Ветцлер, Герман Ганс

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Герман Ганс Ветцлер

Герман Ганс Ветцлер (Hermann Hans Wetzler [ˈvɛt͡s.lɐ]) (8 сентября 1870, Франкфурт-на-Майне — 29 мая 1943, Нью-Йорк) — американский композитор, дирижёр, альтист, органист и пианист.

С 1897 по 1901 год был младшим органистом в Троицкой церкви на Манхэттене. Имея хорошие связи в высшем классе Нью-Йорка, он организовал оркестровые концерты Ветцлера на рубеже веков. С 1904 года он занимал несколько должностей капельмейстера в Германии, причем Галле (1913—1915) был его ступенькой в Любек (1915—1919). Вместе со своим соперником Отто Клемперером он последний раз работал в Кёльне (1919—1923). После короткой творческой фазы в Швейцарии Вецлер, еврей по происхождению, вернулся в США в 1940 году, опасаясь национал-социализма. Как композитор он принадлежит постромантической эпохе. Автор 20 произведений с опусной нумерацией, в их числе опера.

Вецлер был прототипом персонажа Венделла Кречмара в «Докторе Фаусте» Томаса Манна (1947).

Биография

Герман Ганс Ветцлер родился в еврейской семье Чарльза Ветцлера и его жены Анны, урожденной. Ротшильд[1]. Чуть позже семья переехала в Чикаго, штат Иллинойс, где Герман изначально рос вместе со своей сестрой Минной, родившейся в 1874 году.[1] Его отец эмигрировал в Соединенные Штаты из Богемии в 1840-х годах.[2]

Ветцлер, вероятно, получил свои первые уроки игры на фортепиано у своей матери, пианистки по образованию.[1] Но поскольку она рано умерла, он и его сестра какое-то время жили со своей чикагской тетей Шарлоттой Рудольпг-Вецлер.[1] В 1881 году семья Вецлер переехала в Цинциннати, штат Огайо.[3] Он получил музыкальное образование у Чарльза Баэтенса (теория) и Саймона Э. Якобсона (скрипка).[3]

Ветцлер и его сестра, которых считали «вундеркиндами», впервые выступили публично (фортепиано и скрипка) в Цинциннати в 1881 году.[3] В 1883 году они успешно играли для певиц Аделины Патти[3] и Марселлы Зембрич[4].

В Музыкальной консерватории Цинциннати Ветцлер учился у Джорджа Маграта по классу фортепиано.[4]

В 1884 году семья переехала в Нью-Йорк, где Эдмунд Нойперт (фортепиано) и Сэм Франко (скрипка) взяли на себя музыкальное образование.[4]

Отец устроил прослушивание с Кларой Шуман во Франкфурте-на-Майне.[4] Оба ребенка смогли затем в 1885 году начать заниматься музыкой в консерватории Хоха.[4] Среди его учителей были а. Мари Шуман и Ладзаро Уциелли (фортепиано), Генрих Гельхаар (орган), Хьюго Херманн (скрипка) и Бернхард Шольц, Артур Эгиди и Иван Кнорр (композиция и контрапункт).[5] Он также получил частные уроки композиции от Энгельберта Хампердинка.[5] Сестру Минну обучала Евгения Шуман.[6] Среди его близких друзей по консерватории были Ганс Пфитцнер и Пауль Николаус Коссманн.[2]

Во Франкфурте Вецлер общался с важными личностями своего времени, такими как Ганс Тома, Генри Тоде и Даниэла Тоде.[7] В этой «социальной и духовной среде с националистическим взглядом на искусство» он также встретил свою жену Лини Динстбах и своего будущего зятя Карла Динстбаха.[7]

В 1892 году он вернулся в Соединенные Штаты и впервые участвовал в качестве альтиста в Нью-Йоркском симфоническом обществе Уолтера Дамроша.[8] В Нью-Йорке он установил контакты с Антоном Зайдлом и Уильямом Стейнвеем.[9]

В 1893 году он стал органистом в церкви Святого Причастия.[10] Во время помолвки с Лини Динстбах он сам был крещен как протестант.[11] С 1897 по 1901 год он был младшим органистом Троицкой церкви.[12] Кроме того, он играл также в часовне Святой Агнессы и церкви Всех Ангелов.[13] С 1901 по 1903 год работал органистом и музыкальным руководителем в Соборной церкви.[13] Выступал как пианист на сольных концертах и концертах камерной музыки в Нью-Йорке; аккомпанировал таким певцам, как Дэвид Бисфэм, Лиллиан Нордика и Антон ван Рой.[14] Он также входил в Общество музыкального искусства Нью-Йорка.[15] Особый интерес он проявлял к музыке композитора эпохи Барокко Иоганна Себастьяна Баха.[16]

