Воздушный извозчик

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Воздушный извозчик
Постер фильма
Жанр кинокомедия
музыкальный фильм
Режиссёр Герберт Раппапорт
Автор
сценария
Евгений Петров
В главных
ролях
Михаил Жаров
Людмила Целиковская
Оператор Александр Гальперин
Композитор Юрий Бирюков
Кинокомпания ЦОКС
Ленфильм
Длительность 74 мин.
Страна  СССР

«Воздушный извозчик» — художественный фильм, поставленный режиссёром Гербертом Раппапортом по сценарию Евгения Петрова и снятый в Алма-Ате в 1943 году.

Сюжет

1940 год. Уже немолодой пилот "Аэрофлота", КВС ПС-84 Иван Баранов влюбляется в начинающую оперную певицу Наташу Куликову, познакомившись с ней во время вынужденной посадки своего самолёта. Мать Наташи против брака, считая, что лучшим мужем для её дочери будет коллега по театру — молодой, но уже известный певец Светловидов, будущий лауреат. Однако влюблённые уверены, что созданы друг для друга и будут счастливы вместе. Но начинается война, Баранов требует перевода в лётчики-истребители, но получает отказ.

Баранов с горечью рассуждает о том, что ему по-прежнему предстоит выполнять обязанности «воздушного извозчика», пока более молодые его товарищи дерутся с врагом. В день дебюта Наташи на подмостках Московского оперного театра он получает задание вылететь в тыл врага для выполнения важного поручения по доставке боеприпасов в тыл к немцам и эвакуации раненых. На обратном пути Баранов вступает в бой с фашистскими самолётами и сбивает один из них.

Возвращаясь с задания, Баранов теряет ориентацию в тумане. Самолёт приближается к Москве. Спасает лётчика голос любимой по радио.

В ролях

Критика

В 1943 году в газете «Правда» было написано: «Фильм этот явно неудачен. Его герои не стремятся к какой-либо высокой цели»[1].

Руководитель советской кинематографии И. Г. Большаков утверждал, что фильм страдал фальшью и надуманностью. Он писал: «Этот любовный сюжет сдобрен интригой мамаши возлюбленной и псевдопсихологическими переживаниями героев. В фильм были искусственно вплетены фронтовые эпизоды»[2].

Кинокритик Ростислав Юренев написал, что режиссёр «решил фильм в светлых, жизнерадостных тонах»[3]. При этом писал: «Конечно, сценарий „Воздушный извозчик“ далеко уступал другим произведениям Петрова … Но, к сожалению, при постановке … исчезли правдивые детали, осталась пошловатая схема»[4].

Киновед Александр Фёдоров указывал: «Время расставило всё по местам, многие из тех фильмов, которые превозносились Министром кинематографии СССР И. Большаковым, давно позабыты массовой аудиторией, а «Воздушный извозчик» … продолжают смотреть зрители самых разных возрастов»[5].

Примечания

Литература

  • Об идейности в киноискусстве // Правда : газета. — 1943. — 29 сентября (№ 241). — С. 3.
  • Большаков И.Г. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — М.: Госкиноиздат, 1950. — С. 138—139. — 233 с.
  • Юренев Р.Н. Советская кинокомедия. — М.: Наука, 1964. — С. 361—364. — 537 с.
  • Фёдоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. — М.: ОД «Информация для всех», 2021. — С. 578—579. — 1134 с.

Ссылки