Виталий (Введенский)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Архиепископ Виталий
Архиепископ Виталийепископ Епифанский Виталий (Введенский). 1920 год
Архиепископ Дмитровский,
викарий Московской епархии
19 июля 1946 — 23 марта 1950
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Иларий (Ильин)
Преемник Пимен (Извеков)
Архиепископ Тульский и Белёвский
13 июля 1944 — 19 июля 1946
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Алексий (Сергеев)
Преемник Антоний (Марценко)
Первоиерарх православных церквей в СССР
5 мая 1933 — 6 октября 1941
Церковь Обновленчество
Преемник Александр Введенский
Епископ Епифанский,
викарий Тульской епархии
15 августа 1920 — июнь 1922

Имя при рождении Владимир Фёдорович Введенский
Рождение
село Песковатое, Белёвский уезд, Тульская губерния
Принятие монашества 15 сентября 1919
Епископская хиротония 15 августа 1920

Архиепи́скоп Вита́лий (в миру Владимир Фёдорович Введе́нский; 8 июля 1870, село Песковатое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 25 марта 1950, Москва) — епископ Русской Православной Церкви; с 1944 года архиепископ Тульский и Белёвский, с 1946 года архиепископ Дмитровский, викарий Московской епархии; председатель Миссионерского Совета при Священном Синоде.

Биография

Родился 8 июля 1870 года в селе Песковатом Белёвского уезда Тульской губернии в семье псаломщика[1].

В 1884 году окончил Тульское духовное училище. В 1890 году окончил Тульскую духовную семинарию[1].

В 1890—1891 годы — учитель народной школы горного ведомства при чугунолитейном заводе Мосоловых[1].

8 сентября 1891 года рукоположён в сан священника и назначен к Крестовоздвиженской церкви Белёвского Крестовоздвиженского женского монастыря. Одновременно с 3 апреля 1893 года был заведующим и законоучителем второклассной женской монастырской школы. Одновременно с 1894 года был делопроизводителем и в 1903—1907 годах председателем правления эмеритальной и пожарной касс духовенства Тульской епархии. 28 июня 1897 года награждён набедренником. В январе 1900 года награждён бархатной фиолетовой скуфьёй[1].

15 января 1900 года назначен инспектором классов Белёвского епархиального женского училища. 24 апреля 1902 года награждён камилавкой. 1 августа 1902 года освобождёнием от должности инспектора училища и становится проподавателем в нём[1] и с 1907 года председателем его совета.

1 августа 1903 года назначен законоучителем Белёвского реального училища, с причислением сверх штата к Рождество-Богородицкому собору города Белёва. Одновременно с 1905 года был законоучителем Белёвской женской гимназии. 29 марта 1908 года награждён наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. 1 апреля 1913 года награждён саном протоиерея[1].

23 февраля 1915 года назначен благочинным белёвских городских церквей[1].

Овдовел. В 1915 года назначен епископом Аляскинским, однако от назначения отказался[1].

В 1917—1918 годах член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию как клирик от Тульской епархии, участвовал в 1-2-й сессиях, член II, XV отделов[2].

27 мая 1918 года вошёл в состав Тульского епархиального совета, в том же году стал его председателем[2], награждён палицей.

18 августа 1919 года принял монашество и возведён в сан архимандрита[1]. Служил в Белёвском Спасо-Преображенском монастыре[2].

Архиерейство. Участие в обновленческом движении

15 августа 1920 года хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской епархии (кафедра — в Николаевском соборе города Епифань[1]).

В начале июня 1922 года стал председателем епархиального совета, созданного управляющим Тульской епархией епископом Белёвским Игнатием (Садковским)[2]. 18 июня 1922 году в Тулу прибыл член обновленческого ВЦУ Владимир Красницкий, который, вынудив епископа Игнатия (Садковского) отказаться от управления епархией, убедил епископа Виталия присоединиться к обновленчеству и занять пост председателя обновленческого епархиального управления с титулом «епископ Тульский и Епифанский»[2]. В августе 1922 года был участником Всероссийского съезда «Живой Церкви», на котором 16 августа назначен епископом Тульским и Епифанским, с возведением в сан архиепископа (кафедра — в Успенском соборе Тульского кремля[1]).

