Военное строительство Белоруссии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Военное строительство Белоруссии — составная часть военной политики Республики Беларусь, которая заключается в формировании и реформировании вооружённых сил. Включает экономические, социально-политические, военные и другие мероприятия по совершенствованию военной организации.

История развития

Согласно Декларации о государственном суверенитете БССР 1990 года, Белоруссия получила право на собственные силы безопасности, подконтрольные Верховному Совету. После обретения независимости в 1991-м остро встал вопрос об создании белорусской армии. 20 марта 1992 года Советом Министров из частей Белорусского военного округа ВС СССР были сформированы Вооружённые силы Республики Беларусь[1].

Первым делом руководство страны приступило к разработке положений национальной военной политики. В качестве основного военно-политического документа была определена военная доктрина, которая была принята Верховным Советом (постановление № 2049-XII от 16 декабря 1992 года). Она соответствовала военно-политической обстановке начала 90-х годов XX столетия, которая характеризовалась окончанием «холодной войны». Документ имел сугубо оборонительный характер и был направлен не на подготовку к войне, а на упрочение как государственной, так и международной безопасности. В основу создания доктрины была положена концепция вооружённого нейтралитета[2].

За 1992—1996 годы проведена масштабная демилитаризация, когда многие воинские части сокращались или переформировались[1]. Кроме того, с территории страны были выведены в Россию или расформированы на месте некоторые авиационные части Дальней авиации, фронтовой авиации, авиации ПВО и военно-транспортной авиации[1]. Полным ходом шли процессы по ликвидации вооружений и техники. Одним из ключевых мероприятий стала ракетно-ядерная демилитаризация Белоруссии[3].

В 1994-м президентом республики был избран Александр Лукашенко, с началом правления которого начались реформирования[4][5][6][7], которое завершилось в 2005[5]—2006[8] годах. Данный этап военного строительства характеризуется появлением новых родов и видов войск, обновлением военной доктрины, упорядочиванием военно-промышленного комплекса и идеологической работы, усовершенствованием системы управления войсками и их комплектования, реформированием большинства объединений, соединений, воинских частей и учреждений, а также преодолением кризисных явлений 1990-х годов.

В 2010-х годах, на фоне событий в соседней Украине, деятельности стран НАТО и началом Новой Холодной войны, в Республике Беларусь остро стал вопрос поддержания обороноспособности армии. Приоритетными направлениями стали: оптимизация боевого состава и численности войск; избирательное перевооружение на современные образцы (в том числе отечественного производства) вооружения и техники; сохранение кадрового потенциала и повышение уровня укомплектованности. В ходе оптимизации приоритет ВС был отдан совершенствованию организационно-штатных структур[9].

Организация и структура

Первоначально в армии Белоруссии существовали два вида войск — сухопутные войска (в их состав входили в том числе и подразделения противовоздушной обороны) и военно-воздушные силы. Советские армии и дивизии были преобразованы в корпуса и бригады. Так, например, в 1993 году бывшая 28-я армия стала 28-м армейским корпусом, а 7-я танковая армия — 7-м армейским корпусом[10], который уже в 94-м преобразован в 65-й армейский корпус[11].

В ходе дальнейшего реформирования в 2001 году армейские корпуса заменили оперативные командования: 28-й стал Западным ОК[белор.][10], 65-й — Северо-западным[11]. Также проведено объединение Военно-воздушных сил и Войск ПВО, которые вышли из сухопутных сил, в единую структуру. В 2002 году было осуществлено формирование двух оперативно-тактических командований ВВС и войск ПВО — Западного и Северо-западного[12].

ГРУ, ДШВ и ВДВ

103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 38-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада, базируясь на положениях военной доктрины 1992-го, преобразованы в мобильные бригады, которые вошли в состав сухопутных сил как отдельный род войск — Мобильные силы Белоруссии[13]. Данное объединения создано в 1995 году[14]. Мобильные силы предназначались для прикрытия стратегического развёртывания, срыва специальных операций противника и выполнения других внезапно возникающих задач[13].

Общее руководство подразделений осуществляло управление мобильных сил[15]. В начале 2000-х гг. мобильные бригады переподчинены Генеральному штабу, а в составе оперативного управления создан отдел сил специальных операций, что повысило уровень организованного управления мобильными частями и подразделениями спецназначения. В 2004-м отдел реорганизован до управления[13].

