Вольс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вольс
нем. Wols
Автопортрет, 1940 годАвтопортрет, 1940 год
Имя при рождении Alfred Otto Wolfgang Schulze
Дата рождения 27 мая 1913(1913-05-27)
Место рождения Берлин,
Германская империя
Дата смерти 1 сентября 1951(1951-09-01) (38 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство  Франция  Германия
Стиль ташизм

Вольс (нем. Wols, собственно Альфред Отто Вольфганг Шульце, Schulze; 27 мая 1913, Берлин — 1 сентября 1951, Париж) — немецкий и французский живописец, график, фотохудожник.

Жизнь и творчество

Родился в семье высокопоставленного немецкого чиновника и, вместе с тем, любителя и покровителя искусств. После переезда семьи в 1919 в Дрезден отца не раз писали тамошние живописцы, включая Отто Дикса, многие из них постоянно бывали в доме семьи Шульце.

Решающими событиями в жизни будущего художника стал подаренный ему в 1924 фотоаппарат, а также посещение Международной художественной выставки и Дрезденской выставки к 50-летию Пауля Клее в 1926 году. В 19271928 годах Альфред Отто активно занимался музыкой (скрипка) и спортом. Болезнь и смерть отца в 1929 году оказались шоковыми — Отто бросил школу, работал в нескольких фотоателье, сблизился с литературно-художественной богемой Дрездена, чрезвычайно интересовался этнографическими исследованиями африканиста Лео Фробениуса, старого друга его отца. В 1932 году с рекомендациями Ласло Мохой-Надя он отправился в Париж, познакомился с Фернаном Леже. Через румынку Елену-Маргариту Дабижа («Грети»), жену поэта Жака Барона, которая стала подругой, а потом женой Вольса, он вошел в круг сюрреалистов, подружился с Хансом Арпом, Александром Колдером, А. Джакометти, актерами театра и кино. В 1933, после краткой деловой поездки в нацистскую Германию, решил вернуться в Париж и никогда больше не бывал на родине.

Как дезертир и апатрид Вольс испытывал постоянные трудности в отношениях с властями и во Франции, и в Барселоне, куда вместе с Грети переехал в конце 1933, а потом на острове Мальорка и в Ивисе. Работал шофером такси, гидом, давал частые уроки немецкого, жил в крайней бедности. В 1935 году был выдворен из Испании. В 1936 с помощью Ф. Леже получил разрешение жить в Париже, но должен был ежемесячно регистрироваться в полиции. С 1937 года он занялся фотографией, работал на Всемирной выставке в Париже, его фотографии публиковались во многих журналах мира. С этого времени пользуется псевдонимом. В январе-феврале 1937 года его фотоработы были выставлены в престижной парижской Галерее Плеяды. Вольс завязал множество знакомств в литературных, художественных и театральных кругах Парижа (Макс Эрнст, Жак Превер, Рафаэль Альберти, Роже Блен).

3 сентября 1939 года вместе с многими соотечественниками во Франции оказался интернирован как подданный страны-противника — прошел через лагеря в Нёви-сюр-Баранжон, в Монтаржи, в Милле (неподалёку от Экс-ан-Прованса), где его соседями были Макс Эрнст, Лион Фейхтвангер, Вальтер Газенклевер и другие. 29 октября 1940 года освобожден, поскольку заключил брак с Грети, имевшей французское гражданство (свидетелем на их свадьбе был известный впоследствии историк импрессионизма Джон Ревалд). Семья поселилась в городке Кассис под Марселем, Вольс пытался эмигрировать в США, переправлял туда свои работы для продажи, чтобы окупить визы и дорогу, но разрешение пришло слишком поздно, а многие произведения по дороге пропали. Вольс пристрастился к алкоголю

После возвращения в 1945 году в Париж, Вольс заключил договор с галереей Рене Друэна, где несколько раз выставлялся. Подружился с Ж.-П. Сартром. Выставка нефигуративной живописи маслом в галерее Друэна в 1947 году поразила парижскую публику. Вольс, названный пионером ташизма и информеля, участвовал в нескольких крупнейших экспозициях в Париже вместе с ведущими французскими мастерами, иллюстрировал книги Жана Полана, Сартра, Кафки, Антонена Арто, принимал участие в международных выставках в Милане и Нью-Йорке. Заключил на два года договор с галереей Пьера Лейба.

После 1948 года его здоровье резко ухудшается. В 1951 году он надолго попадает в больницу с воспалением легких и циррозом печени. Выписавшись из больницы и со свежими силами взявшись за работу, Вольс в несколько дней умирает от тяжелого пищевого отравления. С 1955 по 1964 годы его произведения были представлены на трех международных экспозициях documenta в Касселе.

Литература о художнике

  • Glozer L. Wols Photograph. München: Schirmer/Mosel, 1978.
  • Petersen H.J. Wols. Leben und Werk im Spiegel gewandelter Wahrnehmung. Frankfurt am Main u.a.: P. Lang, 1994.
  • Wols photographs/ Christine Mehring, ed. Cambridge: Busch-Reisinger Museum; Harvard Univ. Art Museum, 1999.
  • Wuherer B. Ein Phänomen des Stolperns — Wols' Bildnisse 1932-51. Berlin: Gebr. Mann, 1999.
  • Eichhorn H. Circus Wols: Aufnahme und Projektion. Salzburg; Wien: Residenz-Verlag, 2000.
  • Kreul A. Wols: das Mass Der Handflache Ist Heilig Wols—Aquarelle, Zeichnungen Und Druckgraphik, 1936—1949. Bremen: Kunsthalle Bremen; Kunstverein Bremen, 2001.
  • Wols. Komposition. Hamburg: Hamburger Kunsthalle, 2002.
  • Lévêque J.-J. Wols. Paris: Ides Et Calendes, 2002.
  • Hering M. Wols' druckgraphisches Oeuvre: Das kritische Werkverzeichnis. Jena: Universitat, 2003.
  • Busch R. Wols — das druckgraphische Werk. Hamburg: Christians, 2004.

Ссылки