Высшее образование в Иране
Иран имеет большую сеть частных и общественных университетов, предлагающих степени в области высшего образования (перс. آموزش عالی در ایران). Государственные университеты Ирана находятся в непосредственном подчинении иранского Министерства науки, исследований и технологий (для немедицинских вузов) и Министерства здравоохранения и медицинского образования (для медицинских вузов). Согласно статье 3 Конституции Исламской Республики Иран, Иран гарантирует "бесплатное образование и физическую подготовку для всех на всех уровнях, а также содействие и расширение высшего образования".
Краткая история
Высшее образование в динамично развивающейся ирано-мусульманской культуре имеет богатое прошлое. Амир-Кабир был первым, кто отправил иранских студентов за границу. Кроме того, создав в 1851 г. Дар ул-Фунун, он пригласил в качестве преподавателей технических факультетов этого учреждения иностранных специалистов. Тегеранский, а также ряд других университетов и учреждений высшего образования были сформированы уже после образования Дар ул-Фунун.
С принятием в 1934 г. закона, разрешающего создание в Тегеране университета, Тегеранский университет был признан основным центром высшего образования в Иране. В феврале 1967 г. было создано Министерство культуры и высшего образования.
Уже после победы Исламской революции в апреле 1980 г. Революционным советом был одобрен проект закона о создании Высшего совета по культуре и высшему образованию. Вслед за этим по требованию революционного студенчества приказом Великого лидера исламской революции Имама Хомейни был сформирован Штаб культурной революции, имеющий целью масштабное развитие сети университетов в стране. Этот штаб взял на себя ведущую роль в деле выработки политики страны в сфере культуры и образования.
В августе 1985 г. с принятием закона «О создании Министерства здравоохранения и медицинского образования» все прерогативы, обязанности и зоны ответственности Министерства культуры и высшего образования в области медицинского образования были переданы новому министерству. 22 апреля 2000 г. Министерство культуры и высшего образования было переименовано в Министерство науки, исследований и технологий Ирана.
Руководящие органы системы высшего образования Ирана
А. Высший совет культурной революции
Важнейшие обязанности Высшего совета культурной революции как верховного органа, отвечающего за выработку стратегий и планирование в сфере высшего образования, заключаются в следующем:
1. Расширение влияния культуры ислама в различных слоях общества, укрепление основ культурной революции и повышение общего уровня культуры.
2. Развитие университетов и школ, а также центров культуры и искусства на базе правильной исламской культуры, увеличение числа и поддержка грамотных специалистов, квалифицированной рабочей силы, преданных делу ислама и независимости преподавателей, наставников и учителей.
3. Популяризация грамотности, а также использование полезных достижений и мирового опыта для достижения независимости в области науки и культуры.
4. Сохранение, возрождение и презентация памятников исламского и национального наследия.
Б. Министерство культуры и высшего образования Ирана (Министерство науки, исследований и технологий)
Министерство культуры и высшего образования было создано 8 марта 1979 г. в результате слияния Министерства науки и высшего образования и Министерства культуры и искусства. В соответствии с законом, основные обязанности Министерства культуры и высшего образования состоят в следующем:
1. Постановка базовых задач, предложение общих стратегий и планирование на всех уровнях сфер образования и научных исследований, а также обеспечение согласования между ними.
2. Определение общих принципов составления образовательных и исследовательских университетских программ.
3. Определение базовых критериев для образовательной и исследовательской деятельности университетов, учреждений высшего образования и научно-исследовательских институтов.
4. Выработка общих стратегий по отправке студентов за границу, организация и контроль процесса отправки, обучения, возвращения и трудоустройства студентов, самостоятельно или по направлению учебного заведения выезжающих за пределы страны для продолжения обучения.
5. Определение критериев для научной оценки дипломов и исследовательской деятельности зарубежных университетов и научных учреждений.
6. Создание, выдача разрешений на создание, оснащение и развитие любого рода учреждений высшего образования и исследовательских институтов, а также приостановка деятельности или ликвидация любого из них с одобрения Совета по распространению высшего образования.
В. Университеты и учреждения высшего образования
Университеты, учреждения высшего образования и научно-исследовательские институты управляются советами попечителей. На основании закона от 14 марта 1989 г., Высший совет культурной революции формирует советы попечителей университетов и учреждений высшего образования в следующем составе:
1. Министр
2. Ректор университета
3. 4—6 деятелей науки и культуры или общественных деятелей местного или общенационального масштаба, играющих заметную роль в развитии соответствующего университета.
4. Руководитель или представитель руководителя Организации бюджетного планирования.
Руководство советом попечителей университета возлагается на министра культуры и высшего образования или на министра здравоохранения и медицинского образования. Секретарём совета попечителей является ректор университета.
Направления в системе высшего образования Ирана
Образовательные центры, действующие в системе высшего образования Ирана, относятся к следующим направлениям:
А. Государственный сектор
В настоящее время под эгидой Министерства науки, исследований и технологий действуют 54 университета и учреждения высшего образования. Министерство отвечает за выработку стратегий, планирование, руководство учебным процессом, надзор и аттестацию, выдачу разрешений на создание и расширение, а также выбор учебных курсов и направлений этих учреждений.
