Перейти к содержанию

Велобайк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Велобайк
Описание
Город Москва
Дата открытия 1 июня 2013 года
Компании-перевозчики ЗАО «СитиБайк»
Сайт velobike.ru

Велобайк — система совместного использования велосипедов в Москве. Оператор системы — АО «СитиБайк», дочерняя компания Группы ВТБ.[1]

История

Станция 1-го поколения
Электровелосипед Велобайка, 2018 год

Первую городскую сеть общественного проката велосипедов «Велобайк» запустили 1-го июня 2013 года в Москве в рамках проекта «ВелоРоссия». В тот год пользователям были доступны 79 точек с 550 велосипедами[2]. Каждая станция имела 16 портов для велосипедов, блоки управления и электронные замки работали от солнечной батареи. Станции были заказаны у чешской компании Homeport[чеш.], которая также поставляла аналогичные станции в Прагу, Блэкпул и Ла-Рошель[3][4]. Согласно заместителю мэра Москвы Максиму Ликсутову, стоимость одного велосипеда составила 1000 долларов, а из-за нестандартных деталей они несовместимы с обычными велосипедами[5][6].

Сразу после запуска проект Велобайк подвергся критике из-за отсутствия надёжной «антивандальной» системы — в первые выходные было украдено 4 велосипеда, ещё 15 были сломаны. Также проект критиковали за выбор необоснованно дорогих велосипедов Homeport, когда похожие по характеристикам велосипеды в других проектах стоили меньше 300 долларов[7][8][9].

После прокатного сезона 2013 года московское оборудование (включая велосипеды) было передано в Санкт-Петербург[6]. В июне 2014-го в городе было установлено 30 пилотных станций общественного велопроката[10]. В Москве велопрокатную систему обновили — были закуплены новые модели велосипедов французской компании Smoove[фр.], а также установлены терминалы, оснащённые картами городской навигации[6][11][12].

В 2015 году московская система велопроката стала одной из крупнейших в мире, с 300 станциями проката и 2700 доступными велосипедами[13]. Спустя год в Москве на 5 станциях были установлены 60 электровелосипедов, запаса батареи которых хватало на 18 километров без кручения педалей, а время зарядки составляло 20 минут[14][15]. Тарифы на их прокат не отличались от тарифов на обычные велосипеды[16][17]. В конце сезона 2018 году в тестовую эксплуатацию ввели электровелосипеды обновлённой модели, оборудованной системой педелек (известной также как «педал ассист»), где электромотор «помогает» крутящему педали велосипедисту . Вес электровелосипеда снижен с почти 40 до 27 кг. Максимальная скорость составляет до 25 км/ч, а максимальный пробег без подзарядки – 30-40 километров. Время зарядки обновлённой модели велосипедов составляет 40 минут[18][19][20].

В сезоне 2020 года установлено 119 новых станций в 19 районах города. Всего доступны 648 точек проката и более 6,1 тыс. велосипедов[21].

Финансирование

Проект был инициирован в 2013 году Департаментом транспорта Москвы, возглавляемым Максимом Ликсутовым, совместно с Банком Москвы. Изначально проект развивал ЗАО «Ситибайк» – дочерняя компания Банка Москвы. Инвестиции в пилотный проект составили около 100 миллионов рублей. В 2014 году Сбербанк также выделил 150 миллионов рублей на развитие проекта. После реорганизации 2016 года Банк Москвы вошёл в состав ВТБ и финансирование проекта продолжилось под эгидой ВТБ. Операционные затраты покрываются городом, а капитальные – спонсором[6][22][23][24][25].

Система работы

Руль велосипеда с блоком Smoove Box[26]

В системе Велобайк 2-го поколения используются велосипеды марки B’TWIN[фр.] производства группы Decathlon. Вес велосипеда 20 кг, диаметр колёс 26 дюймов (660,4000000 мм)[12].

Для использования велосипеда нужно зарегистрироваться на сайте системы «Велобайк» или с помощью мобильного приложения, и оплатить абонемент один из тарифов: сутки, выходные, месяц или сезон. К оплате принимаются платежные карты VISA, MasterCard или Мир, другие средства платежа, включая наличные рубли и электронный кошелёк карты «Тройка», не принимаются[27].

Московский велопрокат работает в круглосуточном режиме, велосипедный сезон длится обычно с 1 мая по 1 ноября. По причине пандемии COVID-19 в 2020 году открытие сезона состоялось 10 апреля для курьеров, а с 1-го июня – для всех остальных пользователей. Схему расположения парковок и наличие на них велосипедов можно узнать с помощью мобильного приложения и на официальном сайте. Взятый на прокат велосипед можно вернуть на любую парковку этой системы, а электровелосипед только на те парковки, где доступна станции зарядки[28][29].

