Вингсьют

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Парашютист в вингсьюте в небе

Вингсью́т (англ. wingsuit «костюм-крыло» от wing «крыло» + suit «костюм») — специальный костюм-крыло, конструкция которого позволяет набегающим потоком воздуха наполнять крылья между ногами, руками и телом пилота, создавая тем самым аэродинамический профиль. Это дает возможность выполнять планирующие полёты. Мировой рекорд дальности полёта в вингсьюте, зафиксированный в книге Гиннесса, составляет 30,4 км. Современные вингсьюты также позволяют набирать высоту в полёте (при условии, что перед этим пилот разовьёт достаточную горизонтальную скорость)[1].

При полётах в вингсьюте для приземления используется парашют, поэтому они считаются разновидностью парашютизма.

История

A man wearing a frame draped in material.
Франц Райхельт в своем парашютном костюме

4 февраля 1912 года 33-летний портной Франц Райхельт прыгнул с Эйфелевой башни, таким образом попытавшись проверить свое изобретение, сочетающее в себе элементы парашюта и крыла. По сути оно являлось прообразом современного вингсьюта. Райхельт ввел в заблуждение охранников, сказав, что эксперимент будет проводиться с манекеном, но прыгнул сам, в результате чего погиб[2].

В 1930 году 19-летний американец Рекс Финни из Лос-Анджелеса взял крыло при попытке увеличить горизонтальное движение и маневренность во время прыжка с парашютом[3][4]. Все ранние приспособления были сделаны из таких материалов, как холст, дерево, шелк, сталь и китовый ус. Они были не очень надежны, хотя некоторые «воздухоплаватели», особенно Клем Сон и Лео Валентайн, утверждали, что смогли преодолеть расстояние в несколько миль.

Из-за чрезвычайно высокой смертности уже в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA запретила любые испытания крыльев типа «летучая мышь»[5], и этот запрет продержался до конца 1980-х годов[6].

В середине 1990-х годов француз Патрик де Гайардон изобрел современный костюм-крыло, в котором были:

Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры, которые надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, и при полёте парашютиста вперёд создают подъёмную силу. Кроме того, давление внутри крыла создает необходимую жёсткость, без которой крыло было бы тяжело держать рукой.

В 2015 году Международная авиационная федерация (FAI) признала в качестве полноправных видов воздушного спорта вингсьют-пилотирование (соревнования на максимальное время, скорость и дальность полёта) и вингсьют-акробатику[7].

В 2017 году по инициативе Федерации парашютного спорта России вингсьют-пилотирование и вингсьют-акробатика включены во Всероссийский реестр видов спорта[8].

Обучение и пилотирование

Полёты в вингсьюте имеют много общих моментов с прыжками на трекинг. Формальным минимумом[5] для того, чтобы начать летать в вингсьюте, считается уровень в 200 прыжков с парашютом[9]. Все ведущие производители вингсьютов продвигают свои программы обучения инструкторов вингсьютов и студентов[10][11].

Полёт в вингсьюте более всего близок к полёту птиц. Парашютист в вингсьюте летит вперёд, а не вниз. Вертикальная составляющая скорости 40100 км/ч позволяет продлить полёт до раскрытия парашюта до трёх минут и более. Лучшие пилоты могут лететь с аэродинамическим качеством 3,5, то есть на километр высоты пролетать 3,5 км (и более, используя попутный ветер) по горизонтали[12].

С активным развитием бейсджампинга в последние несколько лет особую популярность завоевали так называемые «проксимити-полёты» (от англ. proximity — близость), когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Для проксимити-полётов выбирается скала с уклоном бо́льшим, чем аэродинамическое качество вингсьюта. Обычно полёт выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это позволяет парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, доворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта.

Интересные факты

  • Полёт в вингсьютах в группе называется стаей.
  • Мировой рекорд полётов в стае, признанный FAI, был установлен 17 октября 2015 года на DZ Perris, Калифорния и составляет 61 человек[13][14].
  • Споры на тему «Возможно ли приземлить вингсьют без парашюта?» продолжались годами[15]. 23 мая 2012 года британский каскадёр Гэри Коннери (Gary Connery) прыгнул в вингсьюте без парашюта с вертолёта, зависшего на высоте 730 метров, и благополучно приземлился на ВПП из специально разложенных в несколько слоев картонных коробок[16]. 30 сентября 2013 года он же прыгнул в вингсьюте без парашюта и произвёл посадку на воду; прыжок проводился на озере Гарда (Италия) под профессиональным надзором Рафаэля Дюмона (Шамони, Франция). Позже видео признано подделкой, на данный момент успешных приземлений на воду не зафиксировано.[17][18][19]
  • Самые маленькие парашюты летают со скоростью самых больших вингсьютов и сравнимы с ними по площади[20].
  • В 2004 году был выполнен перелёт через пролив Босфор[21][22], а в 2008 году — через Гибралтарский пролив[23].
  • 29 ноября 2017 г. двое французских вингсьютеров (Фред Фуген и Винс Реффет) над Альпами впервые смогли влететь в самолёт[24]. Скорость самолёта была 136 км/ч; видеоролик был заснят при пятом выполнении трюка в действительности. Перед этим они прыгнули с горы. Свой прыжок они посвятили изобретателю современного вингсьюта Патрику Де Гайардону, погибшему в 1998 году.

