Венера с Меркурием и Купидоном

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Корреджо
Венера с Меркурием и Купидоном. ок. 1525 года
итал. Educazione di Cupido
Холст, масло. 155,6 × 91,4 см
Национальная галерея, Лондон
инв. NG10

«Венера с Меркурием и Купидоном» — картина итальянского художника Корреджо, написанная маслом на холсте около 1525 года и ныне хранящаяся в Лондонской национальной галерее[1].

История

Подготовительный эскиз к картине хранится в Британском музее. Может показаться, что «Венера с Меркурием и Купидоном» служила панданом к полотну Корреджо «Венера и Купидон с сатиром», хранящемуся ныне в Лувре и которая была больше. Но последняя была создана позднее. Обе работы, вероятно, были заказаны Николой Маффеи (около 1487—1536), и ранняя слава «Венеры с Меркурием и Купидоном» подтверждается копией, сделанной Джироламо Маццолой Бедоли.

Однако первое письменное упоминание о двух картинах относится к 1627 году, когда они находились в коллекции Гонзага в Мантуе (Маффеи были тесно связаны с родом Гонзага). В 1627 или в 1628 году обе работы были приобретены у Гонзага Карлом I[2], королём Англии и засвидетельствованы как находившиеся во дворце Уайтхолл в 1639 году. Его коллекция также содержала копии картины и её пандана Питера Оливера, известные как Venerie Coeleste (священная любовь) и Venerie Mundano (мирская любовь) соответственно[3].

При продаже вещей Карла I картина была оценена в 800 фунтов стерлингов и приобретена 23 октября 1651 года Томасом Бэгли, стекольщиком при королевском дворе. Полотно было куплено в 1653 году испанским послом Алонсо де Карденасом за 1600 эскудо (400 фунтов стерлингов). Он действовал как агент Луиса Мендеса де Аро, который планировал подарить его Филиппу IV, королю Испании. Однако, когда картина прибыла в Мадрид, Веласкес оспорил её авторство Корреджо, и Луис Мендес де Аро решил оставить её себе[4].

Картина была унаследована сыном Луиса Гаспаром де Аро, а затем дочерью Гаспара Каталиной, женой Франсиско Альвареса де Толедо, 10-го герцога Альбы, чья семья хранила её у себя до 1802 года. В том же году герцогство Альба было унаследовано от герцогини Альбы 7-м герцогом Бервиком и Лирией — её родственники вступили в судебный процесс против него, в ходе которого Карл IV, король Испании, приказал продать картину Мануэлю де Годою. Годой был арестован шесть лет спустя, и картина была конфискована вместе с остальным его имуществом Иоахимом Мюратом, который вывез её в Неаполь. После поражения Мюрата и его казни в 1815 году его вдова Каролина бежала в Вену, забрав картину с собой. Позже в том же году она продала её будущему 3-му Маркизу Лондондерри. В 1834 году Лондондерри продал её в Лондонскую национальную галерею, где она хранится и поныне.

Другие версии

Известны по меньшей мере четыре ранних копии картины:

По крайней мере две версии (из Сибиу и Шенонсо) всё ещё выставляются как подлинные работы Корреджо.

Библиография

Примечания

  1. Venus with Mercury and Cupid (The School of Love). Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 3 марта 2020 года.
  2. George Vertue, A Catalogue and Description of King Charles the First’s Capital Collection…, pages 106—107. Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 26 августа 2018 года.
  3. George Vertue, A Catalogue and Description of King Charles the First’s Capital Collection…, page 35. Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 26 августа 2018 года.
  4. The Sale of the Century: Artistic Relations Between Spain and Great Britain, 1604—1655 (Yale University Press, 2002) Архивная копия от 26 августа 2018 на Wayback Machine, page 236]
  5. Venus with Mercury and Cupid ('The School of Love'). Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 2 марта 2020 года.