В апреле-мае 1923 года был участником 2-го Всероссийского поместного собора (обновленческого)[3]. Входил в состав делегации собора, посетившей Патриарха Тихона для вручения ему «соборного определения о лишении сана и монашества»[2].

8 августа 1923 года становится членом Всероссийского обновленческого Синода, заведующим ревизионной частью[4].

В книге «Очерки по истории Русской церковной смуты» о нём говорится: «Человек аккуратный, скрупулёзно пунктуальный в служебных делах, почтительный по отношению к начальству, митрополит Виталий <…> смахивал на провинциального бухгалтера средней руки. „Так и остался белёвским протоиереем“, — говаривал часто про него Александр Иванович. По своему кругозору и образованию владыка за всю жизнь так и не ушёл дальше Белёва: главным источником его познаний были „Епархиальные ведомости“ Тульской епархии. На них он обычно ссылался как на высший авторитет, всякий раз когда речь заходила о философских и социальных проблемах… Трудно было себе представить больших антиподов, чем митрополит Виталий и его знаменитый собрат и однофамилец»[5].

В 1924 году награждён правом ношения креста на клобуке[4]. В июне 1924 года был участником Всероссийского предсоборного совещания[4].

10 апреля 1925 года[4] «в воздаяние его выдающихся исключительных заслуг на благо Православной Церкви» возведён в сан митрополита[6]. В октябре 1925 года был участником «Третьего всероссийского поместного собора» (второго обновленческого), на котором избран членом Всероссийского обновленческого Синода[4].

В феврале 1927 года был участником Первого всесоюзного миссионерского совещания[4].

В 1929 года, во время болезни митрополита Вениамина (Муратовского), исполнял обязанности председателя Священного синода Православных Церквей в СССР[4]. 5 сентября 1929 года[4] решением учебного комитета при обновленческом синоде за представленные печатные труды получил степень кандидата богословия[2].

10 мая 1930 года назначен митрополитом Московским и Тульским, управляющим Московской обновленческой митрополией и председателем Священного синода Православных Церквей в СССР. Одновременно награждён правом преднесения креста за богослужениями (кафедра располагалась в московском храме Христа Спасителя[4]). В книге «Очерки по истории Русской церковной смуты» о нём говорится: «Об этом избрании Александр Иванович, со свойственным ему юмором, рассказывал так: „Умер митрополит Вениамин, и мы не знаем, кого избрать вместо него. И вот, вспоминаю — в Туле есть архиерей, монах, борода длинная-длинная, седая, картинная… Подумали и решили — быть ему предом в Синоде…“»[5]. 16 сентября 1930 года освобождён от управления Тульской обновленческой епархией, а 17 сентября 1930 года назначен председателем обновленческого Московского областного митрополитанского церковного управления[4].

В июне 1931 года в связи с закрытием Храма Христа Спасителя перенёс кафедру в храм Николая Чудотворца в Новой Слободе, получивший статус синодального собора[7]. 29 августа 1931 года награждён правом ношения двух панагий[4].

5 мая 1933 года освобождён от управления Московской обновленческой митрополией; митрополитом Московским был назначен Михаил Князевский[2]. Однако, поскольку Виталий (Введенский) остался в должности председателя обновленческого синода, он был наделён титулом «Первоиерарха православных церквей в СССР»[4].

В 1934 году в связи с закрытием Никольского синодального собора перенёс кафедру в Воскресенскую церковь в Сокольниках, которая получила статус синодального собора[7].