В 1897 году он выступал в качестве дирижера со студенческим оркестром Колумбийского университета.[17] Однако наибольший эффект произвело его выступление с примерно 30 музыкантами в Мендельсоновском зале.[17] Он смог положиться на «финансовых инвесторов».[18] Примерно в 1898/99 году название Wetzler Orchestra впервые появилось на публике.[19]

Гибель его сестры и ее семьи, когда пассажирское судно La Bourgogne затонуло при переходе из Нью-Йорка в Гавр, и тяжелые условия работы в Нью-Йорке на время прервали его музыкальную карьеру.[20]

Летом 1901 года по рекомендации директора театра Георга Графа фон Хюльзен-Хезелера Ветцлер прошел стажировку в Королевском придворном театре в Висбадене.[21] Тем временем в Нью-Йорке бывший министр военно-морского флота и миллионер Уильям Коллинз Уитни выступил в поддержку оркестрового проекта Ветцлера.[21] Ветцлер провел несколько концертов в Карнеги-холле между 1902 и 1904 годами под названием Wetzler Orchestral Concerts.[22] Среди известных спонсоров: а. Дж. П. Морган, Генри Уильям Пур, Джордж Вашингтон Вандербильт II и Стэнфорд Уайт.[23] Организацию оркестра в более узком смысле взял на себя Роулинз Лаундес Коттенет.[23] Ветцлер тесно сотрудничал с компанией Steinway & Sons на своих концертах.[24] Немецкий дирижер и композитор Рихард Штраус дебютировал в США с оркестром в 1904 году и представил здесь свою «Домашнюю симфонию».[25] У многих музыкантов немецкого оркестра были перерывы в выступлениях из-за необходимой второй работы.[26] Со смертью Уильяма Коллинза Уитни в 1904 году «финансовая основа и без того убыточной компании была закрыта».[24]

Снова Вецлер ориентировался на Германию.[27] После того, как учебная поездка в Вену не состоялась, он отправился к Густаву Брехеру в Гамбургский городской театр, где впервые дирижировал оперой "Свободный стрелок" Карла Марии фон Вебера.[27] Общим для обоих дирижеров был «сильно развитый аналитический подход к партитурам».[27] Был приглашенным дирижером в Берлинском филармоническом оркестре (1906[28] и в Императорской опере в Петербурге (1908).[29]

Пока Ветцлеры не нашли квартиру для сдачи в аренду в Гамбурге-Ротербауме, они жили в роскошном отеле « Гамбургер Хоф» на Юнгфернштеге.[30] Намерение Лини стать актрисой встретило отказ Германа.[30] Тем не менее, после уроков актерского мастерства в Гамбурге она согласилась на помолвку в Кельне, где с тех пор и жила, несмотря на то, что вместе проводила летние каникулы.[30] Ветцлер получил финансовую поддержку в годы своего пребывания в Гамбурге от Генри Аммона Джеймса.[29]

В сезоне 1908/09 он переехал в Stadttheater Elberfeld в прусской Рейнской провинции.[29] Лини с сожалением бросила свою актерскую карьеру в 1909 году ради мужа.[31] Они переехали в Ригу, где Ветцлер стал капельмейстером в Немецком городском театре.[31] С гастролями он побывал в Санкт-Петербурге, Берлине и Мюнхене.[32] Совсем недавно Ветцлеры жили в доме Роберта фон Бюнгнера.[33] Пара была счастлива, что в 1913 году смогла покинуть чужую для них Прибалтику.[34]

По рекомендации Клеменса фон Франкенштейна он получил должность капельмейстера в Stadttheater Halle.[34] Там к нему поначалу хорошо относился режиссер Макс Ричардс.[34] В 1914 году Вецлер дирижировал первым исполнением оперы Рихарда Вагнера « Парсифаль» за пределами Байройта.[34] Он также взял на себя премьеру "Орфея" Кристофа Виллибальда Глюка в Галле в новом переводе Германа Аберта.[34] Позже произведение с успехом было поставлено в Театре Гёте в Бад-Лаухштетте.[35]

Во время Первой мировой войны он привлек внимание в Галле своим «импровизационным искусством».[36] Генрих Аэрни (2015) охарактеризовал «время Халленса» Ветцлера как его самое успешное на данный момент — оно послужило ему трамплином.[37]

