Взятие Лхасы (1717)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Взятие Лхасы
Дата 1717
Место Лхаса
Итог Победа джунгар
Изменения Хошутское ханство ликвидировано
Противники

Джунгарское ханство

Хошутское ханство

Командующие

Цэван-Рабдан
Цэрэн-Дондоб

Лхавзан-хан

Силы сторон

6000 тыс. человек

неизвестно

Потери

минимум ~300 чел.

неизвестно

Взятие Лхасы (1717) — взятие Лхасы джунгарами (ойратами) под предводительством Цэрэн-Дондоба. В результате нашествия пал последний хошутский правитель Тибета Лхавзан-хан.

Предыстория

Лхавзан-хан (17031717) — глава племени хошутов, сын Далай-хана, внук Гуши-хана. Со времен Гуши хошуты утратили реальную власть в Лхасе, которая отошла к регенту. Лхавзан-хан принял решение изменить это.

С одобрения своего союзника, китайского императора Канси, он напал на Лхасу в 1705 году, чтобы сместить Сангье Гьяцо, который вёл двойную политику и открыто выступал против хана. В решающей битве регент потерял 400 человек и был убит. Лхавзан-хан обвинил в измене и 6-го далай-ламу, которого он хотел отправить в Пекин, но тот умер по дороге. Пошли слухи, что его отравили по приказу хана. Затем, без согласования с представителями самой религии был выдвинут новый далай-лама. Тибетцы и противники хана отказались признать новую кандидатуру. Канси сначала поддержал хана, но потом, учитывая оппозицию других тибетцев и хошутов, предоставил защиту и помощь Кэлсангу Гьяцо в Кумбуме.

Война с джунгарами

Тибетцы обратились к джунгарскому правителю Цэван-Рабдану за помощью, и он прислал 6000 воинов под командованием Цэрэн-Дондоба, которое нанесло поражение Лхавзан-хану в 1717 году. Сам правитель погиб. Джунгарское войско численностью в 300 человек попыталось захватить Кэлсанга Гьяцо из Кумбума, но было разбито отрядом китайского императора. Тибетцы сначала встречали джунгаров как освободителей, однако из-за разграбления Лхасы захватчики потеряли расположение местных жителей.