Всеправославный конгресс (1923)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Всеправославный конгресс»)
Титульный лист публикации решений Всеправославного совещания 1923 года

Всеправославный конгресс, Всеправославное совещание[1][2] (греч. Πανορθόδοξον Συνέδριον) — самоназвание проходившего с 10 мая по 8 июня 1923 года в Константинополе съезда (совещания) нескольких представителей ряда Поместных православных церквей, созванного по инициативе патриарха Константинопольского Мелетия IV (Метаксакиса). Несмотря на эпитет «Всеправославный», совещание не признаётся Всеправославным собором: «Название этого совещания всеправославным не может быть принято, так как в его работе не участвовали представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и большинства др. Поместных Церквей»[3].

Предыстория конгресса

На сессии 20 мая 1919 года Синод Элладской православной церкви единогласно принял мнение архиепископа Мелетия (Метаксакиса), согласно которому правительство свободно в своём стремлении принять григорианский календарь, а Церковь, до утверждения нового, научно более точного, календаря, следует юлианскому календарю. На этой сессии Мелетий заявил: «Положение Церкви в России изменилось, и возможность сближения с Западом более предпочтительна. Мы считаем необходимым провести срочную календарную реформу»[4]. После своего избрания на Константинопольский престол Мелетий издал «Послание Благословенным и Честным Церквам Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Греции и Румынии», в котором заявил: «Вопрос о календаре возник давно, но приобрёл особую важность в настоящее время. Необходимость использования общего единого календаря, известного Европе и Америке, становится всё более и более очевидной. Одно православное правительство за другим приняло „европейский календарь“. Неудобство использования двух календарей в общественной жизни очевидно. Следовательно, желание найти и ввести общий календарь для общественной и религиозной сферы возникло со всех сторон. Это необходимо не только для того, чтобы православные могли гармонично действовать как граждане и как христиане, но и для усиления вселенского христианского единства. Мы призваны к этой задаче во имя Господа совместным празднованием Его Рождества и Воскресения»[4].

3 февраля 1923 года Мелетий обратился к предстоятелям Православных церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Греции и Румынии с посланием, в котором просил «дать согласие на создание комиссии с участием представителей от каждой Церкви для заседания в Константинополе сразу после предстоящего праздника Святой Пасхи, чтобы обстоятельно изучить календарный вопрос и другие актуальные всеправославные проблемы и указать способ их канонического разрешения»[5]. Поместные церкви очень прохладно отнеслись к этому решению; старейшие патриархии: Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская никого не прислали в Константинополь, не поехали на «Собор» и представители Московского патриархата.

Участники

В заседаниях принимали участие сначала всего 10, а потом и вовсе 9 человек[6]: семеро (после пятого заседания шестеро) епископов, один архимандрит и двое мирян.

На «конгрессе» отказались присутствовать представители трёх старейших после Константинопольского патриархатов: Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Не участвовали в конгрессе и Московский патриархат, Синайская архиепископия, а также Болгарская церковь (Константинопольская патриархия тогда считала её схизматической). В работе совещания принимали участие архиереи Православной российской церкви — архиепископ Кишинёвский и Хотинский Анастасий (Грибановский), тогда управляющий русскими приходами Константинопольского округа, и Алеутский и Североамериканский Александр (Немоловский), но они не имели полномочий представлять Русскую церковь.

По мнению профессора Сергея Троицкого, выяснявшего церковно-правовую сторону рассматриваемого вопроса, члены «конгресса» не имели права выражать мнение своих Церквей, по причине того что Поместные церкви тогда ещё не выработали на основании предварительно созванных местных Архиерейских соборов своё определение по вопросам, вошедшим в программу «конгресса»: делегаты, по его мнению, могли выражать только своё частное, личное мнение или, в лучшем случае, мнение своих Синодов. С церковно-правовой точки зрения «Всеправославный конгресс» он рассматривает как «частное собрание нескольких лиц, которые поставили перед собою задачу рассмотреть некоторые вопросы, волнующие в настоящий момент Православную Церковь, и выразить своё мнение по этим вопросам»[5].

Деяния и решения конгресса

Всего было 11 заседаний (деяний) «конгресса». Вопросами обсуждения были: Новоюлианский календарь и его принятие и вопросы связанные с календарём, препятствия к браку, вопрос брака клириков (епископский чин и брак, второй брак клириков, рукоположение до брака), вопрос перенесения праздников на ближайшее воскресение, сокращение служб, ревизия постов, сколь часто надо созывать Всеправославные соборы, причины расторжения брака, условия, в которых возможны смешанные браки, возрастная граница для рукоположения во диакона, священника и епископа, как принимать римокатолических клириков, желающих начать брачную жизнь, внешний вид клириков в обществе.

