Перейти к содержанию

Группа изучения реактивного движения

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ГИРД»)
Группа изучения реактивного движения
Сотрудники МосГИРД (1931). Слева-направо, стоят: И. П. Фортиков, Ю. А. Победоносцев, Заботин; сидят: А. Левицкий, Н. В. Сумарокова, С. П. Королёв, Б. И. Черановский, Ф. А. Цандер[1]Сотрудники МосГИРД (1931). Слева-направо, стоят: И. П. Фортиков, Ю. А. Победоносцев, Заботин; сидят: А. Левицкий, Н. В. Сумарокова, С. П. Королёв, Б. И. Черановский, Ф. А. Цандер[1]
Год основания 15 сентября 1931 год
Год закрытия в 1933 году вошло в состав РНИИ
Расположение Флаг СССР Москва
Ключевые фигуры С. П. Королёв
М. К. Тихонравов
Ф. А. Цандер
Отрасль Ракетная
Продукция ЖРД

Группа изучения реактивного движения (ГИРД) — научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация, занимавшаяся разработкой ракет и двигателей к ним.[2][3]

Создание

20 июня 1924 года в Москве по инициативе и при участии инженера-конструктора Фридриха Цандера было создано Общество изучения межпланетных сообщений (ОИМС). Цандер вошёл в президиум общества и возглавил секцию реактивного движения. Почётным председателем общества был избран Константин Циолковский. Девизом общества стали слова Фридриха Цандера, передающие атмосферу энтузиазма того времени: «Вперед — на Марс! Скорей — на Марс!»[4].  

После создания в 1927 году ОСОАВИАХИМа стали развиваться новые отрасли техники. В сентябре 1931 года по инициативе Сергея Королева при Бюро воздушной техники Центрального совета ОСОАВИАХИМ были созданы московская (ГИРД) и ленинградская (не путать с Газодинамической лабораторией — ГДЛ, созданной ранее) группы изучения реактивного движения, объединявшие на общественных началах энтузиастов ракетного дела. Московская (Центральная) секция реактивных двигателей затем была преобразована в «Группу изучения реактивного движения» (ГИРД). Её председателем был избран Цандер, а технический совет возглавил Сергей Королев. Энтузиасты расположились в подвале дома № 19 по ул. Садово-Спасской (доходный дом купца Афремова)[4].

Московская секция ГИРД оказывала помощь группам и кружкам по изучению реактивного движения в других городах СССР.

С августа 1932 года финансирование было получено от Группы управления военных изобретений (маршал Тухачевский).[5] В том же году при ГИРДе был создан Опытный ракетный завод[4].  

В 1934 году ГИРД и ГДЛ были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Пропагандистские и просветительные функции возложены на вновь организованную Реактивную группу Центрального совета Осоавиахима, успешно продолжавшую работать до конца 1930-х годов и создавшую ряд оригинальных небольших экспериментальных ракет.

Сами гирдовцы в шутку расшифровывали аббревиатуру как «Группа инженеров, работающих даром»[4]. В 1930-е годы сотрудники лаборатории работали на энтузиазме, их зарплаты были меньше, чем в ЦАГИ, с ордерами на промтовары и продовольственными карточками тоже было много хлопот: то не давали, то давали вдруг, как командированным, на пятидневку[6].

МосГИРД

1931

Создана 15 сентября 1931 из секции реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима, а в Технический Совет ГИРД входили: С. П. Королёв, Н. И. Ефремов, Н. А. Железников, Л. К. Корнеев, Ю. А. Победоносцев, М. К. Тихонравов, Ф. А. Цандер, А. В. Чесалов и Е. С. Щетинков[7][8]. Группа состояла из 4 бригад, занимающихся различными задачами[9]:

  • 1 бригада: руководитель Цандер (двигатели), старший инженер Л. К. Корнеев, инженеры А. И. Грязнов, Л. С. Душкин, А. И. Подлипаев, А. И. Полярный и А. В. Саликов, конструкторы Н. М. Вевер, Л. Н. Колбасина, Е. К. Мошкин и С. С. Смирнов.
  • 2 бригада: руководитель Тихонравов (изделия на основе двигателей), старший инженер Н. И. Ефремов, инженеры Я. А. Голышев, B.C. Зуев и Ф. Л. Якайтис, конструкторы В. А. Андреев, В. Н. Галковский, З. И. Круглова, O. K. Паровина и Н. И. Шульгина, а также чертёжница Е. И. Снегирёва (Андреева).
  • 3 бригада: руководитель Победоносцев (воздушные реактивные двигатели), старший инженер М. С. Кисенко, инженеры Г. И. Иванов, В. Е. Лисичкин и В. А. Тимофеев, конструкторы Л. Э. Брюккер, И. А. Меркулов и О. С. Оганесов, механики Н. Н. Краснухин и А. Б. Рязанкин.
  • 4 бригада: руководитель Королёв (конструкции летательных аппаратов), старший инженер Е. С. Щетинков, инженеры Н. А. Железников, С. А. Пивоваров и А. В. Чесалов, конструкторы В. В. Горбунов и Г. Н. Федотов, механики A.M. Дурнов и Б. А. Пивоваров, чертёжница В. В. Иванова (Александрова).