В 1915 году он был нанят первым капельмейстером в Stadt-Theater в Любеке, сменив на этом посту Вильгельма Фуртвенглера.[38] Вецлер смог «в Любеке еще больше укрепить репутацию разностороннего дирижера, которую он уже приобрел в Галле».[39] С большой самоотдачей он дирижировал произведениями Вольфганга Амадея Моцарта и Джузеппе Верди.[39] В 1916 году он выздоровел в санатории в Кенигштайн-им-Таунус, которым руководил психиатр Оскар Конштамм, где он впервые встретил Отто Клемперера.[40] Ветцлер поддерживал тесные контакты с Артуром и Амели Никиш, причем последняя поощряла его сочинять.[40] «Центром его социальной сети» была семья Зигфрида Бухенау.[41] Ветцлер выступал в качестве дирижера в 1919 году в Хофттеатре Дессау, где, к его сожалению, в качестве капельмейстера ему предпочли Ганса Кнаппертсбуша.[42]

Соответственно, его успешное сотрудничество в Кёльне в 1919 году стало своего рода «освободительным толчком».[43] Вместе с Отто Клемперером он выступал там в качестве первого капельмейстера.[44] Однако оба воспринимались как антиподы, и Клемперер видел в Вецлере «угрозу».[44] В Кельне Ветцлер был связан в высших кругах с семьей Бахемов.[41] После того, как контракт не был продлен в конце сезона 1922/23, он жил в Кельне как внештатный композитор и дирижер.[45]

Начиная с 1917 года Ветцлер писал более крупные произведения для оркестра и, наконец, оперу «Баскская Венера» на либретто своей жены.[46] После несчастного случая на лыжах Лини Ветцлер в 1930 году и его романа с женой банкира Эдуарда Августа Генриха фон Николаи Ветцлеры отказались от своей общей квартиры в Кельне в 1931 году.[47]

Затем Ветцлер переехал в италоязычную Швейцарию, где его приняли родители жены упомянутого банкира, Аннелизы фон Николаи, на «Вилле деи Фьори» в Бриссаго в кантоне Тичино.[47] В 1932 году он отправился в Базель один.[47] Там он читал лекции в университете.[47] В том же году посещал мастер-классы пианистов Карла Леймера и Вальтера Гизекинга в Висбадене.[47]

Он несколько раз встречался в Швейцарии с немецким эмигрантом и лауреатом Нобелевской премии по литературе Томасом Манном[48], которого он уже знал по Зюльту в 1927 году.[49] В 1934/35 г. вел переписку с писателем.[49] Вецлер позднее стал прототипом для вымышленного персонажа Манна, Венделла Кречмара, в «Докторе Фаусте» (1947).[50]

По собственной просьбе Ветцлер присоединился к «Коллегии немецких композиторов» Имперской музыкальной палаты в 1934 году.[51] 26 марта 1934 года его произведение в последний раз исполнялось в Германии.[51] В 1935 году ему запретили выступать из-за его еврейского происхождения.[52]

С 1935 года он жил со своей швейцарской партнершей Дорис Эмиген в Асконе в кантоне Тичино, где они построили дом на Монте Верита.[53] Он продолжал профессионально работать как пианист и композитор.[54] В поисках профессиональной перспективы он подолгу жил в Англии и США.[55] Встречи с новой музыкой вызывали у него недовольство.[56] Обеспокоенный угрозой немецкой оккупации Швейцарии во время Второй мировой войны, он покинул свою приемную страну в мае 1940 года.[57]

В июне 1940 года выехал в США через Геную.[57] Он поселился в Центральном парке Нью-Йорка.[57] Время от времени Вецлер давал уроки игры на фортепиано и читал лекции.[58] На Вецлера «настолько повлияла немецкая музыкальная культура»[59], что теперь он чувствовал себя «чужим в своей стране».[60] Он также отказался от жанра джазовой музыки.[59] Весной 1943 года он умер в возрасте 72 лет в своей двухкомнатной квартире в Нью-Йорке.[61] Ветцлер был женат с 1896 года на дочери богатого кожевника Лини[11] (1876—1933), на которой он женился в Узингене в Гессен-Нассау; пара осталась бездетной.[62]

Его наследие было обнаружено в доме отдыха в Аппенцеллерланде и с 2006 года находится в Центральной библиотеке Цюриха.[63] Помимо музыкальных автографов и сочинений, оно содержит около 10 000 писем, 6 000 рецензий и фотографий.[63]