При использовании велосипеда более 30 (45 или 60 на расширенных тарифах) минут с платежной карты списывается дополнительная сумма, зависящая от времени аренды велосипеда. Количество поездок в день не ограничено. Таким образом, приобретя абонемент на сезон, и всякий раз «отмечаясь» на любой велостанции в течение каждых 30 (45, либо 60) минут — можно кататься круглые сутки и больше ничего не платить за аренду.

Примечания

  1. ООО «Эрнст энд Янг». Аудиторское заключение независимого аудитора о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Банка ВТБ (публичное акционерное общество) за 2016 год (Март 2017 г.). Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
  2. Более 5 млн поездок совершили на прокатных велосипедах в Москве в текущем сезоне. ТАСС (18 ноября 2019). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 30 января 2020 года.
  3. Олеся Шмагун. Цепная реакция: Тест-драйв велосипедов из общественного проката. The Village (20 мая 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 28 сентября 2020 года.
  4. Анна Демидова. Фото дня: Как выглядит первый в Москве общественный велопрокат. The Village (16 мая 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 28 апреля 2019 года.
  5. Велопрокат в Москве: 5 важных советов. Интерфакс (30 мая 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 16 сентября 2013 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Дмитрий Герасимов. Где зимует велопрокат. Веломосква (2016). Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 12 февраля 2019 года.
  7. Сергей Гусаров. Московский велопрокат не избежал проколов. Газета.ру (18 июня 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 28 ноября 2013 года.
  8. В Москве открылся городской велопрокат!. Varlamov (31 мая 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 15 февраля 2020 года.
  9. В Сети началась продажа велосипедов из московского велопроката. РБК (11 июня 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 24 декабря 2020 года.
  10. Небывалое бывает: Петербург все-таки велосипедизируется. MR7 (24 марта 2014). Дата обращения: 22 сентября 2020.
  11. Город для прогулок: как изменились столичные парки и пешеходные зоны. Москва 24 (23 октября 2014). Дата обращения: 22 сентября 2020. Архивировано 8 октября 2020 года.
  12. 12,0 12,1 Алиса По. Тест-драйв новых велосипедов городского проката. The Village. Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 23 января 2019 года.
  13. Велосезон-2015 открыт: что нового появится в Москве для любителей крутить педали. Комсомольская правда (28 апреля 2015). Дата обращения: 22 сентября 2020.
  14. В Москве запустился пилотный проект общегородского проката электровелосипедов. Департамент транспорта Москвы (26 августа 2016). Дата обращения: 19 сентября 2020. Архивировано 14 января 2018 года.
  15. Тестируем новые электровелосипеды — транспорт для самых ленивых. Комсомольская правда (26 августа 2016). Дата обращения: 23 сентября 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
  16. Москвичи смогут взять в аренду электрические велосипеды по цене обычных. Gudok (15 августа 2016). Дата обращения: 23 сентября 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  17. Что изменится с 1 августа: повышение пенсий и электровелосипеды напрокат. Москва 24 (1 августа 2016). Дата обращения: 23 сентября 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
  18. Электровелосипеды новой модели появились в прокате в Москве. ТАСС (13 октября 2018). Дата обращения: 19 сентября 2020. Архивировано 13 августа 2019 года.
  19. До 25 километров в час: в столичном прокате появились электровелосипеды новой модели. Mos.ru (13 октября 2018). Дата обращения: 19 сентября 2020. Архивировано 22 января 2019 года.
  20. "Велобайк" закупил 260 новых электровелосипедов. Они легче прошлой модели на 13 килограммов. Strelka Magazine (8 июня 2018). Дата обращения: 23 сентября 2020.
  21. Более 5 млн прокатов: очередной рекорд «Велобайка». www.vtb.ru. Дата обращения: 2 октября 2020.
  22. Бэла Ляув. Москва потратит более 740 млн рублей на развитие велопроката. Ведомости (16 ноября 2018). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 8 мая 2021 года.
  23. Ольга Воскресенская. Пересели на велосипеды. Российская газета (18 декабря 2013). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 20 января 2022 года.
  24. Наталия Бахарева. Количество прокатных велосипедов будет расти на тысячу в год. Московская правда (5 сентября 2018). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 6 сентября 2018 года.
  25. Иван Буранов. Москвичей приучают к седлу. Коммерсантъ (10 июня 2014). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 3 августа 2014 года.
  26. Байкшеринговый сервис на электровелосипедах Smoove захватывает города. ЭкоТехника (27.02.2018). Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
  27. Вопросы и ответы. АО "СитиБайк". Дата обращения: 5 июня 2019. Архивировано 5 июня 2019 года.
  28. Как взять велосипед напрокат. Mos.ru. Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 29 сентября 2020 года.
  29. Велопрокат в Москве. Афиша. Комсомольская правда. Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 25 февраля 2021 года.

Шаблон:Системы совместного использования велосипедов