29 апреля 1935 года, в связи с «самороспуском» Священного синода Православных Церквей в СССР, освобождён от должности председателя Синода и объявлен единственным главой обновленческой Церкви[4]. Как писал Анатолий Краснов-Левитин: «По инициативе проф. Зарина (своего секретаря), митрополит Виталий принимает пышный титул „Первоиерарха Московского и всех православных церквей в СССР“. Ему присваивается небывалый титул: „Ваше первосвятительство“, и к его имени прилагается эпитет: „первосвященнейший“. Однако вся эта внешняя помпа не может скрыть той парадоксальной ситуации, в которой очутилось обновленчество. Ярые противники единоличной власти и сторонники „соборного начала“ вынуждены отныне перейти сами к единоличному управлению»[8].

В апреле 1941 года в связи с отсутствием епархиальных структур организовал Высшее церковное управление с целью координации деятельности приходов. Новое ВЦУ состояло из двух человек: самого Виталия (Введенского), занявшего должность председателя, и его заместителя, которым стал митрополит Александр Введенский[9].

Митрополит Виталий, не способный из-за болезней, возраста и характера проявлять необходимую активность, постепенно отходил от дел. В сентябре 1941 года он отпраздновал 50-летие своего священнослужения, но это было последнее его служение в качестве первоиерарха. 6 октября митр. Виталий уш ел в отпуск и передал власть своему заместителю. 10 октября в новом заявлении он уточнил свой уход, охарактеризовав как бессрочный, и указал, что все свои полномочия и прерогативы передает Александру Введенскому, назвав его новым титулом — «Святейший и Блаженнейший Первоиерарх Московский и всех Православных Церквей в СССР». Титул был введен без санкции Собора, но все обновленческие иерархи одобрили его. 12 октября Александр Введенский в качестве первоиерарха написал свое первое патриотическое воззвание[10].

14 октября 1941 года по решению правительства СССР был эвакуирован в город Ульяновск[4].

Последние годы. Покаяние и кончина

23 января 1944 года вернулся в Москву, служил в Пименовской церкви[4]. «Митрополит Виталий, фактически превратившийся в заштатного священника, так же исполнял обязанности псаломщика и тщательно делил кружку»[11].

2 марта 1944 года в зале заседаний Священного синода принёс покаяние патриарху Сергию и был принят в церковное общение в сане епископа, какой имел до ухода в обновленчество[12], с оставлением на покое в должности почётного настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках[2]. 5 мая 1944 года возведён в сан архиепископа[2]. 13 июля 1944 года назначен архиепископом Тульским и Белёвским[2] с оставлением в должности почётного настоятеля Воскресенского храма в Сокольниках[4]. В конце октября 1944 года встречал в Туле патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), заверив его «в своей преданности и любви»[13].

Во время войны епископ Виталий писал патриотические стихи, которые печатались в «Журнале Московской Патриархии» (1944, № 5, № 6): «Станем на защиту Родины», «Молитва в дни брани», «У гроба Святейшего Патриарха Сергия», «Молитва Богоматери в дни Великой Отечественной войны».

Член Поместного собора 1945 года[14]. В мае — июне 1945 года сопровождал патриарха Алексия I во время его поездки на Святую землю и в Египет[2].

19 июля 1946 года по собственному прошению освобождён от управления Тульской кафедрой и назначен председателем Миссионерского совета при Священном синоде с назначением архиепископом Дмитровским, викарием Московской епархии и с оставлением в должности почётного настоятеля Воскресенского храма в Сокольниках[2].

21 февраля 1949 года по прошению освобождён от должности председателя Миссионерского совета.

Скончался 25 марта 1950 года в своей «келье» при храме Воскресения в Сокольниках (последнюю службу совершал вечером 23 марта). В понедельник 27 марта 1950 года его отпевание возглавил патриарх Алексий I в Воскресенском храме в Сокольниках, после чего тело было оставлено в храме для «последнего целования»[15]. Погребён 28 марта у Троицкой церкви на Пятницком кладбище в Москве[2].