Решения на «конгрессе» были приняты следующие:

  1. Об исправлении юлианского календаря и об определении празднования Святой Пасхи «на основании астрономических вычислений»; «конгресс» постановил устранить разницу в календаре, накопившуюся со времени I Вселенского собора.
  2. «Конгресс» отметил готовность Православной церкви принять любой одобренный всеми Христианскими церквами календарь, даже если в нем не будет сохраняться деление недели на 7 дней. По согласованию с другими Церквами может быть также принято решение о праздновании Пасхи в фиксированный день, соответствующий историческому дню Воскресения Господа, который определяется «научными методами».
  3. Священники и диаконы могут жениться после рукоположения.
  4. Разрешается второй брак вдовым священникам и диаконам.
  5. Определения разнородного содержания: о нижней границе возраста рукоположения в три степени священства; о волосах и внешнем виде клириков; о сохранении монашеских обетов; о препятствиях к браку; о праздновании памяти святых в течение недели как присутственных днях (Поместные церкви призваны принять отдельные решения о праздновании дней святых в будние дни, до принятия нового календаря, в котором празднование дней святых будет происходить только в воскресенье, чтобы уменьшить количество праздников); о постах.
  6. О праздновании 1600-й годовщины Первого Вселенского собора в Никее (325—1925 гг.); поручить Константинопольскому патриархату взять на себя инициативу по созыву «Вселенского собора» для решения спорных вопросов.
  7. По вопросу о решении живоцерковнического «собора», бывшего в Москве в июне 1923 года, который «лишил сана» находившегося в тюрьме патриарха Всероссийского Тихона: выразить скорбь и объявить о поддержке патриарха-исповедника, призвав весь христианский мир способствовать его освобождению[7].

Рецепция решений конгресса

После «конгресса» было необходимо, чтобы его решения были приняты всеми Поместными церквями; для этой цели патриарх Мелетий IV не стеснялся прибегнуть и к обману, чтобы достичь свои реформаторские цели. Письмом от 10 июля 1923 года он пытался обмануть архиепископа Финляндского Серафима (Лукьянова), что новое времяисчисление принято для церковного употребления согласно якобы общему мнению и решению Православных церквей. Таким же способом был введён в заблуждение и патриарх Московский Тихон. Считая, что календарная реформа воспринята всей Православной церковью, он издал распоряжение ввести новый календарь в Русской православной церкви. Православный народ, однако, решительно воспротивился этому нововведению. Когда же впоследствии выяснилась истина, патриаршее распоряжение было отменено. От имени русских иерархов заграницей митрополит Киевский Антоний объявил, что решения Константинопольского конгресса «о реформе церковного календаря не могут быть приняты Русской Православной Церковью Заграницей, поскольку они противоречат свв. канонам и древней церковной практике, освящённой Вселенскими соборами»[7]. Первое, второе, третье, четвёртое и пятое решение конгресса не могли были приняты духовенством по причине того, что они вступали в полное противоречие с решениями со Священным Преданием и канонами Вселенских соборов (26-м Апостольским правилом, 3-м и 6-м правилами VI Вселенского собора и т. д.). Решения «конгресса» рецепцию в Православной церкви не прошли.

В результате «конгресса» часть Православных поместных церквей перешла на новоюлианский календарь, а другая часть сохранила старый. Вообще поспешность и жёсткость, с которой проводились реформы, многим не нравились. В Православной церкви возник раскол, образовалось множество иерархий, прекративших молитвенное и евхаристическое общение с новостильными иерархиями. Причиной раскола являются несколько вещей, выдвигаемых старостильниками при неприятии решений конгресса:

  1. «Конгресс» не выражал мнения всей полноты Церкви и не был вполне легитимным по составу.
  2. Главные действующие лица «конгресса» Мелетий и Василий — члены масонской ложи[8][9], по мнению противников «конгресса», проводили реформу в интересах экуменизма, а не православия[7][10].
  3. Решения конгресса о браках (второбрачие духовенства, разрешение жениться духовенству после хиротонии) противоречат канонам Вселенских соборов[5].
  4. Новоюлианский календарь совпадает с Григорианским календарём и такое тождество будет в ближайшие 800 лет, до XXIX века, поэтому старостильники считают, что принят по сути Григорианский календарь, принятие которого воспрещено решением Великого Константинопольского собора 1583 года, в котором сказано:

Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема, отлучён от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чём научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь[11].

Примечания

  1. Шкаровский М. В. Русские православные общины в Турции. Вестник ПСТГУ (2009). Дата обращения: 3 апреля 2014. Архивировано 16 марта 2022 года.
  2. Мелетий Метаксакис. Дата обращения: 11 апреля 2014. Архивировано 12 апреля 2014 года.
  3. Скобей Г. Н. Всеправославный собор // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 683—685. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  4. 4,0 4,1 М. Сидулов Календарный вопрос в Поместных Православных Церквах в XX веке. ч.1 Архивная копия от 1 марта 2013 на Wayback Machine
  5. 5,0 5,1 5,2 Якимчук И. З. «Всеправославный конгресс» // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 680—683. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  6. Деяния и Решения «Всеправославного» Конгресса 1923 года в Константинополе. Дата обращения: 29 марта 2013. Архивировано 11 марта 2014 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 Епископ Триадицкий Фотий. «Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия Архивная копия от 31 октября 2012 на Wayback Machine
  8. МЕЛЕТИЙ МЕТАКСАКИС: МИТРОПОЛИТ, АРХИЕПИСКОП, ПАПА И ПАТРИАРХ. Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 9 ноября 2012 года.
  9. Μεγάλη Στοά της Ελλάδος (Великая ложа Греции) Архивная копия от 7 мая 2012 на Wayback Machine
  10. Ορθοδοξία η θάνατος (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 11 марта 2014 года.
  11. Правило Великого Константинопольского Собора 1583 года о Пасхалии и о новом календаре. Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано 31 октября 2012 года.

Ссылки