посту разработчика конструкции Ф. А. Цандера. Пуск осуществлен 25 ноября 1933 года с двигателем 10, разработанным Л.С. Душкиным.

Характеристики

Стартовая масса ракеты 29,5 кг, масса топлива 8,3 кг, длина 2,2 м, двигатель 10 с вытеснительной подачей топлива (жидкий кислород и этиловый спирт) обеспечивал тягу 0,7-0,8 кН[1].

Ракета состояла из пяти отсеков. В первом находился парашют с выбрасывающим устройством, во втором — кислородный бак, в третьем — баллон со сжатым воздухом и пусковая арматура, в четвёртом — бак для спирта, в пятом — двигатель[1]. Его после смерти Цандера создал его младший коллега Леонид Степанович Душкин[2].

Подготовка запуска

Перед запуском, 24 ноября 1933 года, выпало много снега. На полигон инженерных войск РККА в Нахабино был отправлен грузовик с оборудованием, который должен был вернуться за ГИРДовцами и ракетой, однако так и не приехал. Конструкторы ждали до позднего вечера, им пришлось заночевать прямо в производственном помещении — подвале на Садово-Спасской улице, дом 19, строение 1. Утром 25 ноября ракету завернули в мешковину и отправились на Нахабинский полигон своим ходом. Кондуктор в трамвае, следовавшем до Рижского вокзала, потребовала оплатить провоз «вашей трубы»[3].

Добравшись поездом до станции Нахабино, оттуда до полигона ракету несли почти шесть километров. Уже на подходе обнаружили застрявший в снегу грузовик. Его груз тоже взяли на руки и понесли на место пуска[3].

Конструктор ракеты Ф. А. Цандер скончался за 8 месяцев до события. Его дело продолжил старший инженер его бригады (одной из четырёх в ГИРД) Л.К. Корнеев[4][5].

Пуск

При пуске ракета плавно вышла из пускового станка и взлетела вертикально на высоту 75—80 м[3], затем, вследствие разрушения крепления двигателя и трубки горючего, круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии около 150 м от места старта.

Организатор пуска, соратник Цандера Леонид Константинович Корнеев так описал это событие[6]:

«Закончились последние приготовления, баки были заполнены горючим и окислителем, задраены люки ракеты. В баках начало нарастать давление. Вот давление в баках поднялось до расчетной величины. Все шло нормально. Наконец прозвучал взволнованный голос: Контакт!  Мгновенно включилось зажигание. Заработал реактивный двигатель, ракета ГИРД-Х вылетела из пускового станка и, резко набирая скорость, стремительно унеслась ввысь, в ясное голубое небо, прославляя имя крупнейшего советского ученого, пламенного советского патриота, пионера ракетостроения в СССР Фридриха Цандера».

Успешный взлёт ракеты ознаменовал очередной успешный шаг в отечественной космонавтике[3].

Конструкция ГИРД-Х получила развитие в более совершенных советских ракетах, созданных в 1935—1937 годы.

Дальнейшие разработки

Пуск ракеты был произведён уже после того, как ГИРД влилась в состав Реактивного института. Его начальник И.Т. Клеймёнов представлял военно-техническую Газодинамическую лабораторию и работы по ЖРД-ракетам считал бесперспективными. Направления ГИРД начали сворачивать, отдав предпочтение пороховым реактивным снарядам и ЖРД на азотной кислоте и керосине. С.П. Королёв был уволен с должности заместителя директора, защиту интересов ГИРДа взял на себя энергичный инженер А.Г. Костиков[7].

Когда документация по созданию кислородных двигателей была сдана в архив, а созданные образцы и другая материальная часть отправились на свалку, в том числе ракеты ГИРД-07, ГИРД-9, ГИРД-Х, это вызвало возмущение сотрудников института. Некоторые из них подали заявления об уходе из института: А.И. Полярный, Л.К. Корнеев, В.С. Зуев, И.Г. Чернышёв, Ф.Л. Янайтис, П.И. Иванов, А.Ф. Ионов, М.И. Эйхманс[7].

Группа Л.К. Корнеева с августа 1935 года составила костяк коллектива КБ-7, которому было поручено отработать конструкцию жидкостных ракет, их двигателей и устойчивости полёта[4].

Память

Модели ракеты в натуральную величину установлены в ряде отечественных музеев, в том числе в музее-заповеднике Ю. А. Гагарина[1].

На месте пуска на полигоне в Нахабино установлен обелиск[6].

См. также

Источники

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Елена Самарова, научный сотрудник. МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ. РАКЕТА «ГИРД-Х». Музей-заповедник Ю.А. Гагарина (25 ноября 2022).
  2. Гришин С. Развитие ракетно-космической техники в СССР в период 1917—1945 годы / Кеннет Гэтланд и др.. — Космическая техника. — М.: Мир, 1986. — 285 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 25 НОЯБРЯ 1933 Г. ЗАПУЩЕНА ПЕРВАЯ РАКЕТА «ГИРД-Х». Московский планетарий (25 ноября 2014).
  4. 4,0 4,1 А.И. Полярный. О НЕКОТОРЫХ РАБОТАХ ПО РАКЕТНОЙ ТЕХНИКЕ В СССР В ПЕРИОД 1931-1938 гг.. ИЗ ИСТОРИИ АСТРОНАВТИКИ И РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ. Материалы XVIII Международного астронавтического конгресса Белград, 25—29 сентября 1967 г.. Москва: Наука, 1970.
  5. ПЕРВЫЙ ПУСК ГИРД-Х. Московские суворовцы. Кадетское движение (25 ноября 2023).
  6. 6,0 6,1 Сергей Ишков. Из Нахабино с мечтой о Марсе. ЖЖ (25 ноября 2021).
  7. 7,0 7,1 Геннадий Максимович. Так кто же есть кто? Интервью Л.С. Душкина. Новости космонавтики. Крылья Родины (1 июля 1989).