Вопль (поэма)
Вопль | |
---|---|
Howl | |
Жанр | Поэма |
Автор | Аллен Гинзберг |
Язык оригинала | английский |
Издательство | City Lights Books[англ.] |
Эта страница или раздел содержит или описывает ненормативную лексику. |
«Вопль» (иногда название переводилось как «Вой», англ. Howl) — поэма одного из самых известных американских поэтов второй половины XX века Аллена Гинзберга, считающаяся самым известным произведением бит-поколения (наравне с романами «В дороге» Д. Керуака и «Голым завтраком» У. Берроуза)[1]. Публикация поэмы считается поворотным пунктом в истории современной литературы, днём рождения новой американской поэзии со свободной экспрессией, сексуальным либерализмом и иными ценностями, которые десятилетие спустя станут краеугольным камнем контркультуры США[2].
Впервые представленная общественности на знаменитых «поэтических чтениях в октябре 1955 года в Галерее Шесть[англ.]», поэма завоевала огромный успех и привлекла к начинающему поэту Гинзбергу общественное внимание[3]. Отдельной книгой «Вопль» вышел только год спустя в издательстве известного общественного деятеля, бизнесмена и поэта Л. Ферлингетти. Однако весь тираж был арестован полицией, Ферлингетти арестован, а поэма обвинена в непристойности[4]. Последовавший вслед за этим суд снял все обвинения с «Вопля» и поспособствовал популярности произведения, вскоре ставшего классикой американской литературы XX века[4].
История создания
август — Начало работы над поэмой «Strophes» (по мотивам галлюцинации Молоха), которую позже поэт переименовывает в «Вопль».
30 августа — В письме Керуаку Гинзберг первый раз упоминает, что, возможно, издательство City Lights (англ. City Lights Bookstore) опубликует сборник его работ.
7 октября — Чтение первой части «Вопля» в Галерее Шесть[англ.].
8 октября — Ферлингетти просит поэта выслать ему текст произведения.
18 марта — Чтение полной версии «Вопля» в Town Hall Theatre, Беркли.
март — Ферлингетти просит ACLU о защите его интересов в суде в случае, если возникнет необходимость.
март — Уильям Карлос Уильямс пишет вступительную статью к «Воплю».
16 мая — Гинзберг печатает 25 копий поэмы для друзей.
июнь — City Lights получают первые оттиски произведения от английского издателя, Villiers.
август — Ферлингетти печатает несколько книг и отсылает их Гинзбергу.
1 ноября — 1000 копий «Вопля» официально выходят в продажу.
25 марта — нераспроданные копии поэмы подвергаются аресту.
3 апреля — представитель ACLU заявляет, что юристы будут оспаривать арест в суде.
май — Ферлингетти печатает ещё 2500 копий книги.
19 мая — San Francisco Chronicle печатает статью о поэме в её защиту.
29 мая — снятие ареста с партии книг. Судья Lloyd Burke отказывается запускать делопроизводство.
3 июня — Ферлингетти арестовывают за распространение книги.
6 июня — после внесения залога Ферлингетти освобождён из-под стражи.
8 августа — запланировано слушание по делу «Вопля».
16 августа — дело передано другому судье.
5 сентября — девять свидетелей из литературного общества выступают в защиту поэмы.
3 октября — постановлением суда с «Вопля» и Ферлингетти сняты все обвинения.
октябрь — в честь празднования победы в суде City Lights выпускают 5 000 копий книги.
В середине 1940-х годов будущий поэт активно экспериментировал с марихуаной и бензедрином, находясь под влиянием своих близких друзей — У. Берроуза и Д. Керуака; тогда же Гинзбергу впервые приходит в голову идея о поэзии «Нового ви́дения»[6]. В 1948 году Гинзберг жил в Беркли, недавно переехав из Нью-Йорка; к этому времени он был безработным, был отчислен из университета, попробовал множество разнообразных психоделиков и наркотиков и был несколько раз арестован. Гинзбергу было наркотическое явление У. Блейка — которое, вдобавок к произошедшему ранее, в сильной мере поспособствовало началу работы над «Воплем»[7][8]. В 1949 году Гинзберга арестовали за кражу автомобиля; по настоянию профессоров Аллена его вместо тюремного заключения направляют в Колумбийский Психиатрический Институт для прохождения лечения и сеансов психоанализа. Именно здесь Гинзберг знакомится и вскоре становится близким другом Карла Соломона[англ.], которому впоследствии и посвятит «Вопль»[9].
В 1954 году, приняв в своей квартире изрядную дозу пейотля, Гинзберг видит галлюцинацию, в ходе которой «Sir Francis Drake Hotel» предстаёт ему в виде лица чудовища — Молоха[10]. Работу над «Воплем» поэт начал летом 1955 года[6]. Бо́льшая часть произведения была написана в Caffe Mediterraneum[англ.] в Беркли; незадолго до начала работы над материалом, посвятить поэзии всё своё свободное время Гинзберга уговорил его лечащий врач Филип Хикс (англ. Philip Hicks)[11]. Поначалу Гинзберг экспериментировал с паратаксисом, сочиняя короткую поэму о смерти Д. Воллмер — он показал материал своему другу К. Рексроту[англ.], нашедшему работу слишком академической. Рексрот посоветовал Гинзбергу «освободить свой голос» и писать от сердца; поэт серьёзно отнёсся к совету и начал творить, вдохновившись работами У. Карлоса, У. Уитмена, У. Блейка и Д. Керуака[12].