Среди немногих частных учеников Вецлера были Жюстин Уорд (в Нью-Йорке) и Курт Оверхофф (в Кельне).[64]

Значение

Его главным ориентиром как дирижера был Ганс фон Бюлов.[65] На него также повлияли Герман Леви, Феликс Моттль, Карл Мук и Ганс Рихтер.[65] Подобно Сергею Кусевицкому и Осипу Габриловичу, он пришел к дирижированию сравнительно поздно в связи с основанием оркестра.[66] Его считали напористым и импульсивным.[67]

Композитора Германа Ветцлера можно отнести к постромантической эпохе. В«Musiklexikon» Римана (1929) он был описан как «один из „пост-штрауссовских виртуозов“ оркестрового письма с искрящейся элегантностью излома и свежей музыкальностью».[68]

Ветцлер имел склонность к «симфонической программной музыке», из-за чего уже при жизни считался преемником Рихарда Вагнера, Ференца Листа и Рихарда Штрауса.[69] Время от времени в его музыке отмечалась «определенная отсталость». Его интернациональность и, по отношению к национал-социалистическому периоду, его еврейское происхождение мало способствовали восприятию его произведений.[69]

Среди его ранних работ следует отметить церковный[70] Ангельский концерт для оркестра (1895) и в песенной традиции[71] Fairye Queene op.1 (1896), оба сочинения были написаны во время его первой стажировки в Соединенных Штатах.[72] Здесь он еще «искал музыкальные средства».[72] Он также работал над отдельными произведениями Баха, например оркестровал сонату для органа ми-бемоль мажор BWV 525 (1900),[72] которая звучала на сольных концертах.[70]

С 1917 года его работа стала «художественно и экономически экзистенциальной деятельностью».[72] Он сочинял образно. Шесть симфонических частей для оркестра op.12 (1923) и Ассизи. Легенда для оркестра op.13 (1924).[73] Согласно Генриху Эрни (2014) это "программно оформленная музыка, выдержанная тонально, в гармонии и звучности, стилистически легкая, промежуточная между немецким и французским симфонизмом.[73] Ветцлера ценили за его «инструментальное искусство». В 1925 году он, наконец, выиграл конкурс композиций Чикагской Ассоциации Фестивалей Северного Берега[73][73] Опера «Баскская Венера» (1928) должна была стать его главным произведением.[74] По словам Евы Мартины Ханке (2007 г.), опера «была воспринят положительно, но не смогла утвердиться в долгосрочной перспективе».

Изолированный в Швейцарии, Ветцлер все больше и больше посвящал себя духовным мотивам, напоминающим о его прежней церковной службе.[72] В конце своей жизни он пытался «соответствовать современным тенденциям».[72] Он работал вместе с Паулем Хиндемитом, который был его другом.[75] В своей последней работе, «Американской рапсодии» (1943), он «ввёл современные синкопированные ритмы в фуги»[59] и у него слышны отголоски киномузыки.[76]

Произведения

Театральная музыка

Оркестровая музыка

Камерная музыка

  • Струнный квартет до минор (1938), соч.18; Премьера: Филадельфия, 1941

Вокальная музыка

  • Королевы фей. Древняя английская баллада (1896 г.), соч.1. Из: Реликвии древней английской поэзии Томаса Перси.
  • Пять немецких песен (1902), соч.2
  • Четыре шотландские баллады (1902), соч. 3. Текст: Роберт Бернс
  • Двенадцать детских песен (1902), соч.4
  • Две немецкие народные песни (1904), соч.5
  • Пять песен (1905/07), соч.6
  • Пять стихотворений Роберта Бернса (10 сентября 1905 г.), т. 8. Текст: Роберт Бернс (перевод Лини Вецлер и а.)
  • Две поэмы Микеланджело (1914/15), соч.9. Текст: Микеланджело (перевод Генри Тоде)
  • Пять песен (18/19/21 1917), соч.11; Премьера: Карлсруэ, 1919 г.
  • Четыре шотландских дуэта (1936), соч.17. Текст: Роберт Бернс; Премьера: Радио Беромюнстер, 1936 г.