Сочинения

  • [40 статей] // Кормчий. 1899—1902.
  • Слово; Протоиерей Михаил Феодорович Бурцев; Речь // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 4. С. 203—206; № 16-17, 21.
  • Поучение у плащаницы; 14 мая; Рождество Христово [Стихи]; Рождественская ночь // Тульские епархиальные ведомости. 1901. № 5/6, 11/12, 20.
  • Не плачи!; Покаянный вопль грешника [Стихи]; Слезы Христовы; Памяти родного поэта [Стихи] // Тульские епархиальные ведомости. 1902. № 3/4, 7/8, 16.
  • 25-летие игуменства настоятельницы Белёвского монастыря Магдалины; Первый выпуск воспитанниц Белёвского епархиального женского училища; Стихотворение // Тульские епархиальные ведомости. 1903. № 1/2, 11-12.
  • Речь при погребении игум. Магдалины // Тульские епархиальные ведомости. 1904. № 22.
  • Люди, веселитеся!; Об освящении храма; Мой крест [Стихи] // Кормчий. 1905. № 16, 37; 1906. № 34.
  • [Статья] // Тульские епархиальные ведомости. 1907. № 23.
  • Доклад; Памяти святителя Димитрия, Ростовского чудотворца [Стихи] // Тульские епархиальные ведомости. 1909. № 21, 43.
  • У гроба ученицы [Н. П. Новиковой]. — Белёв, 1912
  • Прощальная речь воспитанницам белёвской женской гимназии, окончившим курс в 1912 г. — Белёв, 1912
  • Испытания в жизни и отношение к ним по соч. о. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». — Белёв, 1913
  • Православные церковные братства (1864—1914). — СПб., 1914
  • В часы душевного томленья; О всепетая Мати! [Стихи]; Думы законоучителя; У иконы Богоматери [Стихи] // Тульские епархиальные ведомости. 1914. № 9, 12, 23-24, 36.
  • Объяснения // Тульские епархиальные ведомости. 1915. № 29.
  • Анна Александровна Шредер; Протоиерей Александр Иванович Филомафитский (Некрологи); О родина святая! [Стихи]; На современные мотивы // Тульские епархиальные ведомости. 1917. № 3, 7/10, 21/22, 29/30.
  • Законоучительский кабинет на Священном Соборе // Религия и школа. 1918. № 4.
  • Станем на защиту Родины: [Стихи] // ЖМП. 1944. № 5. С. 27
  • Молитва в дни брани: [Стихи] // Там же. С. 28
  • У гроба Святейшего Патриарха Сергия: [Стихи] // Там же. № 6. С. 37-38
  • Молитва Богоматери в дни Великой Отечественной войны: [Стихи] // Там же. № 10. С. 30

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Лавринов, 2016, с. 172.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 А. А. Б. ВИТАЛИЙ // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VIII : «Вероучение — Владимиро-Волынская епархия». — С. 559-560. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
  3. Лавринов, 2016, с. 172—173.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 Лавринов, 2016, с. 173.
  5. 5,0 5,1 Краснов-Левитин, Шавров, 1996, с. 634.
  6. Движение и перемены по службе // Вестник Священного Синода Православной Российской церкви. 1925, № 2. С. 4.
  7. 7,0 7,1 Лавринов, 2016, с. 173, 670.
  8. Краснов-Левитин, Шавров, 1996, с. 619.
  9. Лавринов, 2016, с. 30, 173.
  10. Шкаровский-1, 1999, с. 184.
  11. Краснов-Левитин, Шавров, 1996, с. 650—651.
  12. Воссоединение обновленческих священнослужителей с православной церковью Архивная копия от 7 августа 2018 на Wayback Machine // Журнал Московской патриархии. — № 4. — 1944. — С. 9.
  13. Шаповалова А. Поездка Патриаршего местоблюстителя в Тулу // Журнал Московской патриархии. — 1944. — № 12. — С. 62—64.
  14. Списки участников Собора 1945 года. Архивная копия от 22 октября 2019 на Wayback Machine / Публ. П. А. Овсянникова // Вестник ПСТГУ. Серия II. История. История РПЦ. — 2009. — Вып. 2. — С. 126.
  15. Иеремия, архим-т. Кончина и погребение иерарха // Журнал Московской патриархии. — 1950. — № 4. — С. 6—7

Литература

Ссылки