Воробьёв, Борис Яковлевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Борис Яковлевич Воробьёв
Имя при рождении Исай Яковлевич Воробьёв
Гражданство  СССР  Россия
Жанр скульптор

Борис (Исай) Яковлевич Воробьёв — советский скульптор-анималист.

Биография

Родился в городе Томске в 1911 году. В юности пробовал работать по различным специальностям, сменил ряд профессий. Так, был помощником каменщика, учителем в школе, работал воздушным гимнастом в цирке, затем учился в строительном техникуме.

В 1932 году поступил в Московский архитектурно-строительный институт, в котором учился по 1935 год[1]. Учась в институте, Воробьёв пробует создавать художественные произведения, участвует в выставках. В 1935 году первую и вторую премии присуждают совместно ему и другому любителю. Случайно увидевший работы Воробьёва известный советский художник Исаак Израилевич Бродский советует ему серьёзно заняться скульптурой. Такого же мнения был и известный художник-анималист Василий Алексеевич Ватагин, которого потом всю жизнь Воробьёв будет почтительно и ласково звать «Батей». Ведь именно иллюстрации Ватагина к произведению Киплинга «Книга джунглей» побудили Воробьёва к художественному изображению животных[1].

В 1936 году Борис переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств, чтобы стать скульптором. В Академии Воробьёв обучался у В. Богатырева и А. Матвеева[1]. В 1946 году он окончил Академию, представив к защите диплома вырезанную из дерева скульптуру «Волчица в капкане». Выбор такой «натуры» явился смелым решением, поскольку ранее в качестве тем дипломных работ представляли изображение человека. Противников художественного решения Воробьёва было много, но Борис сумел защитить свой выбор.

С 1936 года Воробьёв связан работой с Ломоносовским фарфоровым заводом (ЛФЗ). Многие работы скульптора завод выпускал массовыми тиражами, зачастую вместо имени автора указывая только своё клеймо.

Помимо скульптурных изображений животных, в 1950-е годы Борис Яковлевич создал серию скульптур, иллюстрирующих произведения Гоголя и Чехова. Известны также его скульптурные работы в других жанрах, например, портреты, обнажённые модели и другие работы[2].

В 1950-е годы Воробьёв становится признанным мастером скульптуры, участвует во многих выставках, как в СССР, так и за рубежом. В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе он получает серебряную медаль, и в 1959 году, в Остенде[1]. Его произведения стали приобретать крупные музеи[1].

В 1972 году скульптор покидает ЛФЗ, чтобы избавиться от кабальной зависимости «фарфоровой скульптуры» массового производства, и воплотить свои идеи в других материалах, прежде всего в любимом им дереве. Ему это удаётся. Он создаёт несколько значительных станковых произведений, часть которых находится теперь в Дарвиновском музее в Москве[1].

Работы Воробьёва Б. Я. хранятся в фондах многих известных музеев, в частности, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно»[3], в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, проводятся их выставки[4].

Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга, рядом жена — Воробьёва Мариам Иосифовна (1917—1997)[5].

Работы

  • Серия «Квартет» (1949),
  • «Белый медведь» (1950),
  • «Спящие медвежата» (1951),
  • «Лось» (1951) (отлитая в бронзе скульптура установлена на одной из центральных площадей города Мончегорск — площади Пяти углов. Фигура стала символом города. Лось в гербе Мончегорска перекликается с этой фигурой),
  • «Волк и журавль» (1950), «Квартет» (1951) (на сюжеты басен Крылова),
  • «Бобер и лиса» (1951), «Заяц во хмелю» (1951) (на сюжеты басен Михалкова),
  • Персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (19521954)[6]:
    • «Чичиков», «Ноздрев», «Плюшкин», «Коробочка», «Маниловы», «Собакевич»,
  • Персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»[6]:
    • «Городничий», «Хлестаков», «Бобчинский и Добчинский»,
  • «Гималайский медведь» (1957),
  • «Пантера» (1957),
  • «Тигр лежащий» (1958),
  • «Пантера (Ярость)» (1967),

Статьи

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Екатерина Балагурова: Борис (Исай) Яковлевич Воробьев, скульптор-анималист. Luckytoys.ru: Магазин-витрина товаров ручной работы. Дата обращения: 24 июня 2012. Архивировано 25 марта 2012 года.
  2. Воробьёв Б.Я. (недоступная ссылка). Антикварный салон "Русские традиции". Дата обращения: 24 июня 2012. Архивировано 13 февраля 2009 года.
  3. Звериных дел мастер. "Ботинок", израильский русскоязычный онлайн журнал. Дата обращения: 24 июня 2012. Архивировано 26 сентября 2012 года.
  4. СКУЛЬПТОР БОРИС ВОРОБЬЕВ, Фарфор, графика, 20 декабря 2011 года - 1 апреля 2012 года, Ротонда Зимнего дворца, Пресс-релиз (недоступная ссылка). Пресс-служба Государственного Эрмитажа. Дата обращения: 24 июня 2012. Архивировано 7 июля 2012 года.
  5. Воробьев Борис (Исай) Яковлевич (1911—1990). Дата обращения: 2 августа 2016. Архивировано 18 августа 2016 года.
  6. 6,0 6,1 Серия скульптур "Мертвые души" и "Ревизор" по произведениям Н.В. Гоголя (№3563). Антикварный салон «Сов-Арт». Дата обращения: 24 июня 2012.

Литература

  • Борис Яковлевич Воробьев, Никита Васильевич Воронов. Звери. — "Художник РСФСР", 1962.