Виадук Вьор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виадук Вьор
Официальное название Viaduc du Viaur
Область применения железнодорожный
Конструкция
Тип конструкции консольный арочный
Материал сталь
Число пролётов 3
Общая длина 460 метров
Эксплуатация
Конструктор, архитектор Поль-Жозеф Боден

Виадук над долиной реки Вьор (бассейн Гаронны) — старейший во Франции крупный металлический мост на границе департаментов Аверон и Тарн (граница проходит по реке Вьор). Стал на дату открытия самым длинным в мире металлическим арочным мостом; и до настоящего времени остаётся таковым во Франции. В 1984 году виадук Вьор признан историческим памятником Франции.

Необходимость железнодорожной ветки из Тулузы, через Альби в Родез стала очевидна ещё в 1850-х годах. Однако для строительных технологий того времени ущелье реки Вьор с его высокими берегами стало непреодолимым препятствием. Лишь в конце XIX века развитие металлического мостостроения позволило вернуться к предполагаемой трассе, и в 1887 году был объявлен тендер на проектирование мостового перехода. В конкурсе участовало семь проектов, в том числе и проект Гюстава Эйфеля, корифея металлических конструкций, спроектировавшего виадук Гараби и Мост Донны Марии Пиа в Порту и уже строившего Эйфелеву башню, однако был выбран революционный проект Поля-Жозефа Бодена. Закладка первого камня в опору виадука состоялась 9 мая 1895 года, а 5 октября 1902 года по мосту прошёл первый поезд.

Мост образован двумя независимыми двусторонними консольными конструкциями, которые возводились по отдельности и только после окончания строительства были сварены между собой. Длина пролёта моста между двумя каменными опорами — 220 метров, ширина — 5,9 метров, максимальная высота над рекой Вьор — 116 метров. Масса стальных конструкций оценивается в 3800 тонн. Общая длина виадука — 460 метров, он несёт однопутную железнодорожную линию Кармо — Родез.

Балки ажурных конструкций соединены заклёпками вручную, общее количество заклёпок порядка миллиона, а их суммарная масса — более 160 тонн. 80 тонн краски защищают виадук от ржавчины. Объём камня, положенного в опоры и устои моста — 4000 кубических метров.

Литература

  • Richard J. Dietrich. Faszination Brücken (нем.). — 2. Auflage. — München: Callwey, 2001. — S. 186—193. — ISBN 3-7667-1511-9.
  • Antoine Picon (sous la direction d’). L’art de l’ingénieur — constructeur, entrepreneur, inventeur (фр.). — 1 édition. — Paris: Éditions du Centre national d’Art et de Culture Georges Pompidou, 1997. — С. 85, 537. — ISBN 2-85850-911-5.
  • Henry Martin. Le viaduc du Viaur sur la ligne de Carmaux à Rodez (фр.). — Le Génie Civil, Band XLIII, n° 1 vom 2. — Mai 1903, Nr. 1090. — С. 1-8 (Digitalisat auf Gallica) und n° 2 vom 9. — Mai 1903, Nr. 1091. — С. 17-23.

Примечания