Виссарион (Джувани)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Виссарион и фамилией Джувани.
Митрополит Виссарион
Mitropoliti Visarion
Митрополит Виссарион
Митрополит Бератский, Влёрский и Канинский
8 февраля 1942 — 1945
Предшественник Агафангел (Чамче)
Преемник Кирилл (Наслязи)
Митрополит Дурресский
3 мая 1925 — 27 мая 1936
Преемник Христофор (Киси)

Имя при рождении Висар Джувани
Оригинал имени при рождении Visar Xhuvani
Епископская хиротония 3 мая 1925 года

Митрополи́т Виссарио́н (алб. Mitropoliti Visarion, в миру Висар Джува́ни, алб. Visar Xhuvani; 14 декабря 1890, Эльбасан, вилайет Манастир, Османская империя — 15 декабря 1965, Эльбасан, Народная Социалистическая Республика Албания) — епископ Албанской православной церкви, митрополит Бератский, Влёрский и Канинский. С 1929 по 1936 год предстоятель в то время непризнанной автокефальной православной церкви Албании с титулом «митрополит Дурресский, архиепископ всей Албании».

Биография

Родился в албанской семье 14 декабря 1890 года в Эльбасане, тогда под властью Османской империи. Окончил начальную школу в родном городе, после чего поступил в Ризарийскую богословскую школу в Афинах. Затем окончил богословский институт Афинского университета.

С 1919 по 1923 года служил в одном из храмов Софии, а после того в течение короткого времени в Цетине.

В декабре 1920 года принимал участие в Люшненском конгрессе, был избран сенатором.

На Великом церковно-народом соборе 10—12 сентября 1922 года в Берате, где была односторонне (без благословения Константинопольского патриархата, в юрисдикцию которого с 1767 года входила Албания) провозглашена автокефалия Албанской церкви, вместе с Феофаном Ноли активно поддерживал идею независимости Албанской церкви от Константинопольского патриархата, был избран её первым национальным архиереем. Вступил в переговоры с Сербской Церковью о своей архиерейской хиротонии. Наконец 3 мая 1925 года в Монастыре Савина, что в Которском заливе в Герцеговине, двумя русскими архиереями, пребывавшими в Югославии, — епископом Аксайским Гермогеном (Максимовым) и епископом Владивостокским Михаилом (Богдановым) — был рукоположен во епископа. Вскоре после этого возвратился в Албанию.

В феврале 1929 года епископ Виссарион вместе с сербским епископом Скадарским Виктором (Михайловичем), без предварительных переговоров с Константинополем, поставили троих епископов-албанцев: 11 февраля — Агафангела (Чамче) на Бератскую каферу, 12 февраля — Евгения (Костеву) в качестве викарного епископа, 17 февраля — Амвросия (Икономи) на Гирокастринскую кафедру. Из них 18 февраля составился Священный Синод Албанской Православной Церкви, который избрал владыку Виссариона своим председателем, митрополитом Дурресским и архиепископом всей Албании. Вслед за утверждением Синода королём Ахметом Зогу, 26 февраля 1929 года вновь провозгласил Албанскую Церковь автокефальной, о чём письменно известил все автокефальные Православные Церкви[1]. Константинопольская патриархия обратилась с посланием к албанской православной пастве, в котором призывает ее избегать всякого церковного общения с низвергнутыми епископами, чьи действия теперь «лишены духовной силы»[2].

Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий), с согласия Сербской Патриархии, признал автокефалию Албанской православной церкви. Сербский патриарх официально воздерживался от признания и общения с ее иерархами, однако всячески содействовал предоставлению автокефалии со стороны Константинпольского патриархата[2].

Непризнание другими Православными Церквами, усиленная римо-католическая пропаганда и недоброжелательное отношение правительства к Православию поставили Албанскую Церковь в труднейшие условия. 24 января 1935 года направил королю телеграмму, в которой писал о систематических притеснениях Церкви и препятствиях, чинимых ей в собирании пожертвований. После этого был принят королём, который обещал улучшить положение Церкви[1]. Другие поместные церкви, в том числе Московский Патриархат во главе с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) эту автокефалию не признали[1].

27 мая 1936 года, желание своим уходом способствовать скорейшему признанию автокефалии Албанской Церкви Константинопольским Патриархатом, почислен на покой, согласившись таким образом с требованиями последнего[1].

Вскоре после установления канонической автокефалии Албанской Церкви, 16 апреля 1937 года обратился с покаянием и был прощён Константинопольским патриархом Вениамином, после чего удалился в Монастырь Иоанна-Владимира[серб.] в Эльбасане.

На начало 1942 года состоял председателем албанского отделения Всемирного совета сотрудничества Церквей.

8 февраля 1942 года, с согласия оккупационной администрации, был назначен митрополитом Бератским и Валонским.

После установления коммунистического режима в Албании несколько лет провёл в тюрьме.

Скончался 15 декабря 1965 года. Первоначально был похоронен в церкви святого Иоанна-Владимира в соседней деревне Шийон, а затем, после начала массовой антирелигиозной компании, похоронен на местном деревенском кладбище.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Скурат К. Е. Албанская Православная Церковь // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 465—470. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  2. 2,0 2,1 Шкаровский М. В. Албанская православная церковь в годы Второй мировой войны Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. — Вып. 3 (24). — С. 132—140.

Литература