Вингпеки

Вингпеки — дальнейшее развитие вингсьюта, его разновидность: жёсткие крылья. Вингпек даёт больше возможностей: полый каркас оставляет достаточно места для горючего, двигатель крепится без проблем. Таким образом, руки менее устают от долгого полёта, и возрастает скорость полёта.

  • Ив Росси — швейцарский конструктор жёсткого крыла с двигателями.
  • «Грифон» — жёсткое крыло немецкой компании SPELCO GbR.

В культуре

Примечания

  1. Gunther Geist. Can This New Wingsuit Actually Gain Altitude?. Red Bull (19 апреля 2016). Дата обращения: 3 декабря 2017. Архивировано 4 декабря 2017 года.
  2. Chute mortelle d'u inventeur de un parachute (фр.), Le Temps (5 февраля 1912), С. 4. Архивировано 25 февраля 2014 года. Дата обращения 12 июля 2013.
  3. Human Flying Squirrel Zooms Through Air (англ.) // Popular Science : magazine. — Bonnier Corporation[англ.], 1930. — September. — P. 53.
  4. Ewers, Retta E. Rex - The Human Glider (неопр.) // Popular Aviation (aka Flying Magazine). — 1934. — January. — С. 28.
  5. 5,0 5,1 http://www.uspa.org/SIM/Read/Section6/tabid/169/Default.aspx#984 Архивная копия от 6 сентября 2015 на Wayback Machine Требования USPA к пилотам вингсьютов
  6. В художественном фильме «Мотыльки на ветру» 1969 года показаны эксперименты с крыльями на руках
  7. WINGSUIT FLYING. FAI Official Site. Дата обращения: 3 декабря 2017. Архивировано 3 декабря 2017 года.
  8. Приказ Минспорта России от 16.03.2017 № 183 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта». Консультант Плюс. Дата обращения: 3 декабря 2017. Архивировано 3 декабря 2017 года.
  9. Возможно, эта цифра пошла со слов самого де Гайардона[источник не указан 3127 дней], который в шутку сказал, что когда-нибудь наступит время, когда даже человек со всего 200 прыжками сможет летать в вингсьюте
  10. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 сентября 2009. Архивировано 27 марта 2010 года. Phoenix-Fly PFI
  11. http://www.bird-man.com/main.php?n=skydivers&q=bmilist&r=europe#russia Архивная копия от 19 декабря 2007 на Wayback Machine Bird-man BMI
  12. Список лидеров в соревновании на дальность (вингсьюты, зачетное окно с 3000 до 2000 метров). Дата обращения: 19 июня 2015. Архивировано 19 июня 2015 года.
  13. [sc]team. Официальный мировой рекорд в классе больших вингсьют-формаций. Skycenter DZ Пущино. Дата обращения: 3 марта 2016. Архивировано 7 марта 2016 года.
  14. 61 Skydivers Break World Record With Wingsuit Formation Over Perris. KTLA. Дата обращения: 3 марта 2016. Архивировано 3 марта 2016 года.
  15. http://www.x-sport.info/base/jeb-corliss.html Архивная копия от 19 марта 2011 на Wayback Machine Джеб Корлисс: как приземлиться в вингсьюте без парашюта
  16. Британец прыгнул без парашюта с высоты 700 метров. Дата обращения: 23 мая 2012. Архивировано 25 мая 2012 года.
  17. Wingsuit Landing: Fact vs Fiction | Western New York Skydiving. Дата обращения: 12 декабря 2019. Архивировано 12 декабря 2019 года.
  18. Приземление на вингсьюте на воду. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 16 февраля 2017 года.
  19. Youtube: Crazy Wingsuit Flight — Man Lands on Water Without Parachute?. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 27 ноября 2016 года.
  20. https://www.youtube.com/watch?v=wy-Jw3J4sqU Архивная копия от 22 февраля 2013 на Wayback Machine Полёт в вингсьюте рядом с парашютом VX-39. Приземление с парашютом VX-39.
  21. http://www.dropzone.com/cgi-bin/forum/gforum.cgi?post=1336883 Архивная копия от 2 апреля 2005 на Wayback Machine Перелёт через Босфор
  22. http://www.skydivingmovies.com/ver2/pafiledb.php?action=file&id=2158 Архивная копия от 8 января 2007 на Wayback Machine Перелёт через Босфор (видео)
  23. http://www.bird-man.com/main.cgi?n=history&q=Articles&id=51 (недоступная ссылка) Перелёт через Гибралтар
  24. Над Альпами спортсмены впервые смогли догнать самолёт и влететь в него. Дата обращения: 29 ноября 2017. Архивировано 21 сентября 2020 года.

Ссылки