Я. Могутин отмечал, что поэма была написана Гинзбергом под воздействием большого количества наркотических веществ — пейотля, яхе и LSD-25; писа́л он фирменным стилем, лейтмотивом которого была идея о том, что «первая мысль — лучшая мысль»[13].
Сам автор называл «Вопль» подтверждением индивидуального восприятия Бога, секса, наркотиков и абсурда; подтверждением милосердия и сострадания, которые, по утверждению Гинзберга, являются основными эмоциями поэмы[14]. Название было придумано Керуаком (с его же подачи, кстати, получил название и «Голый завтрак» Берроуза)[15].
Содержание и художественные особенности
I saw the best minds of my generation destroyed by madness (англ.)
|
Я видел как лучшие умы моего поколения пали жертвой безумия (рус.)
|
|||
первая строфа поэмы «Вопль»
|
«Вопль», пишет Надин Клеменс (англ. Nadine Klemens), — это смесь автобиографии, апокалиптического видения мира, катарсиса и пророчества[16]. Книга посвящена близкому другу Гинзберга, К. Соломону, мученику (как воспринимает его Гинзберг), олицетворяющему в глазах поэта поколение угнетённых божественных пилигримов[17]. Поэма адресована культуре, которая, по мнению Гинзберга, погубила множество его друзей[8]. «Вопль» состоит из трёх частей и сноски.
Часть I посвящена страданиям различных личностей, которых Гинзберг называет в первой же строке «лучшими умами моего поколения». Писатель говорил, что эти люди — со дна общества, к примеру наркоманы, гомосексуалы и психопаты; по большей части упоминаемые в первой главе «Вопля» люди — это те, кто причислял себя к поколению битников в 1950-х и 1960-х годах. Они открыто отрицали общество, в котором жили и которое было причиной их страданий. Отображение общества в поэме носит негативный окрас, что, опять же, по мнению Патрика Ведекинда (англ. Patrick Wedekind), весьма характерно для произведений битничества; Гинзберг обвиняет современное ему общество в том, что оно уничтожило его поколение — поколение, которое поэт считал святым[18]. Автор характеризует общество как репрессивную систему, управляемую деньгами и насилием: «как кусали сыщиков в шеи и визжали от удовольствия в полицейских машинах, не повинные ни в каких преступлениях, кроме пьянства и воинствующей педерастии»[19].
Часть II сконцентрирована вокруг «Молоха», хотя и затрагивает уже упомянутых в первой части личностей. Молох, семитское божество, поклонение которому отличалось жертвоприношениями, в «Вопле» воспроизводится в виде жертвы поколения Гинзберга обществу «холодной войны»[20]; «Молохом» Гинзберг называет американское общество, в котором, по мнению поэта, доминируют деньги и насилие[21]; он пишет: «Молох, чья кровь — финансовые потоки! Молох, чьи пальцы — как десять воинств!»[19]. Поэт даёт кошмарный взгляд на современное общество, аналогичный взгляду У. Блейка на Лондон[17].
Часть III целиком сконцентрирована на фигуре К. Соломона, находившегося в описанное время на лечении в психиатрической клинике (название данного заведения — Колумбийский Психиатрический Институт, но в тексте оно получает более короткое и звучное название «Рокленд»[8])[18]. В данной главе поэт воспевает мужество и стойкость своего друга[17]; «душа невинна и бессмертна, и она не должна умирать непристойно в психушке усиленного режима», — пишет автор[19]. Помимо этого, третья часть поэмы является связующим звеном между «Воплем» и «Супермаркетом в Калифорнии» — стихотворением Гинзберга, затрагивающим вопросы идеологии потребления и безумия, царящего в современном обществе, которое также рассматривается в качестве одного из ключевых произведений бит-поколения[20][22][23].
«Сноска к „Воплю“», изначально бывшая частью поэмы, по совету К. Рексрота была оформлена отдельно. В данной части Гинзберг даёт свою интерпретацию четверостишия Блейка из стихотворения «Странствие» (англ. The Mental Traveller) — «Все перехожие — бежать, / Дрожа в смятенье, как листва, / И шаром плоская Земля / Крутится в вихре естества»[24] (англ. The guests are scatter’d thro’ the land / For the eye altering alters all; / The senses roll themselves in fear, / And the flat earth becomes a ball;)[17]. Гинзберг говорил: «Я вспоминал архетипический ритм Свят Свят Свят, рыдая в автобусе на Керни-Стрит[англ.], и занёс большую часть всего в записную книжку как раз там <…> я назвал это «Сноской к „Воплю“», поскольку это была очередная вариация на тему формы из Части II»[25].
«Вопль» написан Гинзбергом под влиянием идеи о том, что «первая мысль — лучшая мысль»; данная методика частично навеяна идеями о «спонтанной» или «импровизационной» прозе Керуака, считавшего, что процесс письма не должен быть полностью осознаваемым действием, а должен быть движим исключительно потоком впечатлений от происходящего вокруг[13][26]. Сам Гинзберг называл свой стиль «потоком сознания» (англ. stream of consciousness)[27]. Критики сходятся во мнении, что стилистически «Вопль» наиболее близок к верлибру[28]. Наиболее весомое влияние на стилистику поэмы оказали У. Уитмен, У. Блейк и У. Уильямс, наставник Гинзберга[12].
