Перейти к содержанию

Верхюлст, Майкен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Майкен Верхюлст
Mayken Verhulst
Неизвестный художник. Предполагаемый портрет Питера Кука ван Алста и Майкен Верхюлст. Ок. 1550Неизвестный художник. Предполагаемый портрет Питера Кука ван Алста и Майкен Верхюлст. Ок. 1550
Место рождения Мехелен
Дата смерти 1600(1600)
Место смерти Мехелен

Мария Бессемерс (нидерл. Maria Bessemeers[1]), известная как Майкен Верхюлст (нидерл. Mayken Verhulst; ок. 1518, Мехелен — 1600, там же[1]) — фламандская художница-миниатюристка, вторая жена Питера Кука ван Алста, тёща Питера Брейгеля Старшего.

Биография

Мария Бессемерс родилась в Мехелене около 1518[1] или 1520[2] года. Её родителями были малоизвестный художник Петер Верхюлст Бессемерс (Peeter Verhulst Bessemeers; 1492—1553) и Маргрит Дансерме (Margriet Dancerme; 1493—1545)[1][2].

Около 1535[1][3] или 1537[3] года Майкен вышла замуж за художника Питера Кука ван дер Алста, жившего в то время в Антверпене[4]. (Сёстры Майкен также были замужем за художниками: Лисбет — за Хубрехтом Гольциусом, а Барбара — за Якобом де Пюндером[англ.][5].) У них было трое детей: Паул, впоследствии ставший художником, Катерина и Мария, которую также называли Майкен[2][6].

В 1550 году Кук ван Алст умер. Овдовев, Майкен поселилась в Брюсселе[4]. В 1563 году к её дочери Марии посватался Питер Брейгель, и Майкен поставила условие, чтобы будущий зять переселился из Антверпена в Брюссель[4]. Став тёщей Питера Брейгеля Старшего, она передала своё мастерство молодому поколению Брейгелей[7].

Майкен Верхюлст умерла в 1600 году[1][3][2] (в ряде источников указывается 1599 год[7][8]); известно, что её похороны состоялись в Мехелене в апреле[1][2].

Творчество и влияние

При жизни Майкен Верхюлст пользовалась известностью, в первую очередь как художник-миниатюрист[2]. В 1567 году Лодовико Гвиччардини[англ.] писал о ней как об одной из крупнейших художниц Нидерландов, наряду с Левиной Теерлинк, Катериной ван Хемессен и другими[9][10][2]. Вместе с тем не известно ни одной работы, подписанной именем Майкен Верхюлст. Некоторые исследователи отождествляют её с так называемым Брауншвейгским монограммистом[англ.][2][1].

't Vliegend Peert — дом Майкен Верхюлст в Мехелене

Предполагается, однако, что при жизни ван Алста Майкен принимала активное участие в его деятельности[11]. Кроме того, известно, что после смерти мужа она продолжила его дело, в частности, вела его мастерскую[12]. Она также издала в виде ксилографий серию рисунков ван Алста «Жизнь и нравы турков», созданную им после посещения Константинополя в 1533 году[13][14][15]. Кроме того, она руководила переизданиями трудов итальянского архитектора Себастьяно Серлио, перевод которых на нидерландский и на другие европейские языки осуществил ван Алст[16].

В цюрихском Кунстхаусе хранится двойной портрет, созданный неизвестным художником около 1550 года. Принято считать, что на нём изображены Питер Кук ван Алст и Майкен Верхюлст; выдвигались предположения, что автором портрета могла быть сама Майкен[17][18].

Большинством исследователей признаётся, что Майкен Верхюлст оказала влияние на творчество как Питера Брейгеля Старшего, так и его сыновей. Так, биограф Брейгеля Анри-Клод Роке предполагает, что Майкен могла передать ему «технику миниатюры и технику живописи темперой по льняному холсту»[19]. Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках» пишет о Майкен Верхюлст, что она учила своего внука, Яна Брейгеля Старшего, рисовать акварелью. Вероятно, она также обучала и его брата, Питера Брейгеля Младшего[2]. После смерти зятя, а затем и дочери, она перевезла внуков в Антверпен, занималась их воспитанием и, по всей видимости, была их наставницей в искусстве[7][20][4][11].

В Мехелене сохранился дом Майкен Верхюлст, известный как 't Vliegend Peert. В настоящее время в нём находится художественный музей Het Zotte Kunstkabinet, в котором экспонируются картины художников XVI века, в том числе Питера Брейгеля Младшего, Ханса Бальдунга, Яна Массейса и др.[21][22]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Mayken Verhulst (нид.). RKD. Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 5 ноября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Verhulst, Mayken (англ.). Grove Art Online. Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 5 июня 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Bessemers, Marie also known as Mayken Verhulst (англ.). Benezit Dictionary of Artists.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Michel, Charles, 2015.
  5. DiFuria, 2019, p. 166—167.
  6. Cleland, 2014, p. 20—21.
  7. 7,0 7,1 7,2 Проказина, 2019, с. 12.
  8. DiFuria, 2019, p. 157.
  9. Роке, 2000, с. 86.
  10. DiFuria, 2019, p. 166.
  11. 11,0 11,1 Львов, 1998, с. 61.
  12. Львов, 1998, с. 83.
  13. Cleland, 2014, p. 18, 21.
  14. Elizabeth Cleland. Getting to Know Pieter Coecke van Aelst (англ.). The Metropolitan Museum (2014). Дата обращения: 15 марта 2021. Архивировано 27 февраля 2021 года.
  15. DiFuria, 2019, p. 170.
  16. Cleland, 2014, p. 21.
  17. Jane Campbell Hutchison. Coecke [Cock; Coeck; Coeke; Kock; Koecke van Aelst [van Alost], Pieter, I] (англ.). Grove Art Online.
  18. DiFuria, 2019, p. 171—172.
  19. Роке, 2000, с. 87.
  20. Львов, 1998, с. 10.
  21. Het Zotte Kunstkabinet (англ.). Дата обращения: 16 марта 2021. Архивировано 25 января 2021 года.
  22. Museum Het Zotte Kunstkabinet (нид.). Дата обращения: 16 марта 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.

Литература