Розов, Виктор Сергеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Виктор Розов»)
Виктор Розов
Гражданство  СССР Россия
Род деятельности драматург, сценарист
Годы творчества 19431996
Язык произведений русский
Премии
Государственная премия СССР — 1967 Премия Президента Российской Федерации — 2002
Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени
Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени — 1963 Орден Трудового Красного Знамени Орден Дружбы народов
Орден «Знак Почёта» Медаль «За оборону Москвы»
Произведения на сайте Lib.ru

Ви́ктор Серге́евич Ро́зов (8 [21] августа 1913, Ярославль, Ярославская губерния, Российская империя — 28 сентября 2004, Москва, Россия) — русский советский драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1967). Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на её основе — сценария к фильму «Летят журавли» (1957). Президент Российской академии театрального искусства.

Биография

Виктор Розов родился 8 [21] августа 1913 года в городе Ярославле, в семье счетовода Сергея Фёдоровича Розова (впоследствии участника Первой мировой войны) и его жены Екатерины Ильиничны. Во время эсеровского мятежа 1918 года их дом сгорел, и семья бежала в Ветлугу. Там Виктор Розов окончил первые три класса школы.

С 1923 года жил и учился в Костроме. В 1929 году не был принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве из-за отсутствия рабочего стажа, начал работать на текстильной фабрике в Костроме. В том же году стал актёром-любителем в Костромском театре юного зрителя.

В 1932 году поступил в Костромской индустриальный техникум. В 1934 году стал заниматься в училище при Театре Революции в Москве (класс М. И. Бабановой), по окончании которого был принят в труппу театра.

В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, вступил в ряды 8-й стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района города Москвы, которая позднее была преобразована в кадровую 8-ю стрелковую дивизию. В начале октября того же года был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя в середине 1942 года, возглавил фронтовую агитбригаду; одновременно учился на заочном отделении Литературного института.

После окончания войны, прервав занятия в институте, организовал Театр для детей и юношества в Алма-Ате. Возвратившись в Москву, работал в Театре при Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ) в качестве актёра и режиссёра. В 1953 году Розов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Первая пьеса «Её друзья» едва не была запрещена как «слишком сентиментальная»[1]; тем не менее она была в 1949 году поставлена в Центральном детском театре.

В Розове нашли своего драматурга Анатолий ЭфросЦДТ он поставил «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином») и Олег Ефремов: в 1956 году пьесой Розова «Вечно живые» открылся театр «Современник», в котором позже ставились и другие пьесы Розова: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня»[2].

Первой экранизацией пьесы Розова стал фильм Виктора Эйсымонта «В добрый час!» (1956). Широкое признание получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957) — экранизация пьесы «Вечно живые».

В 1962—1964 годах совместно с Л. И. Беловой руководил сценарной мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссёров[3].

Розов был членом Союза писателей СССР, позднее — Российской академии словесности. Серьёзно увлекался филателией.

Скончался 28 сентября 2004 года в Москве на 92-м году жизни, похоронен на Ваганьковском кладбище (25-й участок).

Семья

  • Жена — Козлова Надежда Варфоломеевна (1919—2006), актриса театра имени М. Н. Ермоловой.

Творчество

«Всем пьесам Розова, — отмечал В. Казак, — свойственно реалистическое изображение действительности, приобретающее широкое, человеческое значение. Его персонажи живо и индивидуально проявляются в сжатом диалоге, говоря на языке повседневности; верность психологии (также детской), постоянный отзвук внутренних, скрытых пластов содержания сочетаются с отказом от прямых характеристик (оценки должен вынести читатель и зритель)»[8]. Внимание драматурга всегда привлекали нравственные проблемы — тот выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям[9]; действие его пьес чаще всего происходит в кругу семьи[8]. Отличительные черты публицистический выступлений и драматургии Розова — живые характеры, дыхание времени и верность правде жизни[10].

Непосредственно по поводу пьесы «Традиционный сбор» (в которой бывшие одноклассники, окончившие школу перед войной, встречаются во второй половине 1960-х годов и подводят итоги прожитой жизни) и формулируя одновременно основную тему драматургии Розова, М. Строева писала: «Кем бы человек ни стал — профессором или шофёром, писателем или счетоводом, — всё равно он всю жизнь держит экзамен на честность и стойкость. Каждый стоит перед выбором. Мелким или крупным, неважно. Важно — каким…»[11];

Пьесы

  • «Вечно живые» (1943)
  • «Её друзья» (1949)
  • «Страница жизни (Твой путь)» (1953)
  • «В добрый час!» (1955)
  • «В поисках радости» (1957)
  • «Вольные мастера» (1959)
  • «Неравный бой» (1960)
  • «В дороге» (1962)
  • «Перед ужином» (1962)
  • «В день свадьбы» (1964)
  • «Затейник» (1966)
  • «Обыкновенная история» (1966, по И. А. Гончарову)
  • «Традиционный сбор» (1967)
  • «На беговой дорожке» (1968)
  • «С вечера до полудня» (1970) (поставлена в театре
    «Современник» в 1970 году, постановщик —
    О. Н. Ефремов; в ролях: О. Ефремов, И. Кваша,
    А. Покровская, О. Табаков, А. Кутузов, Г. Бурков
    и др.)[12]
  • «Мальчики» («Брат Алёша») (1971, по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»)
  • «Ситуация» (1973)
  • «Четыре капли» (1974)
  • «Всадники со станции Роса» (1978, по В. Крапивину)
  • «Гнездо глухаря» (1979)
  • «Хозяин» (1982)
  • «У моря (Кабанчик)» (1986)
  • «Дома (Возвращение)» (1989)
  • «Скрытая пружина» (1989)
  • «Любкин» (1991, по роману Н. Нарокова «Мнимые величины»)
  • «Гофман» (1996)

Фильмография (автор сценариев и экранизированных пьес)

Награды

Память

«Табакерка». Скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин».

Литература

Примечания

  1. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 15. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  2. Богданова П. Режиссёры-шестидесятники. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — С. 29—30, 62—63. — 176 с. — ISBN 978-5-86793-799-7.
  3. Сценарное отделение Архивная копия от 11 июня 2020 на Wayback Machine// Высшие курсы сценаристов и режиссёров.
  4. Розов, Сергей Викторович. Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
  5. Татьяна Викторовна Розова. Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 10 июля 2019 года.
  6. Спектакль НМДТ Брат Алёша по пьесе В. Розова. Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
  7. Татьяна Розова (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
  8. 8,0 8,1 Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. — С. 351—352.
  9. Богданова П. Режиссёры-шестидесятники. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — С. 62. — 176 с. — ISBN 978-5-86793-799-7.
  10. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 371.
  11. Строева М. Н. Спрашивайте с себя… // Олег Ефремов и его время. — М., 2007. — С. 149.
  12. Сорокина Н. Обыкновенный день // Советская Культура. — 1970. — 12 февраля. — С. 3. Архивировано 1 августа 2017 года.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 1995 года № 820
  14. 14,0 14,1 Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2002 года № 111 «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года»
  15. Памятник драматургам в Москве Архивировано 5 марта 2012 года.

Ссылки