Чтения в Галерее Шесть
Впервые Аллен Гинзберг представил слушателям «Вопль» в ходе чтений в Галерее Шесть[англ.] в районе Сан-Франциско под названием Норт-Бич[англ.] 7 октября 1955 года[3]. Мероприятие было организовано К. Рексротом для рекламы Гинзберга, Макклура и других молодых поэтов (также принимали участие Ф. Ламантиа, Г. Снайдер, Ф. Уэйлен и Д. Керуак) и собрало около ста пятидесяти человек, однако в точности восстановить события произошедшего представляется затруднительным; версия Макклура представлена в книге «Scratching The Beat Surface», Керуака — в «Бродягах Дхармы»[29]. Двадцатидевятилетний Гинзберг на тот момент практически не публиковался и никогда ранее не принимал участие в поэтических чтениях. «Вопль» был написан им всего несколько недель назад, потому никто ещё не слышал текста произведения и не читал его[30].
<…> я последовал за галдящей толпой поэтов на вечер в Галерее Шесть — вечер, который, кроме всего прочего, стал вечером рождения Сан-Францисского Поэтического Ренессанса[англ.]. Там были все. Это был совершенно безумный вечер. <…> к одиннадцати часам, когда Альва Голдбук [Аллен Гинзберг], пьяный, раскинув руки, читал, вернее, вопил свою поэму «Вопль», все уже орали: «Давай! Давай!», как на джазовом джем-сейшне, и старина Рейнольд Какоутес, отец поэтической тусовки Фриско, утирал слёзы восторга. Сам Джефи читал славные стихи о Койоте, боге североамериканских равнинных индейцев (по-моему), во всяком случае, боге северо-западных индейцев квакиутль и всё такое прочее.
— Джек Керуак, «Бродяги Дхармы»[31]
Выступая, Гинзберг пел строки поэмы как еврейский кантор, мельком подглядывая в текст и произнося каждую новую строчку на едином дыхании. Присутствовавшие в галерее гости остолбенели, а Керуак в ритм выступающему поэту начал кричать: «Давай! Давай!» (англ. GO! GO!). По окончании чтения (только первой части поэмы, остальное ещё не было написано), Рексрот был в слезах, а Гинзберг получил удачный старт для своей будущей поэтической карьеры[30]. Поэт уходил со сцены под громкие аплодисменты[32]. Шесть месяцев спустя в своём дневнике Гинзберг написал: «Я величайший американский поэт»; потом он добавил: «Пусть Джек [Керуак] будет величайшим»[33].
Биографические отсылки и аллюзии
Часть I
«как в окрестностях Эл обнажали мозги перед небом и видели ангелов Мухаммеда и, прозрев, гуляли, пьяно шатаясь, по крышам жилых строений» | Данные строки отсылают к рассказанной Гинзбергу Керуаком истории о «небесных приключениях» Ф. Ламантии после прочтения последним Корана[34]. |
«как шли коридорами университетов с нездешним сиянием в глазах, бредя Арканзасом и трагедией в духе Блейка среди студентов, вернувшихся с фронта» | В 1948 году у Гинзберга была галлюцинация, в которой У. Блейк читал свои поэмы; поэт говорил, что увиденное открыло ему связи во всём сущем. Позже он утверждал, что его эксперименты с наркотическими веществами были во многом попыткой воспроизвести данный опыт[7][35]. |
«как их изгоняли из институтов за шизу и расклейку непристойных стихотворений на окнах собственных черепушек» | Это была одна из причин, по которой автора исключили из Колумбийского университета, — он писал различные непристойности на грязном окне в своей комнате. Он предполагал, что одна из уборщиц учебного заведения была антисемиткой, потому что никогда не мыла его окно, — и выражал свои эмоции по этому поводу надписями «На хуй евреев» (англ. Fuck the Jews) и рисунками свастик[36][37]. |
«как ютились в неухоженных комнатах в одном исподнем, сжигая деньги в мусорных вёдрах и вслушиваясь в Ужас за каждой стеною» | Люсьен Карр сжёг свои безумные записи вместе с двадцатью долларами, уступив настойчивости своей матери[38]. |
«… между полюсами Канады и Патерсона» | Д. Керуак был франкоканадцем из Лоуэлла, Массачусетс, а Гинзберг вырос в Патерсоне, Нью-Джерси[39]. |
«как тонули ночь напролёт в субмариновом свете „Бикфорда“, выплывали затем и сидели вечером над выдохшемся пивом в пустынном „Фугацци“ …» | «Бикфорд»[англ.] и «Фугации» — нью-йоркские заведения, где часто проводили время битники. В «Фугацци» некоторое время работал Гинзберг[40][41]. |
«… танжерской ломоты, китайской мигрени, оставшись без героина в угрюмой меблирашке где-то в Ньюарке …» | У. Берроуз жил в Танжере, Марокко, когда Гинзберг писал «Вопль». Первый неоднократно испытывал героиновые ломки, о чём часто писал своему другу[42]. |
«… как изучали Плотина Эдгара По Святого Иоанна Креста телепатию и бибоп-каббалу потому что космос инстинктивно вибрировал у них под ногами в Канзасе» | Перечисляются известные мистики и мистицизм, которыми некоторое время увлекался Гинзберг[42]. |
«как исчезали в жерлах мексиканских вулканов» | Отсылка к Джону Хоффману (англ. John Hoffman), другу Ф. Ламантии и К. Соломона[англ.], погибшему в Мексике; также отсылка к книге «Под вулканом»[англ.] М. Лаури[34]. |
