Верхюлст, Майкен
Майкен Верхюлст | |
---|---|
Mayken Verhulst | |
Место рождения | Мехелен |
Дата смерти | 1600 |
Место смерти | Мехелен |
Мария Бессемерс (нидерл. Maria Bessemeers[1]), известная как Майкен Верхюлст (нидерл. Mayken Verhulst; ок. 1518, Мехелен — 1600, там же[1]) — фламандская художница-миниатюристка, вторая жена Питера Кука ван Алста, тёща Питера Брейгеля Старшего.
Биография
Мария Бессемерс родилась в Мехелене около 1518[1] или 1520[2] года. Её родителями были малоизвестный художник Петер Верхюлст Бессемерс (Peeter Verhulst Bessemeers; 1492—1553) и Маргрит Дансерме (Margriet Dancerme; 1493—1545)[1][2].
Около 1535[1][3] или 1537[3] года Майкен вышла замуж за художника Питера Кука ван дер Алста, жившего в то время в Антверпене[4]. (Сёстры Майкен также были замужем за художниками: Лисбет — за Хубрехтом Гольциусом, а Барбара — за Якобом де Пюндером[англ.][5].) У них было трое детей: Паул, впоследствии ставший художником, Катерина и Мария, которую также называли Майкен[2][6].
В 1550 году Кук ван Алст умер. Овдовев, Майкен поселилась в Брюсселе[4]. В 1563 году к её дочери Марии посватался Питер Брейгель, и Майкен поставила условие, чтобы будущий зять переселился из Антверпена в Брюссель[4]. Став тёщей Питера Брейгеля Старшего, она передала своё мастерство молодому поколению Брейгелей[7].
Майкен Верхюлст умерла в 1600 году[1][3][2] (в ряде источников указывается 1599 год[7][8]); известно, что её похороны состоялись в Мехелене в апреле[1][2].
Творчество и влияние
При жизни Майкен Верхюлст пользовалась известностью, в первую очередь как художник-миниатюрист[2]. В 1567 году Лодовико Гвиччардини[англ.] писал о ней как об одной из крупнейших художниц Нидерландов, наряду с Левиной Теерлинк, Катериной ван Хемессен и другими[9][10][2]. Вместе с тем не известно ни одной работы, подписанной именем Майкен Верхюлст. Некоторые исследователи отождествляют её с так называемым Брауншвейгским монограммистом[англ.][2][1].
Предполагается, однако, что при жизни ван Алста Майкен принимала активное участие в его деятельности[11]. Кроме того, известно, что после смерти мужа она продолжила его дело, в частности, вела его мастерскую[12]. Она также издала в виде ксилографий серию рисунков ван Алста «Жизнь и нравы турков», созданную им после посещения Константинополя в 1533 году[13][14][15]. Кроме того, она руководила переизданиями трудов итальянского архитектора Себастьяно Серлио, перевод которых на нидерландский и на другие европейские языки осуществил ван Алст[16].
В цюрихском Кунстхаусе хранится двойной портрет, созданный неизвестным художником около 1550 года. Принято считать, что на нём изображены Питер Кук ван Алст и Майкен Верхюлст; выдвигались предположения, что автором портрета могла быть сама Майкен[17][18].
Большинством исследователей признаётся, что Майкен Верхюлст оказала влияние на творчество как Питера Брейгеля Старшего, так и его сыновей. Так, биограф Брейгеля Анри-Клод Роке предполагает, что Майкен могла передать ему «технику миниатюры и технику живописи темперой по льняному холсту»[19]. Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках» пишет о Майкен Верхюлст, что она учила своего внука, Яна Брейгеля Старшего, рисовать акварелью. Вероятно, она также обучала и его брата, Питера Брейгеля Младшего[2]. После смерти зятя, а затем и дочери, она перевезла внуков в Антверпен, занималась их воспитанием и, по всей видимости, была их наставницей в искусстве[7][20][4][11].
В Мехелене сохранился дом Майкен Верхюлст, известный как 't Vliegend Peert. В настоящее время в нём находится художественный музей Het Zotte Kunstkabinet, в котором экспонируются картины художников XVI века, в том числе Питера Брейгеля Младшего, Ханса Бальдунга, Яна Массейса и др.[21][22]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Mayken Verhulst (нид.). RKD. Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 5 ноября 2020 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Verhulst, Mayken (англ.). Grove Art Online. Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 5 июня 2018 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Bessemers, Marie also known as Mayken Verhulst (англ.). Benezit Dictionary of Artists.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Michel, Charles, 2015.
- ↑ DiFuria, 2019, p. 166—167.
- ↑ Cleland, 2014, p. 20—21.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Проказина, 2019, с. 12.
- ↑ DiFuria, 2019, p. 157.
- ↑ Роке, 2000, с. 86.
- ↑ DiFuria, 2019, p. 166.
- ↑ 11,0 11,1 Львов, 1998, с. 61.
- ↑ Львов, 1998, с. 83.
- ↑ Cleland, 2014, p. 18, 21.
- ↑ Elizabeth Cleland. Getting to Know Pieter Coecke van Aelst (англ.). The Metropolitan Museum (2014). Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 27 февраля 2021 года.
- ↑ DiFuria, 2019, p. 170.
- ↑ Cleland, 2014, p. 21.
- ↑ Jane Campbell Hutchison. Coecke [Cock; Coeck; Coeke; Kock; Koecke van Aelst [van Alost], Pieter, I] (англ.). Grove Art Online.
- ↑ DiFuria, 2019, p. 171—172.
- ↑ Роке, 2000, с. 87.
- ↑ Львов, 1998, с. 10.
- ↑ Het Zotte Kunstkabinet (англ.). Дата обращения: 16 марта 2021. Архивировано 25 января 2021 года.
- ↑ Museum Het Zotte Kunstkabinet (нид.). Дата обращения: 16 марта 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.
Литература
- Львов С. Л. Питер Брейгель Старший. — Москва: Терра, 1998. — 304 с. — ISBN 5-300-02191-1.
- Проказина Н. Введение // Западноевропейская живопись XVI-XVIII веков из собрания Валерии и Константина Мауергауз. — Москва: Лингва-Ф, 2019. — С. 6—44. — ISBN 978-5-91477-051-5.
- Роке, Анри-Клод. Брейгель, или Мастерская сновидений. — Молодая гвардия, 2000. — 295 с.
- Arthur DiFuria. Towards an Understanding of Mayken Verhulst and Volcxken Diericx // Women Artists and Patrons in the Netherlands, 1500-1700 / Elizabeth Sutton. — Amsterdam University Press. — 2019. — P. 157–177.
- Emile Michel, Victoria Charles. Les Brueghel. — Parkstone International, 2015. — 318 p. — ISBN 978-1-78310-850-3.
- Grand Design: Pieter Coecke van Aelst and Renaissance Tapestry / Elizabeth A. H. Cleland. — Metropolitan Museum of Art, 2014. — 401 p.