Верейский, Орест Георгиевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Орест Георгиевич Верейский
Место рождения с. Аносово,
Сычёвский уезд,
Смоленская губерния,
Российская империя
Жанр живописец, график, книжный график, станковый график
Учёба ЛИЖСА им. И. Е. Репина
Стиль реализм
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1975 Орден Отечественной войны II степени  — 1985 Орден Красной Звезды  — 1944 Медаль «За боевые заслуги» — 1943
Медаль «За оборону Москвы»
Звания
Народный художник СССР — 1983 Народный художник РСФСР — 1970 Заслуженный художник РСФСР — 1963 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1958
Премии
Государственная премия СССР — 1978

О́рест Гео́ргиевич Вере́йский (7 [20] июля 1915, с. Аносово, Смоленская губерния — 2 января 1993, Москва) — советский, российский художник-живописец, график, иллюстратор, педагог. Народный художник СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Биография

Орест Верейский родился в семье художника Георгия Верейского и детской писательницы Елены Верейской, дочери историка Н. И. Кареева, в селе Аносово (ныне Новодугинского района Смоленской области), куда его мать приехала погостить к своему дяде в имение[1].

Очень рано, с 16 лет начал сотрудничать в качестве художника - иллюстратора с рядом ленинградских газет и журналов (пионерской газетой «Ленинские искры», журналами «Рабочий и театр», «Резец», «Вокруг света», «Костёр»). Затем он взялся за иллюстрирование книг. Из наиболее знаменитых работ этого периода следует указать его иллюстрации к книге С. Безбородова «На краю света» (1937 г.) в которых Верейский живо и интересно передал быт и героику труда, советских покорителей Арктики, весьма выразительные иллюстрации к книге Юрия Германа «Железный Феликс» (1938 г.) и в особенности яркие и характерные иллюстрации к сборнику рассказов М. Л. Слонимского[1].

В 1936—1938 годах — вольнослушатель Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Именно в Ленинграде происходит творческое становление его как художника. Здесь его наставником, кроме отца, был художник и педагог А. А. Осмёркин.

Занимался у Н. А. Тырсы (1938—1939). Окончил Ленинградский институт повышения квалификации работников искусств (1939).

В 1939—1940 годах — художник объединения «Боевой карандаш» в Ленинграде.

В 1940 году переехал жить и работать в Москву. Заявил о себе, участвуя в открытой незадолго до Великой Отечественной войны выставке «Советская графика», где представил самобытные автолитографии: «Братание на фронте» и «Петроградский гарнизон на стороне народа»[1].

В годы войны работал в редакции газеты «Красноармейская правда» Западного, затем 3-го Белорусского фронта. «В эпоху великих испытаний он обострённым зрением увидел и оценил красоту и силу простых человеческих чувств, понял, какое нескончаемое богатство поэтического содержания кроется в самых обыденных сценах нашей жизни», — писал о Верейском искусствовед А.А. Каменский[1].

Лаконичные и очень точные зарисовки военной жизни для «Красноармейской правды», добродушно-шутливые или беспощадно-язвительные карикатуры для журнала «Фронтовой юмор» в это время сочетались в его творчестве с фиксацией разорения родной смоленской земли: в 1943 г. он создал серию акварелей и тушевых рисунков, запечатлевших облик освобождённого от немцев древнего русского города («Смоленск», «Смоленский узел», «Восстановление связи на улицах «Смоленска», «Смоляне на восстановительных работах»)[1].

В редакции «Красноармейской правды» Верейский встретился и подружился с А. Т. Твардовским. В иллюстрациях художника к бессмертной поэме «Василий Тёркин» обобщены впечатления и наблюдения военных лет, и будни фронтовой жизни. Созданный воображением поэта образ смоленского парня, олицетворяющий удаль, смекалку и жизнелюбие русского солдата-патриота получил всенародное признание. Зародившееся в годы войны творческое содружество земляков продолжилось после войны[1].