«рыдая и срывая с себя одежду, и вой сирен Лос-Аламоса сбивал их с ног» | Об акции протеста, организованной Джулианом Беком[англ.], Джудит Малина и другими членами коллектива «The Living Theatre»[англ.][43]. |
«как кусали сыщиков в шею … и как их стаскивали с крыш, размахивающих гениталиями и манускриптами» | Отсылка к Биллу Каннастре[англ.], который в реальности делал все описанные вещи; Каннастра умер, выпав из окна поезда в метро[44]. |
«святые мотоциклисты» | Отсылка к М. Брандо и его роли байкера в фильме «Дикарь»[42]. |
«как колесили в поисках блядей по Колорадо на мириадах угнанных тачек — Н. К., тайный герой этих стихов …» | Н. К. — Нил Кэссиди, который угонял машины и у которого была репутация сексуально ненасытного молодого человека[45]. |
«как бродили всю ночь в наполненных кровью ботинках по сугробам в районе доков, ожидая, когда посреди Ист-Ривер откроется дверца, за которой — натопленная комнатушка опиумного притона …» | Описание состояния Герберта Ханке, выпущенного из тюрьмы Райкерс-Айленд[англ.][46]. |
«а потом отправлялись к себе на чердак конструировать клавесины» | Об одном из друзей Гинзберга, который действительно собирал клавесины; поэт говорил с его женой незадолго до того, как начал работу над «Воплем»[47]. |
«как кашляли в Гарлеме на шестом этаже, коронованные пламенем под чахоточным небом, окружённые ящиками из-под апельсинов, набитыми богословскими трудами» | Ссылка на комнату, которую автор снимал во время того, как ему явилось видение Блейка. Сосед по комнате Гинзберга был студентом теософского факультета и хранил книги в ящиках из-под апельсинов[48]. |
«как швыряли с крыши свои часы, голосуя за Безвременную Вечность» | Описание случая, произошедшего с университетским другом Гинзберга, Луисом Симпсоном[англ.], страдавшего от ПТСР[48]. |
«как сгорали заживо в неприметных чесучовых костюмах на Мэдисон-авеню …нитроглицериновый визг кудесниц рекламы …» | Одно время Гинзберг работал исследователем потребительского рынка в Сан-Франциско[49]. |
«Как прыгали с Бруклинского моста» | Ссылка на Т. Купферберга[англ.][43][50]. |
«как шевелили извилинами в тюрьмах» | Отсылка к книге «Le Condamne a Mort» Ж. Жене[43]. |
«как удалялись в Мексику чтобы ширяться без страха или в Скалистые горы разжалобить Будду или в Танжер к мальчикам или на Саузерн Пасифик к чёрным топкам локомотива или в Гарвард к Нарциссу или на кладбище Вудлоун блудить на могилах» | Большое количество битников отправлялись в Мексику пробовать наркотики — в частности, здесь Гинзберг ссылается на У. Берроуза[51]. В «Скалистых горах» жила сестра Д. Керуака (описание этого периода есть в «Бродягах Дхармы»)[52]. Н. Кэссиди работал кондуктором на Саузерн Пасифик; Д. Холладер[англ.] — выпускник Гарварда; мать Гинзберга, Наоми, похоронена на кладбище Вудлоун[45]. |
«действовали под гипнозом радиоволн» | Ссылка на Наоми Гинзберг, страдавшей параноидной шизофренией; также это относится к реакции Антонена Арто на шоковую терапию и к его книге[какой?], с которой Гинзберга познакомил К. Соломон[53]. |
«как швырялись картофельным салатом в преподавателей дадаизма в Сити-Колледж оф Нью-Йорк» | Отсылка к одной из поэм[какой?] К. Соломона, в которой описывается аналогичная ситуация[54]. |
«в зловонных коридорах Пилгрим-Стейт, Рокленда и Грейстоуна» | Названы три медицинских учреждения, которые ассоциируются у Гинзберга со своей матерью и К. Соломоном[53]. |
«а мать окончательно ********» | Гинзберг утверждал, что замена слова звёздочками служила исключительно для заполнения пространства в тексте; отсутствие конкретного слова, по мнению писателя, должно было передать необходимую неопределённость[54]. |
«охваченные внезапным прозреньем алхимии эллипса каталога линейки и вибрирующей плоскости, как мечтали и создавали осязаемые разрывы во Времени и Пространстве» | Данные строчки относятся ко времени поиска Гинзбергом своего стиля. К использованию эллипсов поэта подтолкнули хайку и работы Э. Паунда, а также У. Карлоса; «каталог» — отсылка к У. Уитмену[55]. |
«Pater Omnipotens Aeterna Deus» | Точная цитата из Поля Сезанна[56]. |
«способным перелопатить синтаксис и ритм убогой человеческой прозы» | Отсылка к методу «спонтанной\импровизационной» прозы, разработанному Д. Керуаком[57]. |
«выкладывающим начистоту здесь то, о чём не пристало говорить до смерти» | Ссылка на переводы Катулла, выполненные Луисом Зуковски[англ.]; также — на последние строки романа Керуака «Видения Коди»[56]. |
«eli eli lamma lamma sabachthani» | Одна из версий слов Иисуса на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»[48]. |
Часть II
«Молох! Одиночество! Мерзость! Уродство!» | Ссылка на книгу Левит 18:21[47]. |
«Молох, зодчий своего приговора!» | Ссылка на Уризена Блейка[58]. |
«Молох бездушной тюрьмы со скрещёнными костями над входом!» | Аллюзия к графической новелле Л. Уорд «Gods’ Man» (1929)[59]. |
«Молох, чья грудь — как пожирающая людей мясорубка!» | Сноска к нескольким фильмам Ф. Ланга[60]. |
