Возок

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иллюстрация из книги «Древности Российского государства» (1853)
Возок 1732 года российских императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны из коллекции Оружейной палаты на почтовой марке России 2002 года (ЦФА [АО «Марка»] № 763)

Возо́к — зимняя повозка, крытые сани с дверцами дорожные[1], зимний крытый экипаж[2] на полозьях, позже карета на полозьях — полозки[3].

Возки, как правило, были меньше обычных карет, с тщательно заделанными отверстиями, благодаря чему ездить в возке даже в лютый мороз было тепло, а иногда и жарко. Окна делали совсем небольшие, часто узкие, из-за чего в возке было темнее, чем в карете. Возки вышли из употребления в середине XIX века. В разных краях (странах) Руси (России) зимний закрытый возок назывался капта́н[4][1] (коптан[5]), бау́л[6], и так далее. В Сибири возок большие, троичные извозничьи обшевни, на кои клали 70 — 80 пудов клади[1].

История

Для перемещения (перевозки) кого-либо была придумана крытая дорожная повозка, когда на сани ставили совсем закрытый четырехугольный ящик с дверями, тогда сани, на Руси, получали название возок[2]. В некоторых источниках упоминается присланная английской королевой Елизаветой царю Борису Годунову к 1603 году карета-возок была «поволочена бархатом черевчатым», расписана разными красками[2].

А по свидетельству прусского путешественника Адама Олеария, в Русском государстве XVII века езда на санях считалась почётнее езды на колёсах[7]. В торжественных случаях сани использовались и летом, особенно духовными лицами.[2]

Сохранилось описание возка, подаренного Борисом Годуновым жениху своей дочери:

Возок 6 лошадей серых, шлеи на них червчатые, у возка железо посеребрено, покрыт лазоревым сафьяном, а в нем обито камкою пестрою; подушки в нем лазоревы и червчаты, а по сторонам писан золотом и разными красками; колеса и дышло крашены.

Некоторые исторические возки, которые употреблялись членами дома Романовых, хранятся в Оружейной палате (прежде в Конюшенном музее). В их числе коронационный возок («зимняя линея») Елизаветы Петровны, который для обогрева оборудован серебряными жаровнями с углем[8].

В XVIII столетии для путешествия «высоких особ» употреблялась карета, снятая с колёс и поставленная на полозья[2].

При большой скорости движения возки нередко опрокидывались[9], создавая угрозу для здоровья пассажиров. Например, возок, в котором следовал по Сибири в 1851 году губернатор П. П. Аносов со своим адъютантом, наехал на сугроб и опрокинулся набок. Из раскрывшихся дверей Аносов выпал в сугроб, на него упал его адъютант, и оба они были придавлены чемоданами. Под этой тяжестью они пролежали несколько часов, пока из Омска не догадались выслать людей и лошадей для их поисков.

В Союзе ССР для текущего ремонта тракторов, автомобилей и сельско-хозяйственных машин машинно-тракторных станций (МТС) и совхозов организовывались передвижные полевые мастерские, представляющие собой передвижной вагон, автомобиль или возок на конной тяге[10].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Возить // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Экипаж // Энциклопедический словарь Гранат: В 58 томах. — М., 1910—1948.
  3. Сани // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  4. Баул // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. Домострой, По рукописям Императорской публичной библиотеки, Под редакцией В. Яковлева.
  6. Капторга // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  7. М. И. Пыляев. Замечательные чудаки и оригиналы
  8. Музеи московского кремля: ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА. Дата обращения: 30 августа 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  9. Типичная авария этого рода описана в книге С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
  10. Машинно-тракторные мастерские (МТМ) // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.

Литература