Выру (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Выру
линия Псков — Рига
57°49′38″ с. ш. 27°01′24″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1889
Количество платформ 1
Количество путей 6
Расстояние до Валги 59 км 
Код в «Экспресс-3» 2600339
Перейти к шаблону «Койдула — Валга» 
Койдула — Валга
 В Псков 
 Россия, Псковская область, ОЖД
 Эстония, Пылвамаа, EVR
603,2
85,8
Койдула
 В Тарту 
601,5
Вески
596,6
Пиуза
593,2
Тудерна
587,5
Лепассааре
Пылвамаа
Вырумаа
583,5
Отса
578,6
Хузари
576,0
Нынова
569,5
Выру
564,4
Вагула
556,3
Сымерпалу
549,9
Куренурме
546,0
Ваабина
539,8
Антсла
Вырумаа
Валгамаа
535,3
Анне
530,8
Туулемяэ
526,0
Карула
521,6
Мюрги
517,8
Ратсимяэ
 В Тарту 
510,4
Валга
 Эстония, Валгамаа, EVR
 Латвия, Валкский край, LDz
 В Ригу 

Выру (эст. Võru raudteejaam) — пригородная[1] железнодорожная станция, расположенная в южной части города Выру уезда Вырумаа в Эстонии. Историческое здание станции сохранилось и располагается по адресу ул. Яама, 14. Через Выру проходит железная дорога Валга — Печоры, проложенная в 1889 году как часть железной дороги Рига-Псков-Санкт-Петербург[2].

С марта 2001 года, когда в Выру остановился последний регулярный пассажирский поезд, станция используется только для обслуживания товарных поездов[3], но из-за сокращения движения транзитных поездов по всей стране проходившие через Выру торговые потоки (несмотря на построение в 2011 году пограничной станции Койдула) значительно сократились.

Вокзал Выру является признанным историческим памятником, внесенным в Национальный реестр объектов культурного наследия Эстонии под номером 1829[4].

История

Вокзал был открыт на землях мызы Вана-Касарица тогдашнего прихода Риуге и получил свое название в честь города Выру неподалеку. Регулярные пассажирские поезда через Выру (по линии Валга-Вески) последний раз курсировали в марте 2001 года; станции Виру на этой линии по направлению Валги предшествовала станция Вагула, а последующей после неё была станция Нинова. Сейчас вокзал и его пути используются только для грузовых перевозок[3]. Были надежды, что пассажирские поезда снова будут здесь останавливаться, но в 2010 году Эстонская железная дорога признала, что не заинтересована в этом. Несмотря на это, станция должна быть модернизирована для соответствия текущим стандартам, но в настоящее время здание вокзала, принадлежащего Eesti Raudtee, стоит пустым, находится в плохом состоянии[5][6][7] и не имеет окон[8][5].

Сейчас на вокзале Выру есть шесть путей и комплекс построек вокзала. Также на станции есть ряд ответвлений, ведущих к разным промышленным территориям.

В середине 1980-х годов на железной дороге был проведен масштабный капитальный ремонт, в связи с чем на расстоянии нескольких сотен метров к востоку от вокзала Выру также был построен новый пост централизации электроэнергии[9].

В 2016 году из двух невысоких перронов было разобрано железнодорожное полотно между проездами.

Главное здание вокзала

Главное здание вокзала Выру

Главное здание вокзала Выру было сооружено в 1889 году в национально-историческом стиле. Вокзальное здание IV класса было построено по типовому проекту подобно вокзалам Антслы и Петсери, однако здание вокзала Виру отличается от них большей длиной и размером.

Здание вокзала характеризуют простой симметричный боковой фасад и полувальмовую крышу с низким косым и широким карнизом[10][11].

В 1919 году в ходе Освободительной войны здание вокзала было сильно повреждено, но впоследствии восстановлено.

Мемориал

Мемориальная доска на стене вокзала Выру

В июне 1941 года (в рамках Июньской депортации) и в марте 1949 года (в рамках операции «Прибой») эстонцы были депортированы в Сибирь через вокзал Выру. В память о тех событиях на стене вокзала в 1989 году была открыта гранитная мемориальная доска с текстом:

Отсюда начался путь депортированных семей Вирумаа в Сибирь 14.IV 1944 г. – 25.II 1949 г. Прохожий, остановись и вспомни!

[12]

22 июня 2016 возле здания вокзала был открыт новый мемориал в честь депортированных из Эстонии в 1941—1952 годах[13].

Галерея

Примечания

  1. Fotode. Photo description page (see the Russian original caption). National Archives of Estonia (2014). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано 8 марта 2014 года.
  2. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  3. 3,0 3,1 Maaleht «Raudtee, kus inimeste asemel veetakse puid», 11.04.2015. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 5 мая 2019 года.
  4. Võru raudteejaam • XX sajandi arhitektuur (эст.). Muinsuskaitseamet (The National Heritage Board) (2009). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано 5 мая 2014 года.
  5. 5,0 5,1 Võrumaa24 "Kumb raudteejaam on vingem", 30.07.2010. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 5 марта 2016 года.
  6. Võru raudteejaam • XX sajandi arhitektuur • Kultuurimälestiste riiklik register. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 6 мая 2021 года.
  7. Külauudised "Reisirongiliiklus jääb võrulastele ilmselt unistuseks", 13.12.2010. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  8. Rein Raudvere Võrulased võivad jäädagi reisironge ootama. maaleht.delfi.ee (11 грудня 2010). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано 5 мая 2014 года.
  9. Kalev Annom: FOTOD Ludmila Aganits — 45 aastat raudteel Архивная копия от 13 апреля 2021 на Wayback Machine; Võrumaa Teataja, 28.02.2021
  10. Leele Välja: 20. sajandi Eesti raudteejaamad. Alusuuring Архивная копия от 30 августа 2021 на Wayback Machine
  11. Võru jaamahoonesse passiks hästi loomemaja ja kõrts Архивная копия от 5 июня 2020 на Wayback Machine; Wõrumaa Teataja, nr. 81, 16 juuli 2019 (DIGAR)
  12. LounaLeht.ee "Rongid, rongid, kuhu te...", 07.07.2009. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 5 мая 2014 года.
  13. ERR uudised: «Võrus avati Eesti üks suuremaid küüditatute memoriaale», 22.06.2016. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.

Ссылки