«Молох, чьи глаза — тысячи ослепших окон!» | Гинзберг признавался, что вторая часть «Вопля» была навеяна отелем «Sir Francis Drake Hotel» в Сан-Франциско, который под воздействием пейотля предстал перед поэтом в виде монстроподобного лица[10]. |
«Молох, чья душа — электричество и банки!» | Отсылка к идеям Э. Паунда о ростовщичестве[61]. |
«… поднимая город к Небу, которое истинно и есть повсюду над нами!» | Сноска к «Одному лету в аду» А. Рембо[61]. |
Часть III
«Я с тобой в Рокленде, где ты и я — великие писатели, печатающие в четыре руки на огромной пишущей машинке» | Гинзберг и Соломон писали сатирические письма М. Д. Шазалю[англ.] и Т. С. Элиоту, которые так и не отправили[62]. |
«Я с тобой в Рокленде, где тебя поят чаем из собственных грудей старые девы Ютики» | Ссылка на «Mamelles de Tiresias» Г. Аполлинера[63]. |
«Я с тобой в Рокленде, где ты орёшь в смирительной рубашке» | К. Соломон действительно подвергался шоковой терапии в психиатрическом центре Пилгрим[англ.][63]. |
«Я с тобой в Рокленде, где ты лупишь по кататоническому пианино» | Гинзберг получал выговор за то, что лупил по пианино в CPPI[англ.][64]. |
«Я с тобой в Рокленде, где ты готовишься разодрать завесу небес над Лонг-Айлендом …» | Центр Пилгрим расположен в Лонг-Айленде[65]. |
«Я с тобой в Рокленде, где ты в компании двадцати пяти тысяч товарищей по безумию хором поёшь последние строфы „Интернационала“» | Количество пациентов Пилгрима составляло двадцать пять тысяч человек. «Интернационал» был песней индустриальных рабочих мира[65]. |
«… стучащийся в дверь моего коттеджа в калифорнийской ночи» | Ссылка на дом по Milvia Street в Беркли, где Гинзберг написал множество произведений, включая «Вопль»[65]. |
Сноска к Воплю
«… каждый день вечность!» | Ссылка на поэму Блейка «Auguries of Innocence»[59]. |
«Святой Пётр святой Аллен святой Соломон святой Люсьен святой Керуак святой Ханке святой Берроуз святой Кэссиди» | П. Орловски, К. Соломон, Л. Карр, Д. Керуак, Г. Ханке, У. Берроуз, Н. Кэссиди[59]. |
«Свят пятый Интернационал» | Ссылка на четыре «Интернационала» — международные объединения коммунистических и социалистических групп и партий; пятый Интернационал, считал Гинзберг, не за горами[59]. |
Отзывы критики
Критик The New York Times Ричард Эберхарт назвал «Вопль» «самой примечательной поэмой молодой группы [битников]» и хвалебной статьёй поспособствовал популярности произведения[71]. Спустя некоторое время к Эберхарту присоединяется издание San Francisco Chronicle, публикующее положительную рецензию на поэму и порицающее арест партии книг. Вскоре после публикации «Вопль» принёс Гинзбергу славу и признание[72]. К. О'Салливан[англ.] назвал появление «Вопля» революционным событием для американской поэзии; П. Кэрролл[англ.] обозначил «вехой поколения»[73]. Г. Снайдер говорил, что поэма — это «тяжеловесный список, но Гинзберг при чтении вслух как-то умудрялся приподнять его — так, что он парил над головами слушателей грациозно, как воздушный змей»[74]. «Его публикация в 1956 году произвела эффект разорвавшейся бомбы», — писал Я. Могутин в интервью, взятом у Гинзберга[13]. Современные критики называют «Вопль» одной из самых влиятельных работ бит-поколения[75]. Один критик[кто?] назвал поэму экскурсией во вселенную битников, проходящую на скорости тысяча миль в час[8].
В 1969 году первая часть поэмы транслировалась в эфире национальной телерадиовещательной компании Финляндии YLE. Произведение читалось тремя актёрами под джазовый аккомпанемент, специально записанный Генриком Отто Доннером (фин. Henrik Otto Donner). Программа сопровождалась 8-минутным вступлением, финский текст был дан по переводу А. Холло[англ.], до этого уже опубликованном в печатном виде и не вызвавшем никакого скандала. Программу услышала Арне Бернер (фин. Arne Berner), член Эдускунты, и подала депутатский запрос министру общественных работ, транспорта и коммуникаций. По итогам был составлен отчёт — «Вопль» был назван непристойным, а программа YLE — бесполезной и не следовавшей образовательным целям. Радиостанция получила выговор[76].
Седьмого октября 2005 года, на праздновании пятидесятилетия первых чтений «Вопля», торжественные мероприятия прошли в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Лидсе. Происходившее в Великобритании торжество получило название «Howl for Now» и было ознаменовано публикацией одноимённой книги, включившей в себя множество эссе, посвящённых поэме[77]. В августе 2007 года, на пятидесятилетней годовщине защиты «Вопля» первой поправкой к конституции США, в эфире Pacifica Radio[англ.] должна была пройти программа с чтением поэмы, однако, опасаясь штрафов со стороны Федерального агентства по связи, руководство радиостанции отказалось от передачи. Вместо неё «Вопль» был выпущен в виде вебкаста[англ.] в интернете[78].
Издания
Первое издание:
- Ginsberg, Allen. Howl and Other Poems. — SF.: City Lights Books, 1956. — 44 p. — (Pocket Poets Series). — 1000 экз. — ISBN 9780872860179.