Позднее, в 2007 году, мобильные войска были объединены со спецназом ГРУ в Силы специальных операций Республики Беларусь.

Прочие рода войск

В начале 2000-х, в условиях сокращения численности Вооруженных Сил и снижения уровня вооружений, одним из наиболее экономичных путей компенсации сил и средств, поддержания обороноспособности государства на должном уровне стала организация территориальной обороны. Был образован новый род войск — Территориальные войска Белоруссии[16]. Они были предназначены для созыва только на время войны или в период напряжённой военно-политической обстановки. Войска территориальной обороны получили вспомогательное значение, а их комплектование проходит из лиц, отбывших срок службы и находящихся в запасе.

В мае 2006 года, в целях создания единой системы транспортного обеспечения, на базе существующих железнодорожных, автомобильных и дорожных войск были созданы Транспортные войска Вооружённых сил Республики Беларусь[17].

Оптимизация и численные изменения

От Советского Союза стране досталось внушительное наследство: 1410 воинских формирований БВО, группировка стратегических ядерных сил (порядка 180 соединений, частей и учреждений численностью около 40 тыс. человек). Концентрация войск в республике являлась самой высокой в Европе. Так, например, один военнослужащий приходился на 43 человека гражданского населения. К Белоруссии полностью отошли воинские части сухопутных войск и ПВО, примерно 90 % истребительной и бомбардировочной авиации, полк транспортной авиации, полк стратегических бомбардировщиков, воздушно-десантная дивизия[1]. На территории молодого государства находилась группировка в 240 тысяч человек[18]. Из них 125 тысяч человек весной 92-го непосредственно составили белорусскую армию[8].

Власти страны, будучи не в силах содержать огромное советское наследие, приступили к сокращению вооружённых сил.

В начале 90-х годов Белоруссия за свой счёт сократила вооружений и военной техники в 2,8 раза больше, чем Великобритания, Франция и США (на территории Европы) вместе взятые[4]. Страна ликвидировала 1773 боевых танка, 1341 боевую бронированную машину и 130 боевых самолётов, что составляет порядка 10 % вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью государствами-участниками Договора об обычных вооружённых силах[3].

К 1996-му армия сократилась до 85,5 тысяч[8], а во второй половине 90-х — до 65[19]. В стране на хранении или в обороте оставались 1684 танка, 2483 бронированных машин, более 200 вертолётов и самолётов[3][4].

После 90-х руководство продолжала осуществлять мероприятия по сокращению запасов невостребованных вооружений. Только за 2018 год утилизировано порядка 6 тысяч единиц оружия и техники, а также 5 тысяч боеприпасов. Гражданским структурам и местным органам власти переданы в мирное пользование 110 неиспользуемых военных объектов[9].

Предполагается, что для страны наиболее лучшим вариантом будет сохранение небольшой, компактной, но в то же время мобильной армии[20], которая в случае военной угрозы может быть увеличена в несколько раз за счёт призыва лиц, отбывших срочную службу. Вооружённые силы Белоруссии в мирное время занимаются вопросами подготовки к войсковой мобилизации и стратегическому развёртывании, для чего необходимый обученный резерв. Именно по этой причине государство пока сохраняет срочную службу[9].

Мероприятия по перевооружению

Значительная часть белорусского вооружения является советским наследием. С течением времени она устаревает, снижается её потенциал и боевые возможности для современного использования. Существуют три пути решения этого вопроса: модернизация, закупка новой иностранной и создание собственных образцов вооружений. Однако из-за небольшого финансирования Вооружённых сил эти процессы идут медленно. Вдобавок, первый путь подвергается критике, поскольку даже глубоко модернизированная советская техника всё ещё будет уступать современным образцам, что ослабевает вооружённые силы[21].

В 2010-х годах приоритетными целями стали приведение белорусской армии в соответствие существующим вызовам и экономическим возможностям государства, перевооружение на современные системы и образцы вооружения и военной техники, развитие военной инфраструктуры. Реализовывались проекты по созданию многоуровневой автоматизированной системы управления, беспилотных авиационных комплексов и разработке отечественной объединённой системы навигации, связи и опознавания, а также перевооружения зенитных ракетных войск, радиотехнических войск и переводу перспективных образцов вооружения и техники на колёсную базу собственного производства[22].

