Викентий Кадлубек

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Викентий Кадлубек
Святой Винцентий Кадлубек. Роспись в Кафедральном соборе в Сандомире

Винце́нтий Кадлу́бек (польск. Wincenty Kadłubek; 1150[1] или 1160, Каргов близ Стопницы или Карвов близ Опатува8 марта 1223[2], Енджеёвский монастырь) — первый польский хронист, родившийся в Польше[3], краковский епископ, один из основоположников сарматской теории[4].

Биография

Ранним источникам известен как Винцентий Магистр; двойное имя «Винцентий Кадлубек» (точнее, лат. Vincentius Kadłubekonis / Cadlubkonis или польск. Kadłubowicz) впервые находим в польских латиноязычных рукописях XV в. Полагают, что это следствие искажения имени отца Винцентия — Богуслава, сперва «переведённого» на немецкий как Gottlob, а затем переделанного на латинский лад как Kotlob и вернувшегося в Польшу в виде уже неузнаваемом. Многие исследователи, начиная с середины XX века, не принимают имя «Кадлубек», данное хронисту спустя два века после его смерти, и называют его просто Винцентием[5].

С другой стороны, прозвище хрониста могло происходить и от уменьшительной формы польск. kadluba — «тулово, колода»[6], или же быть связанным с топонимами вроде мазовецких сёл Кадлубово  (польск.), Кадлубовка  (польск.), или же одноимённого села  (польск.) на Подляшье.

Известный польский историк XV века Ян Длугош сообщал, что Винцентий родился в 1160 году в Карвове  (польск.) близ Опатува (совр. Свентокшиское воеводство), в семье Богуслава, выходца из знатного рода Ружецов, и Бенигны[7]. По другим данным, он появился на свет 10 годами ранее, в 1150 году[8] в Каргове  (польск.) близ Стопницы (того же воеводства). Бытовавшее ранее в научной литературе мнение, что он принадлежал к знатному малопольскому роду Лабендзей, в настоящее время оспаривается, и наиболее вероятным считается, что он был выходцем из среднего шляхетства[9].

Судя по упоминаниям в его собственной хронике, он получил неплохое схоластическое и, возможно, юридическое образование. Вероятно, он учился в одном из двух университетов, существовавших тогда в Европе — в Болонье или в Париже. Существует и альтернативная версия Яна Сулёвского, согласно которой никаких университетов будущий хронист в глаза не видел, а своё типично монастырское воспитание получил в одной из школ цистерцианского ордена, под обучением магистра, воспитанного в Париже или Шартре[10]. Его образованность, однако, зафиксирована в грамоте малопольского (краковского) князя Лешка Белого 1206 года о пожалованиях сулейовским цистерцианцам, где упоминается Sandomiriensis prepositi magistri Vincentii, и в памяти следующих поколений сохранилась в виде титула mistrz nauk wyzwolonych, т. е. «магистр свободных наук».

При краковском епископе Гедке Винцентий был посвящён в пресвитеры и в этом качестве подвизался при дворе малопольского (краковского) князя Казимира Справедливого. С 1189 года упоминается в документах в качестве свидетеля, в 1190-х годах был проректором в Сандомире[11]. Вопреки распространённой историографической легенде, «настоятелем Сандомирского монастыря» никогда не был. В 1207 году был поставлен епископом краковским, и 28 марта 1208 года утверждён в должности римским папой Иннокентием III[12].

Вероятно, был одним из главных советников князя Лешка Белого, облагодетельствовал немало монастырей и костёлов. В 1218 году добровольно отрёкся от сана и удалился в Енджеёвский цистерцианский монастырь. Умер здесь же 8 марта 1223 года и был похоронен перед алтарём соборной церкви обители.

После обнаружения в 1682 году его могилы польский король Ян Собеский подал прошение в Ватикан о его беатификации, и в 1764 году он причислен католической церковью к числу блаженных.

Сочинения

Памятник Винцентию Кадлубку у костела Пресвятой Богородицы в Сандомире

Написанная им «Хроника и происхождение королей и правителей Польских» (лат. Chronica seu originale regum et principum Poloniae), сокр. «Хроника Винценциана» (лат. Cronica vincenciana), пользовалась в Польше огромной славой и являлась предметом школьного изучения и подражания. Она состоит из 4 книг. Содержанием первых трёх, изложенных в форме диалога между Иоанном, епископом гнезненским, и Матвеем, епископом краковским, является истории Польши с древнейших времён до 1173 года, то есть до смерти князя Болеслава IV Кудрявого. При написании этой части своего труда автор использовал разные источники, наиболее важный из них — Хроника Галла Анонима, доведённая до 1113 года. Четвёртая книга значительно отличается по форме от трёх первых: это свободное историческое повествование, в котором, в отличие от анналов или русских летописей, нет жёсткой сетки годов. Эта книга осталась незаконченной и обрывается на событиях 1202 года. Главным отрицательным героем этой книги является русский князь Роман Мстиславич, которому, среди прочего, Винцентий приписывает проведение политики террора в отношении галицкой знати (с описанием зверских казней, изобретавшихся Романом для жертв его гнева). Реальность этого рассказа, не подтверждаемого русскими источниками, в новейшей литературе оспаривается (с указанием многочисленных примеров заведомого и при этом вполне целенаправленного вымысла в тех разделах хроники, где речь идёт о русско-польских взаимоотношениях).

