Верейский, Орест Георгиевич
Орест Георгиевич Верейский | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения |
с. Аносово, Сычёвский уезд, Смоленская губерния, Российская империя |
|||||
Жанр | живописец, график, книжный график, станковый график | |||||
Учёба | ЛИЖСА им. И. Е. Репина | |||||
Стиль | реализм | |||||
Награды |
|
|||||
Звания |
|
|||||
Премии |
|
|||||
О́рест Гео́ргиевич Вере́йский (7 [20] июля 1915, с. Аносово, Смоленская губерния — 2 января 1993, Москва) — советский, российский художник-живописец, график, иллюстратор, педагог. Народный художник СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1978).
Биография
Орест Верейский родился в семье художника Георгия Верейского и детской писательницы Елены Верейской, дочери историка Н. И. Кареева, в селе Аносово (ныне Новодугинского района Смоленской области), куда его мать приехала погостить к своему дяде в имение[1].
Очень рано, с 16 лет начал сотрудничать в качестве художника - иллюстратора с рядом ленинградских газет и журналов (пионерской газетой «Ленинские искры», журналами «Рабочий и театр», «Резец», «Вокруг света», «Костёр»). Затем он взялся за иллюстрирование книг. Из наиболее знаменитых работ этого периода следует указать его иллюстрации к книге С. Безбородова «На краю света» (1937 г.) в которых Верейский живо и интересно передал быт и героику труда, советских покорителей Арктики, весьма выразительные иллюстрации к книге Юрия Германа «Железный Феликс» (1938 г.) и в особенности яркие и характерные иллюстрации к сборнику рассказов М. Л. Слонимского[1].
В 1936—1938 годах — вольнослушатель Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Именно в Ленинграде происходит творческое становление его как художника. Здесь его наставником, кроме отца, был художник и педагог А. А. Осмёркин.
Занимался у Н. А. Тырсы (1938—1939). Окончил Ленинградский институт повышения квалификации работников искусств (1939).
В 1939—1940 годах — художник объединения «Боевой карандаш» в Ленинграде.
В 1940 году переехал жить и работать в Москву. Заявил о себе, участвуя в открытой незадолго до Великой Отечественной войны выставке «Советская графика», где представил самобытные автолитографии: «Братание на фронте» и «Петроградский гарнизон на стороне народа»[1].
В годы войны работал в редакции газеты «Красноармейская правда» Западного, затем 3-го Белорусского фронта. «В эпоху великих испытаний он обострённым зрением увидел и оценил красоту и силу простых человеческих чувств, понял, какое нескончаемое богатство поэтического содержания кроется в самых обыденных сценах нашей жизни», — писал о Верейском искусствовед А.А. Каменский[1].
Лаконичные и очень точные зарисовки военной жизни для «Красноармейской правды», добродушно-шутливые или беспощадно-язвительные карикатуры для журнала «Фронтовой юмор» в это время сочетались в его творчестве с фиксацией разорения родной смоленской земли: в 1943 г. он создал серию акварелей и тушевых рисунков, запечатлевших облик освобождённого от немцев древнего русского города («Смоленск», «Смоленский узел», «Восстановление связи на улицах «Смоленска», «Смоляне на восстановительных работах»)[1].
В редакции «Красноармейской правды» Верейский встретился и подружился с А. Т. Твардовским. В иллюстрациях художника к бессмертной поэме «Василий Тёркин» обобщены впечатления и наблюдения военных лет, и будни фронтовой жизни. Созданный воображением поэта образ смоленского парня, олицетворяющий удаль, смекалку и жизнелюбие русского солдата-патриота получил всенародное признание. Зародившееся в годы войны творческое содружество земляков продолжилось после войны[1].
Иллюстрировал книги для издательств «Детгиз», «Советский писатель», «Художественная литература»; журналы «Смена» и «Костёр» (1935—1940), «Огонёк» (1946—1956).
В послевоенные годы Верейский иллюстрировал произведения А. Фадеева «Разгром» (1949), К.Г. Паустовского «Повесть о лесах» (1949), М. Л. Шолохова «Тихий Дон» (1952) и «Судьба человека» (1958), Никулина «России верные сыны» (1955), а также произведения Джанни Родари («Здравствуйте, дети») и других советских и иностранных авторов. Для всех его работ характерно глубокое проникновение в стилистику авторского текста, яркое и правдивое отображение жизни[1].
