Вечтомов, Николай Евгеньевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Вечтомов
Имя при рождении Николай Евгеньевич Вечтомов
Учёба Художественное училище памяти 1905 года
Награды Орден Отечественной войны II степени

Николай Евгеньевич Вечтомов (10 апреля 1923, Москва — 17 апреля 2007, Москва) — русский художник, один из классиков второй волны русского авангарда[1].

Биография

Окончил среднюю школу в 1941 году, в августе был призван в армию, окончил Саратовское танковое училище. Прошёл с боями от Сталинграда до Донбасса, попал в плен, бежал из лагеря военнопленных под Дрезденом и добрался до окрестностей Праги, где встретился со своим дядей, чешским композитором Иваном Вечтомовым; затем присоединился к чешским партизанам[2].

По окончании Великой Отечественной войны поступил в Московское городское художественное училище, после его расформирования окончил художественное училище памяти 1905 года (1951). Вместе с однокурсниками Владимиром Немухиным и Лидией Мастерковой в середине 1950-х вошёл в Лианозовскую группу неофициального искусства.

Скончался 18 апреля 2007 года. Похоронен в Москве на Старо-Марковском кладбище[3].

Работы находятся в собраниях

Отзывы критики

Искусство Вечтомова построено на примирении противоречий: натурная живопись не конфликтует у него с безнатурной, духовное — с телесным, время — с пространством… Всё соединяется в сильном чувстве или в очень глубоком раздумье. Если «новые формы» — действительно попытки души выразить себя, то Вечтомов нашёл уникальную культурную формулу, которая передаёт сосредоточенное принятие целостности мира. Молчание и абсолютный покой порождают некое состояние целостности, не поддающееся анализу. Они же — первопричина возникновения некой формы, выражающей в своей «единственности» множественность мира и миров. В этом смысле творчество Н. Е. Вечтомова религиозно в буквальном смысле слова «religare» — связывать, сопрягать. — Вера Калмыкова, журнал «Истина и жизнь»[4]

Вечтомов особенно хорош в пронзительном цвете: яркий оранжевый, яркий красный, ярким у художника получается даже любимый антрацитовый черный. Это передается в живописи, с лаком, а в графике притупляется из-за технологических ограничений: сюжет может быть тем же, но цветовой рези, к сожалению, нет. Знаменитые цветовые контрасты Вечтомов принес как военное воспоминание: это вспышки взрывов — продукт драматического сюрреализма войны, жестокость и рукотворность которого непостижима для человеческой психики. В ярких инопланетных закатах Вечтомова одни увидят декоративный мистицизм, другие — боль пройденного художником Сталинграда, Курской дуги, плена и партизанского сопротивления. — Владимир Богданов, журнал «Директор Info»[5]

Он передает ощущение, среду миров, существующих или не существующих, и делает это убедительно. Глядя на его полотна, можно пережить погружение в стеклянную атмосферу неведомых планет, где все подвержено другим, неземным законам. Где в пугающей четкости причудливых очертаний черных существ с говорящими отверстиями видится скрытая угроза. — Лев Кропивницкий[6]

Литература

  • Кусков С. Николай Вечтомов. — Париж-Москва-Нью-Йорк: Третья волна, 1998.

Примечания

  1. Нонконформисты на Красной площади. - Museum.ru. Дата обращения: 5 ноября 2011. Архивировано 16 марта 2013 года.
  2. Колина война, или Счастливая звезда партизана Вечтомова Архивная копия от 24 августа 2007 на Wayback Machine // Независимая газета, 29 апреля 2005.
  3. ВЕЧТОМОВ Николай Евгеньевич (1923 – 2007) — Moscow-Tombs. Дата обращения: 5 апреля 2017. Архивировано 5 апреля 2017 года.
  4. В. Калмыкова. Николай Вечтомов: порождающее пространство Архивная копия от 20 августа 2007 на Wayback Machine // Истина и жизнь, 2006, № 5.
  5. В. Богданов. Русское искусство. Чем запомнился год? (недоступная ссылка) // Директор Info, 2007, № 24.
  6. Л. Кропивницкий. Десять московских художников. Дата обращения: 8 февраля 2008. Архивировано 5 июля 2009 года.

Ссылки