Веновский, Пётр Федотович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Веновский
Дата рождения 20 февраля 1903(1903-02-20)
Место рождения Ржев
Дата смерти 22 февраля 1978(1978-02-22) (75 лет)
Место смерти Ржев
Страна Флаг СССР
Род деятельности машинист паровоза
Награды и премии

Орден Ленина Медаль «За трудовую доблесть» Знак СССР «Почётному железнодорожнику»

Пётр Федотович Веновский — заслуженный работник железнодорожного транспорта СССР. Член КПСС.

Биография

Пётр Веновский родился в 1903 году в Ржеве.

Окончил три класса в сельской школе.

В 1918 году начал свой трудовой путь учеником слесаря в паровозном депо Ржев Калининской железной дороги куда поступил вместе со старшим братом. Также вместе с братом они вступили в комсомол и в железнодорожный профсоюз. Работая в депо братья участвуют с субботниках, участвуют в самодеятельности. Закончив курсы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) при депо, Пётр Федотович становится помощником машиниста паровоза, переходит на поездную работу.

В 1925 году был призван в РККА, проходит срочную службу стрелком 3-го железнодорожного полка. В 1926 году возращается в депо Ржев, где успешно окончил курсы паровозных машинистов, получает права управления паровозом. В 1930 году ему доверяют водить паровоз.

За инициативность и ответственное отношение к работе Пётр Федотович был избран старшим машинистом на своём паровозе Щ-405. Старшему машинисту полагалась весомая добавка к окладу. Этот паровоз в 1931 году занял второе место в конкурсе на лучший паровоз на сети дорог, а в 1932 году в таком же конкурсе уже было завоёвано первое место.

В 1931 году в семье Петра Веновского уже росло четверо детей: Борис, Геннадий, Николай и Галина.

В ноябре 1937 года был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

С 1938 по 1941 годы Петр Федотович Веновский работал начальником паровозного депо Ржев.

В 1938 году был избран депутатом на XVIII съезд ВКП(б).

В августе 1941 года в Ржеве началась эвакуация населения и оборудования заводов и фабрик тыл страны.

«14 октября 1941 года. С болью в сердце оставляли люди родной кров, уходили из охваченного пожарами города. Но и в эти тяжелые минуты железнодорожники помнили и твердо выполняли свой долг. Депутат Верховного Совета СССР машинист П. Ф. Веновский под пулеметным огнем противника, под непрекращающейся бомбежкой с горящей станции Ржев-I угонял последний состав в сторону Торжка. На станции Панино котел паровоза был пробит пулеметными пулями с самолета противника, из котла вышел пар. Веновский не растерялся. Он нашел исправный, под парами паровоз и, прицепив его к вагонам, увел свой состав»

«Ржевские железнодорожники» , 1974 г. «Московский рабочий», Калинин

Этот последний поезд на самом деле был с боеприпасами. Веновский вёл паровоз без помощника машиниста и кочегара. С ним ехали его пятнадцатилетний старший сын Борис и его ровесник Иван Надежин — они и были его помощником и кочегаром. Действительно по станции Панино был пробит котёл паровоза[1], тогда понимая что пар уходит, Веновский принял решение отцепиться от поезда и ехать в сторону станции Старица за паровозом. На станции Старица ещё сражались наши части. Пар кончился и часть пути пришлось проделать пешком. Найдя горячий паровоз он вернулся на станцию Панино за составом. Поезд продолжил путь, но катастофически не хватало топлива, оно закончилось на подъездах к станции Старица. Выручили дровяные заготовки вдоль пути: ребята и машинист погрузили дрова в тендер и продолжили путь до станции Торжок.

В Торжке Пётр Веновский присоединился к Военно-эксплуатационному отделению № 109 (ВЭО-109), водил поезда, доставляя на фронт технику, боеприпасы, личный состав, продовольствие, часто под обстрелами и бомбежками.

4-5 августа 1943 года состоялась поездка И.В. Сталина в освобожденный Ржев. Вёл поезд Верховного Главнокомандующего от разъезда Мелихово до Волоколамска Петр Федотович Веновский[2].

После войны Пётр Веновский продолжал работать в депо Ржев в должности машиниста-инструктора, продолжал водить поезда, участвовать в социалистических соревнованиях, он был в числе первых, кто осваивал вождение тяжеловесных поездов на ржевских плечах обслуживания. Позже работал дежурным по депо.

Умер в Ржеве в 1978 году.

Примечания

  1. Ирина ДОЛГОПОЛОВА. Он убит подо Ржевом.... Гудок (6 мая 2003). Дата обращения: 16 ноября 2023.
  2. ИСТОЧНИКИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ О ПОЕЗДКЕ И. В. СТАЛИНА НА ФРОНТ В АВГУСТЕ 1943 ГОДА

Ссылки

  • Коган, Самуил Львович. Петр Федотович Веновский, машинист, депутат Верховного Совета СССР [Текст] : [Биогр. очерк]. — Москва : Трансжелдориздат, 1939. — 16 с. : портр.; 14 см.
  • Веновский (недоступная ссылка)
  • Веновский