Серия рисунков, посвященных жизни и походам великого русского полководца А.В. Суворова и представленных на Всесоюзной художественной выставке (1950), потребовала от Ореста Георгиевича глубокого изучения исторических документов, литературных источников и обширной суворовской иконографии[1].
В 1962 году Верейский с Твардовским совершили поездку по родному краю, результатом которой стал цикл рисунков и акварелей «Смоленские пейзажи»[1].
Руководитель творческой мастерской графики АХ СССР (1978—1989).
Действительный член АХ СССР (1983), член-корреспондент АХ СССР (1958). Член Союза художников СССР.
Умер 2 января 1993 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Творчество
С 1938 года — участник художественных выставок. Известен своей книжной графикой. Иллюстрировал произведения М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, А. Н. Рыбакова, М. М. Пришвина, И. А. Бунина, Э. Хемингуэя и других писателей.
Неоднократно иллюстрировал произведения А. Т. Твардовского, в том числе поэмы «Василий Тёркин», «За далью даль», «Дом у дороги», «Ивушка» (1970). Известны его иллюстрации к книге М. П. Прилежаевой «Жизнь Ленина».
Видное место в творчестве художника занимала станковая графика. Ему принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту (все в 1955 году), Финляндии (1957 год), Исландии (1958 год), США (1960 и 1963 годы).
Литературное творчество
- Древнее и молодое. Дневник художника (о поездке в страны Арабского Востока). М., 1958;
- Путевой альбом «Исландия». М., 1960;
- В Америке. М., 1965.
Размышления[1]
«Как много видишь на своем веку, удивляешься, стараешься запомнить и как мало — увы! — из всего этого становится искусством.
Известно, что детство у человека по ощущению — самое долгое, юность — кажется, что не будет ей конца, а потом… Когда идешь с горки, шаг убыстряется. Бег времени почти физически ощутим. „Что войны, что чума? — конец им виден скорый: /Их приговор почти произнесен./ Но как мне быть с тем ужасом, который/ Был бегом времени когда-то наречен?“
И еще у Ахматовой: „Какой короткой сделалась дорога, которая казалась всех длинней“.
Как несправедливо коротка человеческая жизнь — думаешь, когда тебе перевалило за семьдесят. Но если представить себе, как много прожито, пережито, изведано, увидено… Сколько радостей, бед, тревог, огорчений, ошибок, сколько дел вмещает одна человеческая жизнь — такая ли короткая, как нам кажется?
Хотелось бы еще сказать — сколько сделано! Но этого как раз и не скажешь. Потому что всегда кажется — мало, непростительно мало… Сколько хороших книг хотелось бы еще проиллюстрировать, успеть бы только. Сколько лиц, чем-то в разное время привлекших твое внимание, хотелось бы нарисовать. Сколько набросков в твоих альбомчиках еще не реализовано…
Вот что страшно — наступает время потерь. Теряешь близких — сначала родителей, потом старших товарищей, потом — снаряды рвутся рядом — уходят твои сверстники. Теряешь друзей, которых тебе со временем недостает все больше. А еще говорят, что время лечит…
Наверное, поэтому захотелось рассказать о тех, кого мне так недостает. Но я не сразу отважился написать о них, потому что прекрасно понимаю — не достаточно общаться с человеком, даже хорошо его знать, чтобы суметь рассказать о нем…
Я — художник. Вспоминая человека, с которым я часто и подолгу общался, отчетливо вижу его. Перед моим мысленным взором предстает он, как живой. Я слышу его голос, его манеру говорить, вижу его характерные движения, жесты, походку. Суметь бы только сделать обратный перевод — изображение в слово. Для меня — обратный, потому что я — иллюстратор книг. А иллюстрация — всегда своеобразный перевод. Перевод Слова на язык графики. Не слова, но их смысл, содержание становятся линиями, штрихом, цветом-рисунком. Это сравнение ни в какой мере не умаляет роли художника-иллюстратора книги, права на самостоятельность, так ревниво оберегаемого иллюстраторами. Здесь перевод — сложнейшая задача, и от меры отпущенного нам дарования, знаний, культуры зависит качество перевода МЫСЛИ на ИЗОБРАЖЕНИЕ».
Награды и премии
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958)
- Заслуженный художник РСФСР (1963)
- Народный художник РСФСР (1970)
- Народный художник СССР (1983)
- Государственная премия СССР (1978) — за оформление и иллюстрации к 200-томной «Библиотеке всемирной литературы»[2]
- Орден Трудового Красного Знамени (1975)
- Орден Отечественной войны 1-й степени (1985)[3]
- Орден Красной Звезды (1944)[3]
- Медаль «За боевые заслуги» (1943)[3]
- Медаль «За оборону Москвы» (1944)[3]
- Медали
- Золотая медаль АХ СССР (1984) — за иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
- Бронзовая медаль Международной выставки в Брюсселе (1958)[4] — за илююстрации к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1952)
- Серебряная медаль Международной выставки искусства книги в Лейпциге (1977).