Иллюстрировал книги для издательств «Детгиз», «Советский писатель», «Художественная литература»; журналы «Смена» и «Костёр» (1935—1940), «Огонёк» (1946—1956).

В послевоенные годы Верейский иллюстрировал произведения А. Фадеева «Разгром» (1949), К.Г. Паустовского «Повесть о лесах» (1949), М. Л. Шолохова «Тихий Дон» (1952) и «Судьба человека» (1958), Никулина «России верные сыны» (1955), а также произведения Джанни Родари («Здравствуйте, дети») и других советских и иностранных авторов. Для всех его работ характерно глубокое проникновение в стилистику авторского текста, яркое и правдивое отображение жизни[1].

Серия рисунков, посвященных жизни и походам великого русского полководца А.В. Суворова и представленных на Всесоюзной художественной выставке (1950), потребовала от Ореста Георгиевича глубокого изучения исторических документов, литературных источников и обширной суворовской иконографии[1].

В 1962 году Верейский с Твардовским совершили поездку по родному краю, результатом которой стал цикл рисунков и акварелей «Смоленские пейзажи»[1].

Руководитель творческой мастерской графики АХ СССР (1978—1989).

Действительный член АХ СССР (1983), член-корреспондент АХ СССР (1958). Член Союза художников СССР.

Умер 2 января 1993 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Творчество

иллюстрация к поэме «Василий Тёркин»

С 1938 года — участник художественных выставок. Известен своей книжной графикой. Иллюстрировал произведения М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, А. Н. Рыбакова, М. М. Пришвина, И. А. Бунина, Э. Хемингуэя и других писателей.

Неоднократно иллюстрировал произведения А. Т. Твардовского, в том числе поэмы «Василий Тёркин», «За далью даль», «Дом у дороги», «Ивушка» (1970). Известны его иллюстрации к книге М. П. Прилежаевой «Жизнь Ленина».

Видное место в творчестве художника занимала станковая графика. Ему принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту (все в 1955 году), Финляндии (1957 год), Исландии (1958 год), США (1960 и 1963 годы).

Литературное творчество

  • Древнее и молодое. Дневник художника (о поездке в страны Арабского Востока). М., 1958;
  • Путевой альбом «Исландия». М., 1960;
  • В Америке. М., 1965.

Размышления[1]

«Как много видишь на своем веку, удивляешься, стараешься запомнить и как мало — увы! — из всего этого становится искусством.

Известно, что детство у человека по ощущению — самое долгое, юность — кажется, что не будет ей конца, а потом… Когда идешь с горки, шаг убыстряется. Бег времени почти физически ощутим. „Что войны, что чума? — конец им виден скорый: /Их приговор почти произнесен./ Но как мне быть с тем ужасом, который/ Был бегом времени когда-то наречен?“

И еще у Ахматовой: „Какой короткой сделалась дорога, которая казалась всех длинней“.

Как несправедливо коротка человеческая жизнь — думаешь, когда тебе перевалило за семьдесят. Но если представить себе, как много прожито, пережито, изведано, увидено… Сколько радостей, бед, тревог, огорчений, ошибок, сколько дел вмещает одна человеческая жизнь — такая ли короткая, как нам кажется?

Хотелось бы еще сказать — сколько сделано! Но этого как раз и не скажешь. Потому что всегда кажется — мало, непростительно мало… Сколько хороших книг хотелось бы еще проиллюстрировать, успеть бы только. Сколько лиц, чем-то в разное время привлекших твое внимание, хотелось бы нарисовать. Сколько набросков в твоих альбомчиках еще не реализовано…

Вот что страшно — наступает время потерь. Теряешь близких — сначала родителей, потом старших товарищей, потом — снаряды рвутся рядом — уходят твои сверстники. Теряешь друзей, которых тебе со временем недостает все больше. А еще говорят, что время лечит…