Книга

Литература

    • Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197.
    • Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Hermann Hans Wetzler (1870—1943). Dirigent und Komponist (= Schweizer Beiträge zur Musikforschung. Bd. 22). Bärenreiter, Kassel 2015, ISBN 978-3-7618-2358-3.
    • Hermann Abert (Hrsg.): Illustriertes Musik-Lexikon. J. Engelhorns Nachf., Stuttgart 1927.
    • Winton James Baltzell: Dictionary Of Musicians. Containing Concise Biographical Sketches of Musicians of the Past and Present, with the Pronunciation of Foreign Names. Überarbeitete Auflage, Oliver Ditson Co., Boston 1914, S. 266.
    • Шаблон:Grove Music Online
    • Шаблон:MGG2
    • Isaac Landman (Hrsg.): The Universal Jewish Encyclopedia. Band 10: Spicebox-Zweig. Universal Jewish Encyclopedia, New York 1948.
    • Erich H. Müller (Hrsg.): Deutsches Musiker-Lexikon. W. Limpert-Verlag, Dresden 1929.
    • Claire Raphael Reis: Composers in America. Biographical Sketches of Contemporary Composers with a Record of their Works, 1912—1937. Macmillan, New York 1938.
    • Hugo Riemann: Musiklexikon. Bearbeitet von Alfred Einstein. 11. Auflage, M. Hesse, Berlin 1929.
    • Helmut Scheunchen[de]: Lexikon deutschbaltischer Musik (= Schriftenreihe der Georg-Dehio-Gesellschaft). v. Hirschheydt, Wedemark-Elze 2002, ISBN 978-3-7777-0730-3.
    • Nicolas Slonimsky, Laura Kuhn, Dennis McIntire: Wetzler, Hermann (Hans). In: Laura Kuhn (Hrsg.): Baker’s Biographical Dictionary of Musicians. Band 6: Stre-Zyli. Schirmer Reference, New York 2001, ISBN 978-0-02-865571-0, S. 399.

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 18.
  2. 2,0 2,1 Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 173.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 19.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 21.
  5. 5,0 5,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 22.
  6. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 23.
  7. 7,0 7,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 24f.
  8. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 32.
  9. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 33.
  10. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 34.
  11. 11,0 11,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 35.
  12. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 37.
  13. 13,0 13,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 38.
  14. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 41.
  15. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 43.
  16. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 42.
  17. 17,0 17,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 44.
  18. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 45.
  19. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 46.
  20. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 46f.
  21. 21,0 21,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 48f.
  22. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 174.
  23. 23,0 23,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 50f.
  24. 24,0 24,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 65.
  25. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 54f.
  26. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 60.
  27. 27,0 27,1 27,2 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 66f.
  28. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 69.
  29. 29,0 29,1 29,2 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 72.
  30. 30,0 30,1 30,2 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 71.
  31. 31,0 31,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 74.
  32. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 80, 83.
  33. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 83.
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 34,4 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 86.
  35. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 87.
  36. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 92.
  37. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 93f.
  38. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 94.
  39. 39,0 39,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 95.
  40. 40,0 40,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 96f.
  41. 41,0 41,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 116.
  42. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 111.
  43. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 112.
  44. 44,0 44,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 114.
  45. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 125f.
  46. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 130.
  47. 47,0 47,1 47,2 47,3 47,4 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 144f.
  48. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 146ff.
  49. 49,0 49,1 Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 196.
  50. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 197.
  51. 51,0 51,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 150.
  52. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 181.
  53. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 149.
  54. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 152f.
  55. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 151.
  56. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 153f.
  57. 57,0 57,1 57,2 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 155.
  58. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 156.
  59. 59,0 59,1 59,2 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 159.
  60. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 182.
  61. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 160.
  62. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 40.
  63. 63,0 63,1 Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 172.
  64. Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 190.
  65. 65,0 65,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 172.
  66. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 176.
  67. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 189.
  68. Hugo Riemann: Musiklexikon. Bearbeitet von Alfred Einstein. 11. Auflage, M. Hesse, Berlin 1929.
  69. 69,0 69,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок MGG не указан текст
  70. 70,0 70,1 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 200.
  71. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 204.
  72. 72,0 72,1 72,2 72,3 72,4 72,5 Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 192.
  73. 73,0 73,1 73,2 73,3 Heinrich Aerni: Thomas Mann und Hermann Hans Wetzler: Neue Quellen zum deutsch-amerikanischen Dirigenten und Komponisten Hermann Hans Wetzler (1870—1943) als Modell für Wendell Kretzschmar in «Doktor Faustus». In: Thomas Mann Jahrbuch 27 (2014), S. 171—197, hier: S. 175f.
  74. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 225.
  75. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 250.
  76. Heinrich Aerni: Zwischen USA und Deutschem Reich. Kassel 2015, S. 252.