Встреча святого Эразма и святого Маврикия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Маттиас Грюневальд
Встреча святого Эразма и святого Маврикия. 1520—1524 годы
нем. Die hll. Erasmus und Mauritius
Дерево, масло. 226 × 176 см
Старая пинакотека, Мюнхен
инв. 1044

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия» (нем. Die hll. Erasmus und Mauritius) — одно из самых значимых произведений Маттиаса Грюневальда, созданное по заказу Альбрехта Бранденбургского в период между 1520 и 1524 годами, и предназначавшееся для нового кафедрального собора в Галле.

Встреча двух континентов

Гордо выпрямившись, в роскошном епископском облачении стоит слева святой Эразм. Он держит в правой руке свидетельство своих мучений — ворот, обмотанный внутренностями, вырванными мучителями из его тела. Напротив него стоит святой Маврикий в серебряных латах. Он обращается к святому Эразму подняв свою, облаченную в белую перчатку, руку. Маврикий, который, по преданию, был предводителем так называемого «Фивского легиона», первого в Риме легиона, в котором служили исключительно солдаты-христиане. Этот легион располагался в Фивах в Египте и был истреблен в Швейцарии в долине реки Роны из-за отказа принять участие в наказании единоверцев из числа местного населения. Позади св. Эразма стоит седой аббат, ученый, советник архиепископа. Позади св. Маврикия — его огрубевшие солдаты. Позы, движения, одеяние, выражения лиц и краски четырёх фигур, изображенных на картине, блестяще характеризуют различные слои средневекового общества. Предводитель духовенства Европы встречается с предводителем солдат Африки. Это, можно сказать, церковно-политическая встреча на мировой сцене. Документ могущества и блеска католицизма двух континентов.

Интересные факты

Лукас Кранах. Портрет Альбрехта Бранденбургского

В образе святого Эразма в действительности изображён заказчик этой картины, известный по многочисленным портретам того времени Альбрехт Бранденбургский, который был в 1514 году архиепископом Майнца и Магдебурга и епископом Хальберштадта, в 1518 году стал кардиналом и позднее канцлером Священной Римской империи, фанатичный и могущественный противник Реформации. Альбрехт Бранденбургский основал в Галле общество св. Морица, для церкви которого Грюневальд, бывший с 1516 года придворным художником в Ашаффенбурге, написал это полотно. Но общество было вскоре упразднено, и Альбрехт приказал перенести полотно в 1541 году в Ашаффенбург. Со дня открытия «Старой пинакотеки» в 1836 году эта картина Грюневальда сияет богатством одеяний и великолепием красок в её залах.

Литература