Виениба (санитарное судно)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Виениба»
 СССР
Класс и тип судна грузовой пароход
Порт приписки Рига
Спущен на воду 1884 год
Выведен из состава флота 27 июня 1941 (потоплен)
Статус потоплен
Основные характеристики
Водоизмещение 287 тонн
Длина 36,86 м
Ширина 7,03 м
Пассажировместимость до 350 чел.
Регистровый тоннаж 156 т.

Санитарный транспорт «Виениба» (латыш. Vienība, «единство») стал жертвой варварской бомбардировки гитлеровской авиации 27 июня 1941 года, когда в ходе обороны Лиепаи эвакуировал раненых и беженцев. Из трёх сотен человек, находившихся на борту, спаслось не более 25.

Описание

Однопалубный пароход «Vienība» был построен в 1884 году, в цельнометаллическом корпусе. Его длина составляла 36,86 м, ширина 7,03 м, водоизмещение брутто 287,1 брт, нетто-регистровый тоннаж 156 т. У судна было две деревянные мачты[1].

В 1938 году пароход принадлежал фирме «Katkēvičs, Švanks un biedri» и среди прочего перевозил военные грузы в воюющую Испанию[2].

Портом приписки судна на 11 апреля 1941 года была Рига, в регистр капитана порта оно было занесено под номером 69. Из средств связи имелся только радиоприёмник, из спасательных средств — одна шлюпка и одна рабочая лодка, 12 спасательных жилетов, 8 спасательных кругов[1].

Гибель судна

В Лиепае «Виениба» оказалась, вероятно, на обратном пути из Паланги, куда доставила детей на отдых в пионерский лагерь. С началом войны судно поступило в распоряжение командования Лиепайской военно-морской базы[1].

В госпитале Лиепаи находилось более 2000 раненых. Часть их и семьи военнослужащих были предназначены к эвакуации на санитарном судне «Виениба», имевшем знаки Международного Красного Креста и соответствующий флаг. На его борту могли поместиться, исходя из тоннажа, 350 человек[1]. Это было самое маленькое из находившихся в порту транспортных судов, и оно покинуло порт последним[3].

На рассвете 27 июня судно вышло из Лиепаи в сопровождении трёх торпедных катеров (27-й под командованием А.С. Сафонова, 37-й под командованием В. М. Жильцова и 67-й)[4]. Судно «Виениба» было атаковано примерно в 5 милях от Лиепаи[5] двумя немецкими самолётами[6], проигнорировавшими чётко видимые при ясной погоде знаки Красного креста.

Один из спасшихся вспоминал: «Мы отплыли от берега километров около 10, и на наш корабль напали 2 немецких пикирующих бомбардировщика Ю-87. На корабле были раненые военнослужащие, около 50 семей военнослужащих и команда, обслуживающая корабль. Для защиты нас с воздуха и вообще на корабле не было никакого оружия. Напавшие самолеты безбожно расправлялись с невооруженным кораблем. Они поочередно обстреливали и бомбили. Бросали прицельно по одной бомбе за каждый залет. Летали очень низко, даже брызги от бомб долетали до самолетов. На корабле гибли люди, кругом вода, прятаться негде. Плакали дети, плакали мамы, ужасно стонали раненые солдаты. Сразу бомбой пробит был трюм. Вода хлынула в трюм. Затем бомба попала в котельную. Корабль начал тонуть, задняя часть его тонула, а передняя поднималась высоко вверх, и уцелевшие люди на корабле все стали перемещаться на нос корабля…»[7]

Судно было повреждено и затонуло[8], бросившихся в море с тонувшего корабля людей немецкие лётчики расстреливали из пулемётов. Была расстреляна и спасательная шлюпка[1]. В результате погибли сотни раненых, гражданских лиц (в том числе женщин и детей), медперсонала. Спаслось, по разным источникам, от 13[9] до 25 человек.

Одна группа спасшихся из 5 человек уцепилась за мачту корабля, которая торчала из воды примерно на метр после того, как он затонул. Их подобрали и доставили в Таллин военные моряки. Другая группа из 7 человек использовала как спасательное средство деревянную раму с бочками, с помощью которой люди доплыли до берега, где ещё оборонялись советские солдаты, и вместе с ними смогли добраться до Риги, а затем были эвакуированы в Новгород[1]. Был спасён также капитан корабля А.Бертиньш[10].

Торпедный катер ТКА № 27 (командир А. С. Сафонов) также погиб во время этой бомбёжки[11][12].

О гибели корабля с сотнями раненых красноармейцев писала и местная нацистская пресса[13].

Память

В середине 1970-х годов выживших пассажиров транспорта искал клуб следопытов Лиепайской 2-й средней школы. Они установили личности двух человек, представлявших обе группы спасённых: М.Сторожук (из тех пятерых, что держались за мачту) и И. Трушкин (из тех, кто доплыли до берега)[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 L. Ūdriņa. «Vienības» pēdējais reiss. Последний райс "Виенибы" (латыш.). Периодика ЛНБ. Komunists (Liepāja), Nr.123 (26 июня 1975).
  2. No Liepājas ostas izraidīts kuģis ar bīstamu kravu. Из Лиепайского порта выдворен корабль с опасным грузом. Периодика ЛНБ. Brīvā Zeme, Nr.46 (25 февраля 1938).
  3. Bernsone, Ilze; Blūmfelds, Edgars; Miklāvs, Aigars. Торговый флот Латвийской республики и его трагическая судьба 1940-1945 = Latvijas Republikas tirdzniecības flote un tās traģiskais liktenis 1940-1945. — Рига: Музей истории Риги и мореходства, 1994. — С. 36. — 158 с. — ISBN 5796610503.
  4. Бушуев В. А. Торпедные катера в боях за Прибалтику. — Таллин, 1989. — С. 16, 17. — ISBN 5-450-00028-6
  5. «Он был солдатом». Архивная копия от 17 октября 2014 на Wayback Machine — Лиепая, 2009.
  6. Савченко В. И. Семь огненных дней Лиепаи. Архивная копия от 17 октября 2014 на Wayback Machine — Рига: Зинатне, 1985.
  7. Семен Фомин. Рассказ о «преступных деяниях» советского подводника А.Маринеско. Русская беседа (2 февраля 2017).
  8. «Виениба» (Vienība) Архивная копия от 31 марта 2014 на Wayback Machine // интернет-сайт «Морская энциклопедия»
  9. Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1989. — ISBN 5-203-00312-2
  10. VAICĀSIT - UZZINĀSIT (Cпрашивайте - узнаете) (латыш.). Периодика ЛНБ. Neatkarīgā Rīta Avīze, Nr.154 (4 июля 1996).
  11. Исаев А. Иной 1941-й. От границы до Ленинграда. Архивная копия от 20 октября 2014 на Wayback Machine — М., 2011.
  12. Героическая оборона Лиепаи, 22-27.06.1941. // Морские памятные даты. — М.: Воениздат, 1987.
  13. V.B. Latviešu jūrnieki atgriežas no atbrīvotās Igaunijas (латыш.) // Tēvija. — 1941. — Num. 58. — L. 3.