Всенощное бдение (Рахманинов)
Всенощное бдение | |
---|---|
Композитор | Сергей Рахманинов |
Дата создания | 1915 |
Язык | церковнославянский |
Номер опуса | 37 |
Посвящение | Степану Смоленскому |
Части | 15 песнопений |
Первое исполнение | |
Дата | 10 марта 1915 |
«Всено́щное бде́ние» — хоровое произведение Сергея Рахманинова, написанное в 1915 году. Жанрово связано с православным богослужением — всенощным бдением, совершаемым вечером накануне воскресенья, двунадесятых и некоторых других праздников и состоящим из прочитываемых или пропеваемых молитвословий[1].
«Всенощное бдение» Рахманинова считается вершиной развития русской церковной, духовной музыки и одним из главных сочинений композитора[2][1].
Произведение посвящено Степану Смоленскому, который внёс существенный вклад «в постижение Рахманиновым тайн исконно русского богослужебного пения»[3].
История написания

Задумку «Всенощного бдения» композитор вынашивал с начала 1900-х, а непосредственно само написание произведения заняло у композитора менее двух недель. До «Всенощной» Рахманинов, на которого сильное впечатление производило звучание московского Синодального хора, написал два других сочинения, связанных с православным богослужением, — духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893) и «Литургии святого Иоанна Златоуста» (1910). Эти три произведения отразили принадлежность Рахманинова московской школе композиторов и показали, как в поиске своего музыкального стиля он двигался от свободно сочинённых песнопений (в «Литургии») к простоте уставных монодийных напевов и их многолосному «распеванию» (в 10 из 15 песнопений «Всенощного бдения»)[3].
История исполнения
Первое концертное исполнение «Всенощного бдения» состоялось 15 марта 1915 года во время концерта Синодального хора. Произведение получило доброжелательные отзывы со стороны современников, однако после пятикратного исполнения «Всенощной» в первый месяц после премьеры в дальнейшем (до последней четверти XX века) она исполнялась нечасто. Среди известных исполнений[3]:
- 10 декабря 1922 года на концерте в храме в Казани,
- в 1926 году в Большом зале Московской консерватории (дирижёр Павел Чесноков),
- 2 марта 1965 года были исполнены фрагменты «Всенощной» капеллой под управлением Александра Юрлова,
- в 1982 году полное исполнение Ленинградской академической хоровой капеллой имени Глинки.
Только в конце XX — начале XXI века «Всенощное бдение» стало неотъемлемой частью репертуара многих светских хоров в России и других странах[3].
Как литургическое произведение «Всенощное бдение» считалось и считается слишком сложным или недостаточно «церковным» (в частности, в состав цикла Рахманинов ввёл «Приидите, поклонимся», по традиции Русской православной церкви поющееся священнослужителями в алтаре, и два воскресных тропаря[4]), чтобы его можно было исполнять во время богослужения. Несмотря на стремление автора «внести в церковную музыку новые высокохудожественные идеи», произведение не вошло в практику, случаи исполнения «Всенощной» во время богослужения редки и фрагментарны (за исключением ежегодного, с 1950-х годов, полного исполнения произведения в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве в день рождения и смерти Рахманинова)[3].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Симаков, 2017.
- ↑ Православие / Е. А. Пилипенко (Вероучение), А. А. Лукашевич (Богослужение), С. С. Ванеян (Архитектура и изобразительное искусство) // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 352–360. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Чернышёва, 2008.
- ↑ Православная энциклопедия, 2005.
Литература
- Плотникова Н. Ю. Всенощное бдение/В. б. в творчестве русских композиторов 80-х гг. XIX—XX в. // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 668—680. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
- Симаков В. Всенощное бдение Рахманинова: Смысл богослужения. История создания. Музыкальный разбор . Фома (30.11.2017).
- Чернышёва Т. А. Из истории русской хоровой культуры: «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2008. — С. 227–251.