Л. Ферлингетти заинтересовался произведением Гинзберга после успеха в «Галерее Шесть»[8]. После публикации партия книг была изъята сотрудниками полиции, поэма объявлена «непристойной», а Л. Ферлингетти арестован[79]. Девять свидетелей из сан-францисского литературного общества высказались в пользу поэмы, указав на её социальную значимость[20]. В ходе процесса 3 октября 1957 года судья Клейтон Р. Хорн заявил, что поэма вполне пристойна — «Вопль» постановлением суда было разрешено печатать, а с издателя были сняты все обвинения[4]. Данный судебный процесс стал не только важным событием в борьбе за свободу слова, но и привлёк общественное внимание к разбитому поколению[80]. В 2006 году издательством «Harper Perennial Modern Classics» был опубликован текст поэмы с построчными комментариями, альтернативными версиями текста (из разных изданий), библиографией и дополнительными примечаниями и сносками[81]. В 2010 году была издана графическая новелла Э. Друкера[англ.] на основе «Вопля»[82].
Первые фрагменты из поэмы на русском языке были опубликованы в журнале «Иностранная литература» в 1961 году[83]. В отдельном двуязычном издании «Вопль» («Вой») был опубликован в 1998 году с переводом В. Нугатова[84]. Более известна публикация в составе сборника «Антология поэзии битников», выпущенного в 2004 году издательством Ультра.Культура. В издание вошло несколько переводов поэмы — за авторством И. Кормильцева, Д. Борисова и Д. Жутаева[19].
Экранизация
Фильм, основными темами которого стали чтения в Галерее Шесть и судебный процесс над «Воплем», был выпущен в США 21 января 2010 года. Режиссёрами картины выступили американцы Роб Эпштейн и Фридман, Джеффри (кинорежиссёр)[англ.]. Роль молодого Гинзберга исполнил актёр Джеймс Франко[85]. Фильм вошёл в конкурсную программу 60-го Берлинского кинофестиваля и открывал кинофестиваль «Сандэнс» (англ. Sundance Film Festival)[86]. В России картина демонстрировалась в рамках Московского фестиваля американского кино 7 и 9 октября 2010 года.
Фильм получил по большей части положительные оценки. Картину и работу режиссёров похвалили критики The New York Times[87], New York Magazine[88] и San Francisco Chronicle[89]. По состоянию на конец августа 2011 фильм имеет рейтинг 62 % на Rotten Tomatoes (64 свежих и 39 гнилых рецензий)[90]; на портале Metacritic картина имеет 63 пункта из 100 (основываясь на 24 рецензиях)[91]; рейтинг IMDb фильма составляет 6.8[92].
Примечания
- ↑ MacGowan, Christopher John. 20th-century American poetry. — Wiley-Blackwell, 2004. — P. 120. — 331 p. — ISBN 9780631220251.
- ↑ Michaelson, Jay. Portrait of the Artist As a Nice Jewish Boy (англ.). The Jewish Daily Forward. // forward.com (10.08.2007). Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 23 января 2012 года.
- ↑ 3,0 3,1 Kaplan, Fred. How «Howl» Changed the World (англ.). Slate Magazine. // slate.com (24.09.2010). Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 13 сентября 2012 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Яблонская, Анна. Патти Хёрст и четверть дыма . // magazines.russ.ru/october. «Журнальный зал» (2005). — «Октябрь», № 5. — «<…> Однако судья Клейтон Р. Хорн заявил, что “Howl”, несмотря ни на что (а смотреть было на что!), вполне пристойна. <…>». Дата обращения: 25 марта 2020. Архивировано 13 января 2013 года.
- ↑ Morgan, Peters, 2006, p. 1.
- ↑ 6,0 6,1 Allen Ginsberg: Biographical Notes (англ.). Popsubculture — The Biography Project. popsubculture.com. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ 7,0 7,1 Miles, 2006, p. 125, 128.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Introduction // Howl: Shmoop Poetry Guide. — Shmoop University Inc. — P. 1, 2. — ISBN 9781610621830.
- ↑ Аллен Гинзберг . uspoetry.ru. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 16 января 2012 года.
- ↑ 10,0 10,1 Miles, 2001, p. 181.
- ↑ Ginsberg, Ball, 1996, p. 165.
- ↑ 12,0 12,1 Ginsberg, Ball, 1996, p. 167.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Могутин, Ярослав. Три часа в постели с «пидором-индивидуалистом» . «Митин журнал». // mitin.com. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 28 января 2013 года.
- ↑ Lardas, John. The bop apocalypse: the religious visions of Kerouac, Ginsberg, and Burroughs. — University of Illinois Press, 2001. — P. 217. — 316 p. — ISBN 9780252025990.
- ↑ Шохина, Виктория. Дауншифтинг Джека Керуака . Частный корреспондент. chaskor.ru (12.03.2011). Дата обращения: 17 июля 2011. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Klemens, Nadin. Allen Ginsberg’s «Howl» — Poetry Or Prophecy? — GRIN Verlag, 2007. — P. 2. — 24 p. — ISBN 9783638751605.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 Stephenson, Gregory;. Allen Ginsberg's «Howl»: A Reading // The Daybreak Boys: Essays on the Literature of the Beat Generation. — SIU Press, 2009. — P. 50-58. — 232 p. — ISBN 9780809329496.
- ↑ 18,0 18,1 Wedekind, 2008, p. 7.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Русский текст поэмы дан по переводу И. Кормильцева, Антология поэзии битников / Г. Андреева. — 30.06.2004. — Ультра.Культура, 2004. — 784 с. — (Поэзия). — 3000 экз. — ISBN 5-98042-072-X.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Hemmer, Kurt. Howl and Other Poems // Encyclopedia of beat literature. — Infobase Publishing, 2007. — P. 140—143. — 401 p. — ISBN 9780816042975.
