Вышеславцева, Анна Агафоновна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анна Агафоновна Вышеславцева
Дата рождения 1818(1818)
Дата смерти 1895(1895)
Страна  Российская империя

Анна Агафоновна Вышеславцева (1818, Нижний Новгород, Нижегородская губерния, Российская империя — 1895, Нижний Новгород) — русская театральная актриса.

Биография

Родилась в семье крепостных актёров, игравших в театральной труппе полковника князя Николая Григорьевича Шаховского, помещика Нижегородской губернии. 

В 1827 году, при создании коммерческого театра в Нижнем Новгороде, её семья вместе с труппой Шаховского, актёрами и актрисами, всего девяносто шесть человек, были выкуплены антрепренёрами Климовым и Распутиным и получили от наследников князя Шаховского вольность, обязались играть на сцене Нижегородского театра.

Творческой деятельностью А. Вышеславцева занималась, главным образом, в театре Нижнего Новгорода. Выдвинулась в 1820-е годы. В 1850-е годы благодаря таланту Вышеславцевой и её партнеров А. И. Стрелковой, Е. А. Трусовой (сестра Вышеславцевой), В. М. Трусова, Афанасьева Нижегородский театр переживал время своего расцвета. Вместе с труппой этого театра она гастролировала в Саратове, Костроме, Ставрополе и других городах России.

А. Вышеславцева сначала играла только в драмах, где лучшей её ролью считалась роль шиллеровской Луизы («Коварство и любовь»), позже стала появляться и в «высокой» комедии и водевилях.

А. Вышеславцева обладала даром перевоплощения, пылким темпераментом. Критики писали

Главным образом она замечательна была тем, что, служа безвыездно в Нижнем Новгороде, окруженная актёрами-рутинерами, завывающими на разные голоса «эффектные» монологи излюбленных ролей, она неуклонно следовала дорогой великого Щепкина и, несмотря на протесты товарищей, первая на нижегородской сцене заговорила просто и естественно. Теперь это назвали бы заслугой, тогда это было подвигом.

Наибольшим успехом пользовалась в ролях: Луизы («Коварство и любовь»), Терезы и Амалии («Тереза, или Женевская сирота» и «30 лет, или Жизнь игрока» Дюканжа).

Литература

  • Театральная энциклопедия. Том 1 / Глав. ред. С. С. Мокульский — М.: Советская энциклопедия, 1961.
  • П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы, [Сост. сб. и авт. вступ. ст. Р. М. Беньяш], Л.-М., 1959.

Ссылки