1932 год

  • апрель — создана производственная часть ГИРДа, выделено постоянное помещение (подвал дома № 19, строение 2 по Садово-Спасской улице), штаты.
  • 14 июля приказом председателя Центрального совета Осоавиахима Р. П. Эйдемана задним числом с 1 мая начальником ГИРДа назначен С. П. Королёв.
  • Работы развернулись полным ходом. В короткие сроки были созданы двигатели ОР-2.Также группой был создан двигатель с индексом 10 для ракеты ГИРД-Х

1933 год

Демонстрационная установка реактивного двигателя, 1933. ГИРД
Мемориальная доска на доме 19, стр. 1 по Садово-Спасской ул.
Памятная доска в честь ГИРД в Москве, Садово-Спасская улица, дом 19, корпус 2.

МосГИРД развернула широкую лекционную пропаганду, организовала в 1932 году инженерно-конструкторские курсы на базе Стратосферного комитета Московского планетария. Лекции там читали В.П. Глушко, Г.Э. Лангемак, М.К. Тихонравов. В подвале планетария был сконструированы и изготовлены первые жидкостные ракеты А.И. Полярного, Л.К. Корнеева и Л.С. Душкина, а также первая советская двухступенчатая ракета И.А. Меркулова. Из группы ракетчиков Московского планетария выросло всемирно известное КБ-7 по разработке жидкостных ракет[10].

Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 года, а затем постановлением № 104 Совета Труда и Обороны от 31 октября 1933 года на основе ГИРД и ГДЛ был организован Реактивный институт.

ЛенГИРД

Среди организаторов и активистов ЛенГИРД, созданной 13 ноября 1931 года, были Я. И. Перельман и Н. А. Рынин, В. В. Разумов (1890—1967) — первый председатель ЛенГИРД, инженеры А. Н. Штерн, Е. Е. Чертовской, физики М. В. Гажала, И. Н. Самарин, М. В. Мачинский, представители общественности.

В 1932 году в состав ЛенГИРД входило более 400 членов. Большую помощь в организации ЛенГИРД и её работе оказывали сотрудники Газодинамической лаборатории В. А. Артемьев, Б. С. Петропавловский и другие. ЛенГИРД активно пропагандировала ракетную технику, организовывала показательные запуски небольших пороховых ракет, разработала ряд оригинальных проектов экспериментальных ракет (фоторакета, метеорологическая ракета и др.), в частности, ракету Разумова — Штерна с ротативным ЖРД. В 1932 году ЛенГИРД создала курсы по теории реактивного движения.

В 1934 году ЛенГИРД была преобразована в Секцию реактивного движения, которая под руководством М. В. Мачинского продолжала пропагандистскую работу, проводила опыты по воздействию перегрузок на животных и вплоть до начала второй мировой войны вела разработку и испытания модельных ЖРД и ракет оригинальных схем.

ГИРД в других городах

По примеру москвичей и ленинградцев движение за организацию местных ГИРД развернулось в Харькове, Баку, Тифлисе, Архангельске, Новочеркасске, Брянске и других городах. Большую роль в этом движении сыграла пропагандистская деятельность Ф. А. Цандера, Н. А. Рынина, В. П. Ветчинкина, В. О. Прянишникова и других.

Значение

Исследователь и хронист советской космической эры Ярослав Голованов написал в книге о Королёве так: «В ГИРД был запрограммирован корабль Гагарина, подобно тому как в одной клетке запрограммирован генетический код организма. В маленькой научно-технической ячейке энтузиастов-москвичей сконцентрировались почти все будущие направления развития ракетостроения и космонавтики. В ГИРД очень часто один инженер вел тему, которую через двадцать пять лет разрабатывал большой научно-исследовательский институт, иногда — не один институт. Не ГИРД, а вот эти институты и создали корабль Гагарина»[6].

См. также

Примечания

  1. РГАНТД, Ф. 134, оп. 6, д. 9
  2. ГИРД исполняется 80 лет. Дата обращения: 4 мая 2016. Архивировано 6 мая 2016 года.
  3. 17 августа 1933 года испытана первая советская ракета на жидком топливе. Дата обращения: 4 мая 2016. Архивировано 3 июня 2016 года.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Источник: глава «ГИРД: организация и структура 1931» из книги «Отец» Наталии Сергеевны Королёвой, дочери С. П. Королёва. Дата обращения: 4 сентября 2012. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  5. Глава «ГИРД становится гос. организацией, С. П. Королев назначается начальником». Книга «Отец», автор Н. С. Королёва. Дата обращения: 17 марта 2016. Архивировано 24 марта 2016 года.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Королёв. Факты и мифы. Глава 17. Москва: Издательство "Наука" (1994).
  7. Биографический очерк о Евгении Сергеевиче Щетинкове. Дата обращения: 17 марта 2016. Архивировано 13 марта 2016 года.
  8. Прудников, Королёва, Боев, 2018.
  9. ГИРД: организация и структура 1931. Автор — Королёва Наталья Сергеевна. Дата обращения: 4 сентября 2012. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  10. 25 НОЯБРЯ 1933 Г. ЗАПУЩЕНА ПЕРВАЯ РАКЕТА «ГИРД-Х». Московский планетарий (25 ноября 2014).

Литература