Взрез стрелки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анимация, иллюстрирующая взрез стрелки

Взрез стре́лки (взрез стрелочного перевода) — инцидент на железнодорожном транспорте, заключающийся в переводе стрелки колёсами подвижного состава, движущегося по неустановленному маршруту в направлении от корневого крепления остряков к их концам (пошёрстное движение).

Описание инцидента

Колёса движущегося состава, нажимая на отведённый остряк стрелки, придвигают его к рамному рельсу. Отведённый остряк увлекает за собой прижатый, который отводится от своего рамного рельса. Создаётся опасность для последующего движения по стрелке в обратном направлении. Взрез стрелки приводит к искривлению и излому остряков. Для исключения повреждений замыкающие приборы (стрелочные электрозамки, замыкатели и т. д.) делают взрезными (не повреждающимися при взрезе).

На железной дороге взрез стрелки классифицируется как Случай брака в работе. Однако в системе городского трамвая это штатная ситуация, именно посредством взреза стрелок происходит переход подвижного состава с бокового пути на основной. Конструкция переводного механизма трамвайной стрелки отличается от такового для железнодорожной стрелки и нормально работает в таком режиме.

Причины взреза стрелки

Основные причины, приводящие к взрезу стрелки, это:

  • Нарушение регламента действий или регламента переговоров, и, как следствие, положение стрелки не соответствует маршруту следования подвижного состава и гребень бандажа колёсной пары при пошёрстном движении подвижного состава прошёл между прижатым остряком и рамным рельсом
  • При неплотном прилегании остряка к рамному рельсу (4 мм и более) гребень бандажа колёсной пары при входе на остряк попадает (врезается) между остряком и рамным рельсом

Сигнализация о взрезе стрелки

В случае взреза стрелки на пост централизации (дежурному по станции) поступает сигнал, исключающий возможность управления этой стрелкой до устранения повреждения. Дежурный по станции может определить взрез стрелки по следующим признакам[1]:

  • звенит звонок «взрез стрелки»
  • горит красная лампочка нарушения электрического контроля положения стрелки
  • не горят лампочки электрического контроля плюсового и минусового положения стрелки при нажатии стрелочной кнопки (поворота рукоятки) плюсового или минусового положения
  • электрическая подсветка не показывает, в каком положении находится стрелка (стрелки)
  • перекрывается светофор для маршрута, в который входит взрезанная стрелка или для маршрута, в котором она является охранной

Противошёрстный взрез

Также известны случаи взреза при противошёрстном движении. При нарушении норм содержания стрелочных переводов (неприлегание остряка к рамному рельсу) и колесных пар возможен противошёрстный взрез. В нормах содержания стрелочных переводов существует параметр, регламентирующий прилегание остряка к рамному рельсу (есть специальный простой шаблон «КОР» — «контроль остряк-рама» для контроля прилегания). На железнодорожном транспорте противошёрстный взрез обычно приводит к сходу с рельсов. Но и случается он очень редко.

Одним из примеров противошёрстного взреза может служить катастрофа в Эшеде, где перевод стрелки, приведший к перебросу задних колёс третьего вагона на соседний путь и сходу с рельсов оставшихся вагонов, произошёл из-за удара по остряку колёс передней тележки, сошедших с рельс из-за лопнувшего бандажа на одном из них.

Возможно, из-за противошёрстного взреза стрелки произошла и катастрофа в московском метро 15 июля 2014 года[2][3], но окончательное подтверждение этому может быть получено только после окончания расследования[4].

См. также

Примечания

Литература