Выброска

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
морская выброска (бросательный конец), на конце которой завязан узел «обезьяний кулак» для утяжеления выбрасываемого конца троса
матрос подаёт выброску на причал
быстроразвязывающийся выбленочный узел с петлёй — один из многих узлов, которым возможно закрепить выброску на огоне швартова при швартовке
подача выброски на буксир для принятия им буксирного каната для буксировки

Вы́броска (бросáтельный конéц[1], лёгость[2], выкидной конец) — линь с грузом для подачи швартова с судна на пирс, на другое судно, при заводке буксирных тросов. Груз представляет собой парусиновый мешок, набитый песком. На мешке укрепляют стропу с огоном в верхней части, после чего груз оплетают шкимушгаром горизонтальным или диагональным способами. На конце линя делают огон. Иным способом груз изготавливают из узла «обезьяний кулак». Выброску (бросательный конец) привязывают к огону швартова различными узлами, например, выбленочным узлом с петлёй или же штыком, также дополненным петлёй для быстрого развязывания узла (на российском торговом флоте — обычно казачьим узлом[3]). Выброска (бросательный конец) должна быть закреплена к огону на некотором расстоянии от его вершины, в противном случае при набрасывании швартова на пал узел будет зажат[4]. Так как швартов — тяжёл и его невозможно забросить далеко, к огону швартова крепят выброску (бросательный конец), на конце которой закреплён груз. При швартовке судовая швартовая команда бросает выброску (бросательный конец) в сторону береговых швартовщиков. Береговые швартовщики выбирают выброску (бросательный конец) со швартовом и крепят их на пал причала, выброску (бросательный конец) бросают на судно. В настоящее время бросательный конец обычно называют «выброской».

См. также

Литература

  • Григорьев В. В., Грязнов В. М., Судовые такелажные работы[5], Изд. 4-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1975, 112 с.
  • Ф. Г. Алексеевский, Такелажные работы, Издательство «Министерство речного флота СССР», Москва, 1948, Издание пятое

Примечания

  1. Григорьев В. В., Грязнов В. М., Судовые такелажные работы, Изд. 4-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1975, стр.48 «Бросательный конец состоит из линя и грузика. Грузик представляет собой парусиновый мешок, набитый песком. На мешке укрепляется стропка с огоном в верхней части, после чего грузик оплетается шкимушгаром горизонтальным или диагональным способом. На конце линя делается огон. Бросательный конец используется при подаче швартовных тросов с судна на берег и на другое судно, а также при заводке буксирных тросов»
  2. Ф. Г. Алексеевский, Такелажные работы, Издательство «Министерство речного флота СССР», Москва, 1948, Издание пятое, стр.84 «Лёгость (викидной конец) — тонкая снасть, временно ввязываемая в конец или огон толстого троса (например, при подаче швартовых с судна на берег)»
  3. Григорьев В. В., Грязнов В. М., Судовые такелажные работы, Изд. 4-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1975, стр.8 «Калмыцкий узел применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова»
  4. Григорьев В. В., Грязнов В. М., Судовые такелажные работы, Изд. 4-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1975, стр.20 «Линь бросательного конца привязывают к огону швартова выбленочным узлом с петлёй или же штыком, также дополненным петлёй для быстрого развязывания узла. Бросательный конец должен быть закреплён к огону на некотором расстоянии от его вершины, в противном случае при набрасывании швартова на пал узел будет зажат»
  5. Атлас «Судовые такелажные работы» содержит материал, позволяющий самостоятельно изучить различные виды такелажных работ, выполняемых на судах морского флота. В Атласе приводятся способы вязания морских узлов, сведения о наиболее распространённых бензелях, сплеснях, огонах, кнопах, а также материалы о плетении матов, изготовлении кранцев, стропов, пластырей, чехлов и т. д. При подготовке Атласа к четвёртому изданию в технические сведения о тросах внесены изменения в соответствии с ГОСТами, утверждёнными в 1966 и последующие годы. Атлас предназначается в качестве практического руководства для плавсостава морских судов и учащихся морских учебных заведений. Рис. 188, табл. 63, прилож. 8

Ссылки