Работа в области отечественных разработок дала ряд перспективных и успешных образцов вооружений. Среди бронеавтомобиль — Витим, Кайман, Asilak, Volat V1, бронетранспортёров — БТР-60МБ1 и БТР-70МБ1, артиллерии — Полонез и Флейта, роботизированной техники — РОК «Берсерк», РПК «Богомол», Буревестник МБ, БПЛА «Бусел», БПЛА «Беркут», нелетальных видов вооружения — серия комплексов РЭБ «Гроза». Начиная с 2017 года импульс развития получила и стрелковое вооружение. Разработаны пистолеты ПСН-В, ПВ-17, автоматы VSK-100, VSK-100BP и гранатомёт ММ-60 «Сапфир». Часть продукции не только принята на вооружение белорусской армии, но и поставлена на экспорт.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 ДОСЬЕ: К 100-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  2. Чумаков А. П. На страже Республики Беларусь // Беларуская Думка. — 1998, № 2. — С. 3 — 10.
  3. 3,0 3,1 3,2 Военная политика. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 6 мая 2021 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Национальная безопасность. Вооруженные Силы. Часть 1. Архивная копия от 2 января 2022 на Wayback Machine // СБ. Беларусь Сегодня, 20 марта 2020
  5. 5,0 5,1 Вооруженные Силы: реформирование завершено. Строительство и развитие продолжается Архивная копия от 25 декабря 2021 на Wayback Machine // СБ. Беларусь Сегодня, 18 октября 2005
  6. Национальная безопасность. Вооруженные Силы. Часть 2-я Архивная копия от 3 января 2022 на Wayback Machine // СБ. Беларусь Сегодня, 27 марта 2020
  7. Игорь Плугатарев. Главком Лукашенко и его армия Архивная копия от 2 января 2022 на Wayback Machine // Электронное периодическое издание Оборона. Ру, 4 июня 2011
  8. 8,0 8,1 8,2 Численность вооруженных сил Беларуси достаточна с учетом союза с Россией. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 Равков А. А. Белорусская армия: современное состояние и перспективы развития // Беларуская думка : журнал. — 2018. — № 12. — С. 3—10.
  10. 10,0 10,1 История Западного оперативного командования. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 3 января 2022 года.
  11. 11,0 11,1 История Северо-западного оперативного командования. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 3 января 2022 года.
  12. ИСТОРИЯ ВВС и силы ПВО. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 9 декабря 2018 года.
  13. 13,0 13,1 13,2 Краткая историческая справка. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  14. Richard Woff, 'Minsk: making limited progress with reform,' Jane’s Intelligence Review, June 1996, 248.
  15. Мобильные Силы Республики Беларусь - серия знаков. Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  16. Законы Республики Беларусь о защите республики. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 26 мая 2017 года.
  17. Годовой праздник департамента транспортного обеспечения Министерства обороны (недоступная ссылка)
  18. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ — Во славу Родины (рус.) ?. vsr.mil.by. Дата обращения: 14 января 2018. Архивировано 15 января 2018 года.
  19. Цена специалиста. Сколько стоят военные? Архивная копия от 2 января 2022 на Wayback Machine // Белорусский Партизан, 14 ноября 2021
  20. Лукашенко: современная белорусская армия мобильна, компактна и оснащена. Дата обращения: 19 июля 2022. Архивировано 27 июня 2022 года.
  21. От устаревания белорусскую бронетехнику модернизация не спасает. Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 25 декабря 2021 года.
  22. Вооруженные Силы Республики Беларусь на современном этапе строительства и развития (Пресс-служба Министерства обороны Республики Беларусь). Дата обращения: 25 декабря 2021. Архивировано 24 декабря 2021 года.

Литература

  • Авторский коллектив: А. Н. Гура, Н. Е. Бузин, А. Н. Бузин, А. М. Данилов, Б. Д. Долготович, В. М. Макаров, А. М. Соболевский, Д. А. Фёдоров. Армия Белорусского народа. // Минск. — «Беларусь». — 2018 — с. 264.
  • Равков А. А. Документ мира и безопасности: О новой военной доктрине Республики Беларусь // Беларуская думка : журнал. — 2016. — № 8. — С. 3—10.
  • Равков А. А. Белорусская армия: современное состояние и перспективы развития // Беларуская думка : журнал. — 2018. — № 12. — С. 3—10.

Ссылки