Помимо упомянутых университетов и учреждений высшего образования с целью усиления профессионально-технического образования, а также воспитания квалифицированных человеческих ресурсов, необходимых в промышленном, горнодобывающем, сельскохозяйственном секторах и в сфере обслуживания, в 1992 г. был создан Всеобщий научно-практический университет.
Б. Негосударственный сектор
В целях увеличения доли участия общества в предоставлении услуг в сфере высшего образования и уменьшения финансовой нагрузки государства в данной области, а также вследствие растущих запросов общества на получение высшего образования в Иране в негосударственном секторе были созданы университеты и прочие учреждения следующих типов:
1. Свободный исламский университет
Первый после Исламской революции негосударственный университет был создан в 1982 г. и получил название Свободный исламский университет. В первые годы своей деятельности Свободный исламский университет развивался за счёт инфраструктуры (земля, здания, оборудование, аудитории), предоставляемой в их распоряжение руководителями регионов и благотворителями. В настоящее время этот университет действует в 110 городах страны.
2. Негосударственные некоммерческие учреждения высшего образования
Опыт Свободного исламского университета, растущие запросы молодёжи на получение высшего образования, а также стремление негосударственного сектора участвовать в системе высшего образования страны привели к тому, что в 1985 г. Высший совет культурной революции принял закон о создании негосударственных некоммерческих университетов и учреждений высшего образования.
В. Дистанционное (удалённое) обучение
В 1987 г. был создан университет «Пайам-е нур», имеющий особую, отличную от образовательной системы существующих университетов, структуру. Целью создания этого университета было повышение образовательного и культурного уровня общества, распространение высшего образования в самых отдалённых уголках страны, возможность доступа к системе высшего образования большего числа способных абитуриентов, создание возможностей для продолжения образования работающим и женатым абитуриентам, частичное удовлетворение потребностей общества в специалистах, а также эффективное использование интеллектуального потенциала. Университет имеет 147 центров по всей стране. Количество студентов университета в 1998/1999 учебном году превысило 146 990 человек.
Приём студентов
А. Приём студентов в государственном секторе
Ввиду огромного количества желающих поступить в государственные университеты и учреждения высшего образования в целях реализации социальной справедливости, отбора самых достойных студентов и предоставления возможности получения высшего образования только способным абитуриентам приём студентов на направления бакалавриата и магистратуры осуществляется централизованно, а в аспирантуру — централизованно и полуцентрализованно.
В соответствии со стандартами проведения всеобщего экзамена для поступления в университеты и учреждения высшего образования абитуриенты должны воспользоваться квотой того региона, в котором они получили среднее образование (региональная трёхуровневая квота, квота для инвалидов войны, квота для членов семей воинов, погибших во время войны, квота участников боевых действий и квота военнопленных). Абитуриенты, воспользовавшиеся квотами, согласно существующим правилам, берут на себя обязательства по будущему трудоустройству.
Б. Приём студентов в негосударственном секторе
Обучение в Свободном исламском университете ведётся в дневной и вечерней формах. Этот университет проводит три самостоятельных приёмных экзамена (при поступлении на медицинские специальности, при поступлении на прочие специальности за исключением медицинских, при поступлении на вечернюю форму обучения).
Уровни высшего образования
В Иране существуют следующие уровни высшего образования: специалитет, бакалавриат, магистратура, ординатура и аспирантура.
Специалитет: количество модулей 68—72, срок обучения, как правило, 2 года.
Бакалавриат: количество модулей 130—145, срок обучения, как правило, 4 года.
Магистратура: количество модулей в независимой магистратуре — 28—32, в непрерывной магистратуре 172—182, срок обучения в непрерывной магистратуре 6 лет, в независимой магистратуре — 2 года.
Аспирантура: количество модулей 42—50 (образовательные и исследовательские), срок обучения — 4/5 лет.
Учебные программы
Планирование в системе высшего образования Ирана возложено на Высший совет по планированию, в состав которого входят 9 групп планирования, 68 специализированных комитетов, 3 постоянных комиссии и около 470 членов. Процесс обучения в университетах и учреждениях высшего образования организован по модульному принципу, в рамках которого объём каждой дисциплины оценивается исходя из количества модулей в ней, а выбор студентов в пределах одной дисциплины ограничивается самой этой дисциплиной. Обладатели диплома о среднем образовании после успешного прохождения подготовительного курса могут поступать в университеты и прочие учреждения высшего образования.
В бакалавриате дисциплины любого направления по содержанию делятся на 4 группы: общие, базовые, основные и специальные. Университетские дисциплины в основном носят обязательный, а частично элективный характер. В 2000 г. университетам были предоставлены прерогативы в планировании учебного процесса.
Научные сотрудники
Обладатели диплома кандидата наук, независимо от пола и религиозной принадлежности (мусульманин, христианин, иудаист, зороастриец), могут быть приняты на работу в университеты и прочие учреждения высшего образования. Сотрудники исследовательских учреждений обязаны заниматься исследовательской работой от 24 до 36 часов. Кроме того, не более 4 часов из этого времени они могут тратить на преподавательскую деятельность.
Примечания
- ↑ بدرالملوک بامداد، زن ایرانی از انقلاب مشروطه تا انقلاب سفید. تهران: ابنسینا، ۱۳۴۷. ص ۹۹