Военная доктрина Российской Федерации
Военная доктрина Российской Федерации — концептуальный документ военного планирования, разрабатываемый на длительный срок с возможностью уточнения при изменении обстановки.
Военная доктрина разрабатывается аппаратом Совета Безопасности РФ совместно с другими органами государственной власти и организациями. В этом документе сформулированы на долгосрочную перспективу внешние и внутренние военные опасности и возможные военные угрозы Российской Федерации, а также раскрыт характер военных конфликтов, в которые может быть вовлечена страна[1].
Согласно Конституции Российской Федерации, утверждение Военной доктрины Российской Федерации находится в компетенции Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации — президента России.
Помимо Военной доктрины, в России имеются Основы государственной политики в области ядерного сдерживания — документ, в котором наряду с Военной доктриной официально определена и детализирована ядерная стратегия России, зафиксирован базовый принцип применения ядерного оружия, а именно: использование ядерных сил — это крайняя мера защиты суверенитета страны. Два раза в год проводится Постоянное совещание по ядерному сдерживанию[2].
2000-2010
В течение 2000—2001 гг. был выработан целостный и логически последовательный набор документов в области политики безопасности и внешней политики России: вначале была принята Концепция национальной безопасности, а затем, опираясь на её основные положения, были приняты Военная доктрина[3] (2000), Концепция внешней политики, Доктрина информационной безопасности, планы военного строительства.
В Военной доктрине, принятой 5 февраля 2010 года[4][5][6], указаны следующие цели применения Вооружённых сил Российской Федерации и других войск:
- в крупномасштабной (региональной) войне в случае её развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) — защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и её союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников;
- в локальных войнах и международных вооружённых конфликтах — локализация очага напряжённости, создание предпосылок для прекращения войны, вооружённого конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и её союзников;
- во внутренних вооружённых конфликтах — разгром и ликвидация незаконных вооружённых формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
- в операциях по поддержанию и восстановлению мира — разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.
Предусмотрено, что Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование российского государства.
С 2014 по настоящее время
25 декабря 2014 года президент Владимир Путин утвердил новую редакцию военной доктрины России[7], в которой, в частности, были отражены:
- вопросы расширения взаимодействия со странами-членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией;
- новые угрозы для России в связи с ситуацией на Украине и вокруг неё, а также в связи с событиями на севере Африки, в Сирии, Ираке и Афганистане.
Подчёркнуто, что «мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряжённости в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения». Многие региональные конфликты остаются неурегулированными, причём сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств.
Отмечена тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской Федерации усиливаются.
В качестве внешних военных опасностей в Военной доктрине определены:
- наращивание силового потенциала НАТО и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путём дальнейшего расширения блока;
- дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;
- развёртывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;
- создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
- территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
- распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;
- нарушение отдельными государствами международных договорённостей, а также несоблюдение ранее заключённых международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;
- применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Россией и её союзниками, в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
- наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;
- растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;
- наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооружённых радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира;
- использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;
- установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации;
- подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.
В число внутренних военных опасностей включены:
- деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации;
- деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
- деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;
- провоцирование межнациональной и социальной напряжённости, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.
В Военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов её союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера.
Подчёркивается, что ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).
СВО и обновление Основ государственной политики в области ядерного сдерживания
25 сентября 2024 года президент Путин представил на заседании Постоянного совещания СБ РФ по ядерному сдерживанию основные положения, которых будет придерживаться Российская Федерация с учётом динамических изменений в военно-политической обстановке, возникновения новых источников военных угроз и рисков для России и её союзников.
- Ядерная триада остаётся важнейшей гарантией обеспечения безопасности Российского государства и граждан, инструментом поддержания стратегического паритета и баланса сил в мире.
- На основании анализа, проведённого за последний год специалистами Министерства обороны, Министерства иностранных дел, Аппарата Совета Безопасности и других ведомств, было предложено внести ряд уточнений в части определения условий применения ядерного оружия:
- В проекте Основ расширена категория государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживание, дополнен перечень военных угроз, для нейтрализации которых выполняются мероприятия ядерного сдерживания.
- В обновлённой редакции документа предлагается рассматривать агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства как их совместное нападение на Российскую Федерацию.