- ↑ Wedekind, 2008, p. 5.
- ↑ Moore, Julie. Allen Ginsberg’s a Supermarket in California and Condemnation of American Consumerism (англ.) (недоступная ссылка). associatedcontent.com (24-11-2007). Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ Brinnin, John Malcolm; Read, Bill; McKeena, Rollie. The Modern Poets. — University of California. Press, 2007. — P. 149.
- ↑ Перевод В. Л. Топорова, Уильям Блейк. Избранные стихи . Библиотека Максима Мошкова. // lib.ru. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 9 июля 2012 года.
- ↑ Ginsberg, Allen; Morgan, Bill. Deliberate Prose: Selected Essays 1952—1995. — HarperCollins, 2001. — 536 p. — ISBN 9780060930813.
- ↑ Werlock, James. The Facts on File companion to the American short story. — Infobase Publishing, 2010. — P. 377. — 842 p. — ISBN 9780816068951.
- ↑ Jönsson, Linnea. HOWL by Allen Ginsberg (англ.). // sonoloco.com. Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 12 сентября 2012 года.
- ↑ Who Is Allen Ginsberg? (англ.). // wisegeek.com. Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 17 февраля 2013 года.
- ↑ Mayer, Johnny. Six Poets at Six Gallery (англ.). MOMO. // mundomundo.com. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 11 июл 2012-07-11.
- ↑ 30,0 30,1 Asher, Levi. Six Gallery (англ.). Literary Kicks. // litkicks.com (23.10.1994). Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 27 января 2013 года.
- ↑ Керуак, Джек. Бродяги Дхармы. — Азбука, 2011. — 288 p. — ISBN 978-5-389-01354-4.
- ↑ Шохина, Виктория. Ангел нагой и обдолбанный . Перемены. Толстый веб-журнал. // peremeny.ru (03.06.2011). — «Со сцены Гинзберг уходил под сокрушительные аплодисменты.». Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 17 апр 2013-04-17.
- ↑ Hoby, Hermione. Allen Ginsberg, Howl and the voice of the Beats (англ.). The Guardian. // guardian.co.uk (23.02.2011). — «<…> Six months after the Six Gallery reading, he wrote in his journal: „I am the greatest poet in America.“ Then he added: „Let Jack be greater.“ „Jack“ was Jack Kerouac <…>». Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 1 августа 2012 года.
- ↑ 34,0 34,1 Miles, 2006, p. 124.
- ↑ Hyde, 1984, p. 6.
- ↑ Miles, 2006, p. 132.
- ↑ Miles, 2001, p. 57.
- ↑ Ginsberg, Allen; Lieberman-Plimpton, Juanita; Nagan, Bill; Morgan, Bill. The Book of Martyrdom and Artifice: First Journals and Poems: 1937—1952. — De Capo Press, 2008. — P. 58. — 544 p. — ISBN 9780306815621.
- ↑ Miles, 2001, p. 1.
- ↑ Miles, 2006, p. 125.
- ↑ Raskin, 2006, p. 134.
- ↑ 42,0 42,1 42,2 Miles, 2006, p. 126.
- ↑ 43,0 43,1 43,2 Miles, 2006, p. 128.
- ↑ Morgan, Bill. I Celebrate Myself: The Somewhat Private Life of Allen Ginsberg. — Penguin Books, 2007. — P. 128. — 702 p. — ISBN 9780143112495.
- ↑ 45,0 45,1 Raskin, 2006, p. 137.
- ↑ Miles, 2006, p. 133.
- ↑ 47,0 47,1 Morgan, Peters, 2006, p. 34.
- ↑ 48,0 48,1 48,2 Miles, 2006, p. 134.
- ↑ Ginsberg, Ball, 1996, p. 5.
- ↑ Raskin, 2006, p. 135.
- ↑ Burroughs, William; Hibbard, Allan. Conversations with William S. Burroughs. — University Press of Mississippi, 1999. — P. xix. — 234 p. — ISBN 9781578061839.
- ↑ Creighton, David. Ecstasy of the beats: on the road to understanding. — Dundurn Press Ltd., 2007. — P. 229. — 317 p. — ISBN 9781550027341.
- ↑ 53,0 53,1 Theado, 2003, p. 53.
- ↑ 54,0 54,1 Miles, 2006, p. 131.
- ↑ Charters, Ann. Beat down to your soul: what was the Beat generation? — Penguin Books, 2001. — P. 121. — 663 p.
- ↑ 56,0 56,1 Miles, 2006, p. 130.
- ↑ Ginsberg, Allen; White, Edmund; Havel, Vaclav. Spontaneous Mind: Selected Interviews 1958—1996. — HarperCollins, 2002. — P. 121. — 624 p. — ISBN 9780060930820.
- ↑ Miles, 2006, p. 139.
- ↑ 59,0 59,1 59,2 59,3 Miles, 2006, p. 146.
- ↑ Miles, 2006, p. 140.
- ↑ 61,0 61,1 Miles, 2006, p. 142.
- ↑ Theado, 2003, p. 242.
- ↑ 63,0 63,1 Miles, 2006, p. 144.
- ↑ Miles, 2001, p. 121.
- ↑ 65,0 65,1 65,2 Miles, 2006, p. 145.
- ↑ Customer Reviews: Howl: A Poem (англ.). // amazon.com. Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ Howl by Allen Ginsberg (англ.) (недоступная ссылка). // weread.com. Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ Howl by Allen Ginsberg (англ.). // goodreads.com. Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ Howl by Allen Ginsberg (англ.). // shelfari.com. Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ Howl: A Poem by Allen Ginsberg (англ.). // librarything.com. Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ Miles, 2006, p. 155.
