Виролайнен, Вольдемар Матвеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вольдемар Матвеевич Виролайнен
Флаг
2-й Председатель Совета Министров КФССР
Флаг
1947 год — 1950 год
Предшественник Павел Степанович Прокконен
Преемник Павел Степанович Прокконен

Дата рождения 1901(1901)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 1983(1983)
Место смерти Ленинград
Партия КПСС
Профессия железнодорожник
Деятельность государственный деятель, политик
Награды
Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени
Знак СССР «Почётному железнодорожнику»

Вольдема́р Матве́евич Вирола́йнен (19011983) — железнодорожник, государственный деятель, генерал-директор тяги 3-го ранга (1943), депутат Верховного Совета СССР 1 и 2 созывов[1].

Биография

Родился в 1901 году. В 19141947 годах работал на железной дороге, сначала помощником машиниста, с 1918 года — машинистом паровоза[2] в депо Санкт-Петербург-Финляндский, водил маршрутные поезда, возившие продовольствие в Петроград в 1918 году.

В 1920 году разыскал на базе запаса «ленинский» паровоз H2-293, вместе с товарищами отремонтировал его и работал на нём в течение года.

В феврале — декабре 1931 года начальник паровозного депо ст. Калинин Октябрьской железной дороги. Своё пребывание в Калинине описывает в книге мемуаров «Зелёная улица».

В 1939 году окончил Всесоюзную транспортную академию. В 1942 году был заместителем начальника Северной железной дороги.

С января 1942 года по июль 1944 года возглавлял Волховстроевский железнодорожный узел как уполномоченный Народного комиссариата путей сообщения. Под его руководством велись работы по подготовке к отправлению легендарного поезда с продовольствием и боеприпасами в блокадный Ленинград, в феврале 1943 года сопровождал этот поезд[3]. После войны занимал пост начальника Кировской железной дороги.

В 1947 году установил, что «ленинский» паровоз H2-293 приписан к депо Тампере, водит пригородные поезда. В 1957 году по поручению правительства СССР добился возвращения его из Финляндии. Паровоз H2-293 был установлен в специальном павильоне на Финляндском вокзале[значимость факта?].

С февраля 1947 по май 1950 года председатель Совета Министров Карело-Финской ССР.

В 1950 году репрессирован по «Ленинградскому делу», находился в заключении, в 1954 году реабилитирован.

С 1954 года начальник отделения Октябрьской железной дороги. С 1957 года на пенсии.

Увековечение памяти

Сочинения

  • Виролайнен В. М. Зеленая улица. — М.: Политиздат, 1977.

Примечания

  1. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 1: А — Й. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2007. — 400 с. : ил.,карт. — стр. 213 ISBN 978-5-8430-0123-0 (т. 1)
  2. Лукницкий, Павел Николаевич. Ленинград действует. — Советский писатель, 1971.
  3. Валерий Сидоркин. Памяти Виролайнена // «Октябрьская магистраль». — 13.03.2009. — № 9 (14154). Архивировано 4 марта 2016 года.

Литература

  • Народные избранники Карелии: Депутаты высших представительных органов власти СССР, РСФСР, РФ от Карелии и высших представительных органов власти Карелии, 1923—2006: справочник / авт.-сост. А. И. Бутвило. — Петрозаводск, 2006. — 320 с.

Ссылки