- Чётко фиксируются условия перехода России к применению ядерного оружия: такая возможность будет рассматриваться уже при получении достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения (самолётов стратегической и тактической авиации, крылатых ракет, БПЛА, гиперзвуковых и других ЛА) и пересечении ими российской государственной границы.
- Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии против России и Белоруссии как участника Союзного государства, в том числе если противник создаёт критическую угрозу нашему суверенитету, используя обычное оружие. С белорусской стороной, с президентом Белоруссии все эти вопросы согласованы[2].
19 ноября 2024 года президент Путин утвердил своим указом обновленную ядерную доктрину России, вступившую в силу со дня опубликования указа[8]. При этом признаётся утратившим силу предыдущий указ о политике России в области ядерного сдерживания.
В документе говорится, что высшим государственным приоритетом является сдерживание потенциального противника от агрессии против России и ее союзников[9].
Россия рассматривает ядерное оружие как «средство сдерживания, применение которого является крайней и вынужденной мерой». Россия «предпринимает все необходимые усилия для уменьшения ядерной угрозы», а также должна стараться не допустить обострения отношений между государствами, которые могут спровоцировать «военные конфликты, в том числе ядерные». Россия осуществляет ядерное сдерживание «в отношении потенциального противника». Под ним в указе понимаются «отдельные государства и военные коалиции (блоки, союзы), рассматривающие Российскую Федерацию в качестве потенциального противника», у которых есть ядерное оружие или «значительный боевой потенциал сил общего назначения». Агрессия такого государства — члена блока или коалиции против России или ее союзников «рассматривается как агрессия этой коалиции (блока, союза в целом)»[9]. Кроме того, агрессия против России и (или) ее союзников со стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке ядерного государства будет рассматриваться как их совместное нападение, отмечается в документе. Документ зафиксировал, что Москва может перейти к применению ядерного оружия сразу при получении достоверной информации о «массированном старте средств воздушно-космического нападения» и пересечении ими границы. Россия также оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии против нее или Белоруссии как участника Союзного государства[10].
В указе говорится, что ядерное сдерживание должно обеспечить «понимание потенциальным противником неотвратимости возмездия в случае агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников»[9].
Кроме того, в указе отдельно перечислены военные опасности для России, которые «в зависимости от изменения военно-политической и стратегической обстановки могут перерасти в военные угрозы Российской Федерации», для нейтрализации которых «осуществляется ядерное сдерживание». Среди них названы:
- наличие у потенциального противника видов оружия массового поражения, которое могут применить против России;
- наличие средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, беспилотников;
- наращивание потенциальным противником рядом с Россией или территорией ее союзников «группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия»;
- создание противником в космосе средств противоракетной обороны и противоспутниковой борьбы;
- размещение на территории неядерных государств ядерного оружия;
- создание новых и расширение старых коалиций и военных блоков, «приводящих к приближению их военной инфраструктуры к границам Российской Федерации»;
- действия потенциального противника, «направленные на изоляцию части территории Российской Федерации»;
- действия противника, которые могут привести к экологическим или социальным катастрофам;
- планирование и проведение «широкомасштабных военных учений вблизи границ» России;
- «неконтролируемое распространение оружия массового поражения»[9].
Примечания
- ↑ Мы знаем и помним, что такое война Архивная копия от 18 марта 2019 на Wayback Machine // Красная звезда, 15.03.2019
- ↑ 2,0 2,1 Заседание Постоянного совещания Совбеза по ядерному сдерживанию. Президент России, 25 сентября 2024 года
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Российская газета № 80, 25 апреля 2000
- ↑ Указ Президента России от 5 февраля 2010 года № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации Архивная копия от 5 мая 2011 на Wayback Machine» // Российская газета № 146, 10 февраля 2010
- ↑ Указ Президента России от 5 февраля 2010 г. N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» Архивная копия от 19 апреля 2010 на Wayback Machine // garant.ru
- ↑ Текст Военной доктрины Российской Федерации Архивная копия от 5 мая 2011 на Wayback Machine на kremlin.ru, 2010 г.
- ↑ Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины Архивная копия от 2 февраля 2015 на Wayback Machine на сайте Президента России, 26 декабря 2014
- ↑ Указ президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». Президент России, 19.11.2024
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Путин утвердил обновленную ядерную доктрину России. РБК, 19.11.2024
- ↑ Песков назвал цель изменений в ядерной доктрине России. РБК, 19.11.2024