Повествование в пределах «русских сюжетов» подчинено идеологической сверхзадаче воспитания будущих поколений польских интеллектуалов в духе презрения и ненависти к православной Руси, которая настойчиво изображается как естественный объект для польского завоевания[13].

Хотя хроника Винцентия всегда активно использовалась историками (в некоторых случаях просто за неимением источников более надёжных), относиться к известиям этого автора следует с большой осторожностью. Вряд ли может быть оспорена резко отрицательная оценка его труда, данная более ста лет назад в ЭСБЕ:

Отсутствие какой бы то ни было исторической критики, риторический туман, из-за которого совсем не видно истины, даже намеренный вымысел по западно-европейским образцам, лишь с переменой имен, и общее панегирическое направление в католическом духе лишают хронику Кадлубка значения исторического источника, оставляя за ней лишь незначительные литературные достоинства[14].

Комментатор хроники Ян Домбрувка (XV в.) выделил цитаты из 140 произведений и ссылки на 100 авторов[15]. Подозрительно «круглые» числа наводят на мысль, что Домбрувка несколько преувеличивал, но феноменальная начитанность Винцентия в латиноязычной литературе, включая античную, подтверждается и современными исследователями.

Хроника Винцентия Кадлубка послужила одним из основных источников для компилятивной «Великопольской хроники», составленной в 30-х годах XIV века анонимным автором при дворе познанского епископа и доводящей изложение событий до 1273 года[16].

Древнейшая рукопись хроники, дошедшая до наших дней, датируется XIV веком. Первое печатное издание — In officina Ioannis Szeligae (Dobromil, 1612) — хранится сегодня в Берлинской государственной библиотеке, Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы и др. библиотеках.

Комментарии к хронике Кадлубка, написанные профессором Краковского университета Яном из Дабровки, были прочитаны им на лекциях 1436-1437 годов и позднее послужили основой для польских университетских учебников по истории[17].

Примечания

  1. Grzesik R. Kadłubek, Wincenty // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden, 2016.
  2. Mershman Fr. Vincent Kadlubek Архивная копия от 10 июля 2019 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia. — Vol. 15. — New York, 1913.
  3. Исаевич, Я. Д. Этническое самосознание польской народности в XII—XIV вв. // Развитие этнического самосознания славянский народов в эпоху зрелого феодализма. — М.: Наука, 1989. — С. 257, 258.
  4. Тарасов И.М. О происхождении одной позднесредневековой легенды, попавшей в российскую историографию // Скиф. Вопросы студенческой науки. № 12 (40), декабрь 2019. С. 109-114. С. 113
  5. Щавелева Н. И. Хроника магистра Винцентия Кадлубка Архивная копия от 11 июля 2019 на Wayback Machine // Щавелева Н. И. Польские латиноязычные средневековые источники. — М.: Наука, 1990. — С. 77.
  6. Магистр Винцентий (Кадлубек). «Польская хроника» Архивная копия от 2 июля 2019 на Wayback Machine // Древняя Русь в свете зарубежных источников. — Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и комм. А. В. Назаренко. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. — С. 296.
  7. Щавелева Н. И. Указ. соч. — С. 76.
  8. Borawska D. Mistrz Wincenty w nowym wydaniu i opracowaniu. W stronę cystersów i św. Bernarda z Clairvaux. — Warszawa, 1977. — s. 355.
  9. Розинская М. М. Кадлубек Винцентий Архивная копия от 11 июля 2019 на Wayback Machine // Энциклопедия «Всемирная история».
  10. Щавелева Н. И. Указ. соч. — С. 78.
  11. Grzesik R. Kadłubek, Wincenty // Encyclopedia of the Medieval Chronicle.
  12. Mershman Fr. Vincent Kadlubek Архивная копия от 10 июля 2019 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia.
  13. Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб., 2011. — С. 157.
  14. А. Л—ий. Кадлубек, Викентий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIIa. — С. 876-877.
  15. Щавелева Н. И. Указ. соч. — С. 79.
  16. «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях Архивная копия от 5 октября 2011 на Wayback Machine. XI-XIII вв. / Пер. с лат. В. Л. Панина. Сост. Л. М. Попова, Н. И. Щавелева. Отв. ред. В. Л. Янин. — М.: МГУ, 1987. — С. 8, 10.
  17. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 42.

Издание хроники

Литература

  • Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. — С. 155—166, 186—189.

Ссылки