Вид на жительство (фильм, 1972)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вид на жительство
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Омар Гвасалия
Александр Стефанович
Автор
сценария
Сергей Михалков
Александр Шлепянов
В главных
ролях
Альберт Филозов
Виктория Фёдорова
Инна Сергеева
Леонид Оболенский
Оператор Юрий Сокол
Композитор Леонид Гарин,
Георгий Гаранян
Художник-постановщик Анатолий Брусиловский
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм»,
Экспериментальное Творческое Объединение
Длительность 89 мин.
Страна  СССР
Язык русский
Год 1972

«Вид на жи́тельство» — советский художественный чёрно-белый фильм 1972 года режиссёров Омара Гвасалия и Александра Стефановича.

Сюжет

1972 год. Молодой врач-психиатр из Ленинграда, воспользовавшись туристической поездкой, «выбирает свободу» и остаётся за рубежом. Однако «развитой капитализм» оказывается для советского человека неприемлем экзистенциально.

В ролях

История создания

Режиссёр Александр Стефанович утверждает, что он и Омар Гвасалия, вместе со сценаристом Александром Шлепяновым и Сергеем Михалковым изначально намеревались дать возможность объединиться на одной площадке Владимир Высоцкому и Марине Влади и снять «тонкий психологический фильм о неприкаянности, о трагической необходимости расставания с родиной, в которой властвуют проклятые коммунисты»[1].

«Это будет фильм о невостребованности таланта… Фильм о том, как затравленный диссидент Высоцкий бежит на Запад и встречает там свою любовь — Марину Влади, как они ностальгируют по России под песни, которые мог написать Высоцкий… То есть это была бы чистая гарантия того, что фильм посмотрит сто миллионов зрителей…»

Александр Стефанович[1]

В интервью «Экспресс-газете» Стефанович рассказывал:

«Мы хотели снимать в главной роли Высоцкого, но нас вызвали в КГБ и категорически это запретили. „Ну, за что они меня так ненавидят?!“ — чуть не плакал Высоцкий, когда я сообщил ему об этом. Не разрешили снимать и художника Илью Глазунова. В итоге главного героя сыграл начинающий актёр Альберт Филозов, для которого эта роль стала звёздной».

Из интервью[2]

Сам Альберт Филозов вспоминал:

«Ассистент режиссёра картины „Вид на жительство“ ходила по театрам, искала актёра „с ненадёжной внешностью“ и увидела в фойе мой портрет, разыскала, пригласила на пробы. Я думал, что, как обычно, дело дальше фотопроб не пойдёт, но прямо с порога режиссёры переглянулись и в один голос произнесли: „Этот может“. Оказалось, что мой персонаж — советский учёный, который едет за рубеж по туристической путёвке и там остаётся. Так меня сразу утвердили на роль. (…) Самое удивительное, что чуть ли не все, кто делал эту картину, уехали из страны. А я до сих пор здесь и уезжать никуда не собираюсь».

Из интервью[3]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Тополь, Стефанович, 2000.
  2. Филимонов М. Искусство жить по Стефановичу // «Экспресс газета». — 2004. — № 50. Архивировано 22 апреля 2009 года.
  3. Катерина Романенкова. Бес в ребро (интервью). Сайт журналиста Катерины Романенковой (июнь 2003). Дата обращения: 10 января 2017. Архивировано 13 января 2017 года.

Литература

  • Шацилло Д. — Воплощение темы (Худож. фильмы «Человек с той стороны», «Вид на жительство», «Схватка» // Газета «Правда», 23 ноября 1972
  • Эдуард Тополь, Александр Стефанович. Я хочу твою девушку. — М.: АСТ, 2000. — 960 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-237-04592-8.