Наверное, поэтому захотелось рассказать о тех, кого мне так недостает. Но я не сразу отважился написать о них, потому что прекрасно понимаю — не достаточно общаться с человеком, даже хорошо его знать, чтобы суметь рассказать о нем…

Я — художник. Вспоминая человека, с которым я часто и подолгу общался, отчетливо вижу его. Перед моим мысленным взором предстает он, как живой. Я слышу его голос, его манеру говорить, вижу его характерные движения, жесты, походку. Суметь бы только сделать обратный перевод — изображение в слово. Для меня — обратный, потому что я — иллюстратор книг. А иллюстрация — всегда своеобразный перевод. Перевод Слова на язык графики. Не слова, но их смысл, содержание становятся линиями, штрихом, цветом-рисунком. Это сравнение ни в какой мере не умаляет роли художника-иллюстратора книги, права на самостоятельность, так ревниво оберегаемого иллюстраторами. Здесь перевод — сложнейшая задача, и от меры отпущенного нам дарования, знаний, культуры зависит качество перевода МЫСЛИ на ИЗОБРАЖЕНИЕ».

Награды и премии

Дар музеям

Неоднократно дарил свои произведения музеям Смоленщины.

В 1995 году Л. М. Верейская, вдова художника, передала в дар музею большую коллекцию его работ. Это и оригинальная графика, и гравюры, и иллюстрации к литературным произведениям, в том числе к произведениям А. Т. Твардовского. Десятки работ переданы музеям бывшего Сычёвского уезда — Новодугинскому и Сычёвскому[5][6][7][8][9][10]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Орест Георгиевич Верейский (1915 – 1993 гг.). Музей детской книги (5 марта 2015).
  2. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 октября 1978 года № 852 «О присуждении Государственных премий СССР 1978 года в области литературы, искусства и архитектуры»
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» — информационный ресурс. Дата обращения: 19 марта 2018. Архивировано 9 октября 2018 года.
  4. Выставка произведений членов Академии художеств СССР. К 25-летию преобразования Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР. Живопись. Скульптура. Графика. — М. : Искусство, 1973. — С. 51.
  5. Козикова Л. Верейский в Смоленске // Газета «Рабочий путь». — 1995. — 29 июля.
  6. Козикова Л. Верейский Орест Георгиевич // Культурное наследие земли Смоленской. Искусство. Художники. Архивировано 27 мая 2021 года.
  7. Верейский Орест Георгиевич. Художники. Искусство. Культурное наследие земли Смоленской. Дата обращения: 14 марта 2019. Архивировано 27 января 2020 года.
  8. Раичев Д. Тёркин держит фронт. К столетнему юбилею Александра Твардовского в Смоленске откроют уникальную выставку // Российская газета. — Неделя. — Центральная Россия № 5135 (18 марта 2010). Дата обращения: 14 марта 2019. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  9. Работы художника О. Верейского: Иллюстрации изданий. Дата обращения: 14 марта 2019. Архивировано 4 марта 2019 года.
  10. Новости культуры. Эфир от 07.03.2017 (10:00). Хрестоматийные иллюстрации к поэме «Василий Тёркин» показывают в Смоленске (7 марта 2017). Дата обращения: 14 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.

Литература

  • Верейский О. Г. Встречи в пути. — М.: Искусство, 1988.
  • Каменский А. Орест Георгиевич Верейский. — М., 1960.
  • О. Г. Верейский. Каталог выставки. — М., 1966.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Том 2. — М., 1972. — С. 237—238.
  • О. Г. Верейский. Графика. Каталог. — М., 1988.
  • Орест Верейский. Графика. Каталог. — М., 1994.
  • Козикова Л. Дар землякам // Газета «Рабочий путь». — 1986. — 7 января.
  • Неизвестный Верейский. — М., 1995.
  • Художники «Мурзилки» 1924-2013. — М.: ТриМаг, 2013. — С. 58. — ISBN 978-5-901666-40-1.

Ссылки