- ↑ Trigilio, Tony. «Sanity a Trick of Agreement»: Madness and Doubt in Ginsberg’s Phophetic Poetry // «Strange prophecies anew»: rereading apocalypse in Blake, H. D., and Ginsberg. — 2000. — 209 p. — ISBN 9780838638545.
- ↑ Allen Ginsberg (англ.). Poetry Foundation. // poetryfoundation.com. Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 23 января 2012 года.
- ↑ Рот, Марко. Тема: Аллен Гинзберг: Пророк, зануда, битник, псих (недоступная ссылка). Booknik.ru — еврейские тексты и темы. // booknik.ru. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 23 января 2012 года.
- ↑ Wedekind, 2008, p. 1.
- ↑ Alenius, Arsi. Beat-legendat Allen Ginsberg ja William S. Burroughs Suomessa . // yle.fi. Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ Warner, Simon. Howl for Now. — Route, 2005. — 144 p. — ISBN 9781901927252.
- ↑ Garofoli, Joe. 'Howl' too hot to hear. 50 years after poem ruled not obscene, radio fears to air it (англ.). San Francisco Chronicle. // sfgate.com (03.10.2007). Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 31 января 2012 года.
- ↑ Morgan, Peters, 2006, с. 213.
- ↑ Woods, Randall Bennett. Quest for identity: America since 1945. — Cambridge University Press, 2005. — P. 145. — 593 p. — ISBN 9780521840651.
- ↑ Miles, 2006.
- ↑ Ginsberg, Allen; Drooker, Eric. Howl: A Graphic Novel. — Penguin Books Limited, 2010. — 224 p. — ISBN 9780141195704.
- ↑ Завьялов, Сергей. „Поэзия – всегда не то, всегда другое“: переводы модернистской поэзии в СССР в 1950—1980-е годы . «Иностранная литература». // magaziness.russ.ru. Дата обращения: 15 августа 2011. Архивировано 29 октября 2014 года.
- ↑ Ален Гинзберг. Вой. Howl. — Bozo Publishers, 1998
- ↑ Barber, Nicholas. Howl, Rob Epstein and Jeffrey Friedman, 93 mins (15) West Is West, Andy DeEmmony, 102 mins (15) (англ.). The Independent. // independent.co.uk (27.02.11). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 23 января 2012 года.
- ↑ Tenney, Brandon Lee. Brandon’s Sundance Review: Epstein & Friedman’s Howl (англ.). // firstshowing.net (30.01.2010). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 23 января 2012 года.
- ↑ Scott, O. A. Leaping Off the Page, a Beatnik’s Poetic Rant (англ.). The New York Times. // nytimes.com (23.09.10). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 9 сентября 2012 года.
- ↑ Edelstein, David. Movie Review: Howl Is an Exhilarating Trip Back in Time . New York Magazine. // nymag.com (27.09.2010). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
- ↑ LaSalle, Mick. Review: Poet and patience on trial in 'Howl' (англ.). San Francisco Chronicle. // sfgate.com (24.09.2010). Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 9 сентября 2012 года.
- ↑ Howl (2010) (англ.). Rotten Tomatoes. // rottentomatoes.com. Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 1 февраля 2013 года.
- ↑ Howl raitings (англ.). Metacritic. // metacritic.com. Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано 3 сентября 2012 года.
- ↑ Howl (2010) (англ.). Internet Movie Database. // imdb.com. Дата обращения: 16 августа 2010. Архивировано 3 января 2013 года.
Литература
- Miles, Barry; Ginsberg, Allen. Howl: original draft facsimile. — Harper Perennial Modern Classics, 2006. — 194 p. — ISBN 9780061137457.
- Morgan, Bill; Peters, Nancy Joyce. Howl on trial: the battle for free expression. — City Lights Books, 2006. — 224 p. — ISBN 9780872864795.
- Ginsber, Allen; Ball, Gordon. Journals Mid-Fifties: 1954-1958. — HarperPerrenial, 1996. — 512 p. — ISBN 9780060926816.
- Miles, Barry. Ginsberg: A Biography. — Virgin Publishing Ltd., 2001. — 628 p. — ISBN 0-7535-0486-3.
- Stephenson, Gregory;. The Daybreak Boys: Essays on the Literature of the Beat Generation. — SIU Press, 2009. — 232 p. — ISBN 9780809329496.
- Wedekind, Patrick. The Picture of the Individual and of Society in Allen Ginsberg’s “Howl” and the Beat Generation’s Impact on Democracy in America. — GRIN Verlag, 2008. — 36 p. — ISBN 9783640198481.
- Hemmer, Kurt. Encyclopedia of beat literature. — Infobase Publishing, 2007. — 401 p. — ISBN 9780816042975.
- Hyde, Lewis. On the Poetry of Allen Ginsberg. — University of Michigan Press, 1984. — 461 p. — ISBN 9780472063536.
- Raskin, Jonah. American Scream: Allen Ginsberg's Howl and the Making of the Beat Generation. — University of California Press, 2006. — 320 p. — ISBN 9780520246775.
- Theado, Matt. The beats: a literary reference. — Caroll & Graf, 2003. — 452 p. — ISBN 9780786710997.
- Wedekind, Patrick. The Picture of the Individual and of Society in Allen Ginsberg’s “Howl” and the Beat Generation’s Impact on Democracy in America. — GRIN Verlag, 2008. — 36 p. — ISBN 9783640198481.
Ссылки