Перейти к содержанию

Всенощное бдение (Рахманинов)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хоровое произведение Сергея Рахманинова 1915 года
Всенощное бдение
Композитор Сергей Рахманинов
Дата создания 1915
Язык церковнославянский
Номер опуса 37
Посвящение Степану Смоленскому
Части 15 песнопений
Первое исполнение
Дата 10 марта 1915

«Всено́щное бде́ние» — хоровое произведение Сергея Рахманинова, написанное в 1915 году. Жанрово связано с православным богослужением — всенощным бдением, совершаемым вечером накануне воскресенья, двунадесятых и некоторых других праздников и состоящим из прочитываемых или пропеваемых молитвословий[1].

«Всенощное бдение» Рахманинова считается вершиной развития русской церковной, духовной музыки и одним из главных сочинений композитора[2][1].

Произведение посвящено Степану Смоленскому, который внёс существенный вклад «в постижение Рахманиновым тайн исконно русского богослужебного пения»[3].

История написания

Сергей Рахманинов в 1900-е годы

Задумку «Всенощного бдения» композитор вынашивал с начала 1900-х, а непосредственно само написание произведения заняло у композитора менее двух недель. До «Всенощной» Рахманинов, на которого сильное впечатление производило звучание московского Синодального хора, написал два других сочинения, связанных с православным богослужением, — духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893) и «Литургии святого Иоанна Златоуста» (1910). Эти три произведения отразили принадлежность Рахманинова московской школе композиторов и показали, как в поиске своего музыкального стиля он двигался от свободно сочинённых песнопений (в «Литургии») к простоте уставных монодийных напевов и их многолосному «распеванию» (в 10 из 15 песнопений «Всенощного бдения»)[3].

История исполнения

Первое концертное исполнение «Всенощного бдения» состоялось 15 марта 1915 года во время концерта Синодального хора. Произведение получило доброжелательные отзывы со стороны современников, однако после пятикратного исполнения «Всенощной» в первый месяц после премьеры в дальнейшем (до последней четверти XX века) она исполнялась нечасто. Среди известных исполнений[3]:

Только в конце XX — начале XXI века «Всенощное бдение» стало неотъемлемой частью репертуара многих светских хоров в России и других странах[3].

Как литургическое произведение «Всенощное бдение» считалось и считается слишком сложным или недостаточно «церковным» (в частности, в состав цикла Рахманинов ввёл «Приидите, поклонимся», по традиции Русской православной церкви поющееся священнослужителями в алтаре, и два воскресных тропаря[4]), чтобы его можно было исполнять во время богослужения. Несмотря на стремление автора «внести в церковную музыку новые высокохудожественные идеи», произведение не вошло в практику, случаи исполнения «Всенощной» во время богослужения редки и фрагментарны (за исключением ежегодного, с 1950-х годов, полного исполнения произведения в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве в день рождения и смерти Рахманинова)[3].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Симаков, 2017.
  2. Православие / Е. А. Пилипенко (Вероучение), А. А. Лукашевич (Богослужение), С. С. Ванеян (Архитектура и изобразительное искусство) // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 352–360. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Чернышёва, 2008.
  4. Православная энциклопедия, 2005.

Литература