Дар музеям
Неоднократно дарил свои произведения музеям Смоленщины.
В 1995 году Л. М. Верейская, вдова художника, передала в дар музею большую коллекцию его работ. Это и оригинальная графика, и гравюры, и иллюстрации к литературным произведениям, в том числе к произведениям А. Т. Твардовского. Десятки работ переданы музеям бывшего Сычёвского уезда — Новодугинскому и Сычёвскому[5][6][7][8][9][10]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Орест Георгиевич Верейский (1915 – 1993 гг.) . Музей детской книги (5 марта 2015).
- ↑ Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 октября 1978 года № 852 «О присуждении Государственных премий СССР 1978 года в области литературы, искусства и архитектуры»
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» — информационный ресурс . Дата обращения: 19 марта 2018. Архивировано 9 октября 2018 года.
- ↑ Выставка произведений членов Академии художеств СССР. К 25-летию преобразования Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР. Живопись. Скульптура. Графика. — М. : Искусство, 1973. — С. 51.
- ↑ Козикова Л. Верейский в Смоленске // Газета «Рабочий путь». — 1995. — 29 июля.
- ↑ Козикова Л. Верейский Орест Георгиевич // Культурное наследие земли Смоленской. Искусство. Художники. Архивировано 27 мая 2021 года.
- ↑ Верейский Орест Георгиевич. Художники. Искусство. Культурное наследие земли Смоленской . Дата обращения: 14 марта 2019. Архивировано 27 января 2020 года.
- ↑ Раичев Д. Тёркин держит фронт. К столетнему юбилею Александра Твардовского в Смоленске откроют уникальную выставку // Российская газета. — Неделя. — Центральная Россия № 5135 (18 марта 2010). Дата обращения: 14 марта 2019. Архивировано 1 апреля 2022 года.
- ↑ Работы художника О. Верейского: Иллюстрации изданий . Дата обращения: 14 марта 2019. Архивировано 4 марта 2019 года.
- ↑ Новости культуры. Эфир от 07.03.2017 (10:00). Хрестоматийные иллюстрации к поэме «Василий Тёркин» показывают в Смоленске (7 марта 2017). Дата обращения: 14 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
Литература
- Верейский О. Г. Встречи в пути. — М.: Искусство, 1988.
- Каменский А. Орест Георгиевич Верейский. — М., 1960.
- О. Г. Верейский. Каталог выставки. — М., 1966.
- Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Том 2. — М., 1972. — С. 237—238.
- О. Г. Верейский. Графика. Каталог. — М., 1988.
- Орест Верейский. Графика. Каталог. — М., 1994.
- Козикова Л. Дар землякам // Газета «Рабочий путь». — 1986. — 7 января.
- Неизвестный Верейский. — М., 1995.
- Художники «Мурзилки» 1924-2013. — М.: ТриМаг, 2013. — С. 58. — ISBN 978-5-901666-40-1.
Ссылки
- Человек жив, пока его помнят и любят
- Верейский Орест Георгиевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Верейский Орест Георгиевич // Художественная энциклопедия . / Под ред. В. М. Полевого. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Книги с иллюстрациями О. Верейского
- «Анна Каренина» в иллюстрациях О. Верейского
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Сычёвском уезде
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За боевые заслуги»
- Награждённые медалью «За оборону Москвы»
- Народные художники СССР
- Народные художники РСФСР
- Заслуженные художники РСФСР
- Заслуженные деятели искусств РСФСР
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Художники по алфавиту
- Художники XX века
- Художники СССР
- Художники России
- Педагоги по алфавиту
- Педагоги СССР
- Педагоги России
- Педагоги XX века
- Выпускники Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина
- Художники-иллюстраторы России
- Художники-иллюстраторы СССР
- Художники журнала «Мурзилка»
- Художники Москвы
- Акварелисты СССР
- Акварелисты России
- Графики России
- Графики СССР
- Гравёры СССР
- Гравёры России
- Литографы СССР
- Литографы России
- Художники-педагоги
- Члены Союза художников СССР
- Действительные члены Академии художеств СССР
- Похороненные на Кунцевском кладбище