Велобайк
Велобайк | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
Описание | |
Город | Москва |
Дата открытия | 1 июня 2013 года |
Компании-перевозчики | ЗАО «СитиБайк» |
Сайт | velobike.ru |
Велобайк — система совместного использования велосипедов в Москве. Оператор системы — АО «СитиБайк», дочерняя компания Группы ВТБ.[1]
История
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moscow_09-13_img19_rental_bikes.jpg&width=250)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA_-_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4_2018_2.jpg&width=300)
Первую городскую сеть общественного проката велосипедов «Велобайк» запустили 1-го июня 2013 года в Москве в рамках проекта «ВелоРоссия». В тот год пользователям были доступны 79 точек с 550 велосипедами[2]. Каждая станция имела 16 портов для велосипедов, блоки управления и электронные замки работали от солнечной батареи. Станции были заказаны у чешской компании Homeport[чеш.], которая также поставляла аналогичные станции в Прагу, Блэкпул и Ла-Рошель[3][4]. Согласно заместителю мэра Москвы Максиму Ликсутову, стоимость одного велосипеда составила 1000 долларов, а из-за нестандартных деталей они несовместимы с обычными велосипедами[5][6].
Сразу после запуска проект Велобайк подвергся критике из-за отсутствия надёжной «антивандальной» системы — в первые выходные было украдено 4 велосипеда, ещё 15 были сломаны. Также проект критиковали за выбор необоснованно дорогих велосипедов Homeport, когда похожие по характеристикам велосипеды в других проектах стоили меньше 300 долларов[7][8][9].
После прокатного сезона 2013 года московское оборудование (включая велосипеды) было передано в Санкт-Петербург[6]. В июне 2014-го в городе было установлено 30 пилотных станций общественного велопроката[10]. В Москве велопрокатную систему обновили — были закуплены новые модели велосипедов французской компании Smoove[фр.], а также установлены терминалы, оснащённые картами городской навигации[6][11][12].
В 2015 году московская система велопроката стала одной из крупнейших в мире, с 300 станциями проката и 2700 доступными велосипедами[13]. Спустя год в Москве на 5 станциях были установлены 60 электровелосипедов, запаса батареи которых хватало на 18 километров без кручения педалей, а время зарядки составляло 20 минут[14][15]. Тарифы на их прокат не отличались от тарифов на обычные велосипеды[16][17]. В конце сезона 2018 году в тестовую эксплуатацию ввели электровелосипеды обновлённой модели, оборудованной системой педелек (известной также как «педал ассист»), где электромотор «помогает» крутящему педали велосипедисту . Вес электровелосипеда снижен с почти 40 до 27 кг. Максимальная скорость составляет до 25 км/ч, а максимальный пробег без подзарядки – 30-40 километров. Время зарядки обновлённой модели велосипедов составляет 40 минут[18][19][20].
В сезоне 2020 года установлено 119 новых станций в 19 районах города. Всего доступны 648 точек проката и более 6,1 тыс. велосипедов[21].
Финансирование
Проект был инициирован в 2013 году Департаментом транспорта Москвы, возглавляемым Максимом Ликсутовым, совместно с Банком Москвы. Изначально проект развивал ЗАО «Ситибайк» – дочерняя компания Банка Москвы. Инвестиции в пилотный проект составили около 100 миллионов рублей. В 2014 году Сбербанк также выделил 150 миллионов рублей на развитие проекта. После реорганизации 2016 года Банк Москвы вошёл в состав ВТБ и финансирование проекта продолжилось под эгидой ВТБ. Операционные затраты покрываются городом, а капитальные – спонсором[6][22][23][24][25].
Система работы
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/26/Wheel_of_bicycle_of_Velobike_in_Moscow_02.jpg/300px-Wheel_of_bicycle_of_Velobike_in_Moscow_02.jpg)
В системе Велобайк 2-го поколения используются велосипеды марки B’TWIN[фр.] производства группы Decathlon. Вес велосипеда 20 кг, диаметр колёс 26 дюймов (660,4000000 мм)[12].
Для использования велосипеда нужно зарегистрироваться на сайте системы «Велобайк» или с помощью мобильного приложения, и оплатить абонемент один из тарифов: сутки, выходные, месяц или сезон. К оплате принимаются платежные карты VISA, MasterCard или Мир, другие средства платежа, включая наличные рубли и электронный кошелёк карты «Тройка», не принимаются[27].
Московский велопрокат работает в круглосуточном режиме, велосипедный сезон длится обычно с 1 мая по 1 ноября. По причине пандемии COVID-19 в 2020 году открытие сезона состоялось 10 апреля для курьеров, а с 1-го июня – для всех остальных пользователей. Схему расположения парковок и наличие на них велосипедов можно узнать с помощью мобильного приложения и на официальном сайте. Взятый на прокат велосипед можно вернуть на любую парковку этой системы, а электровелосипед только на те парковки, где доступна станции зарядки[28][29].
При использовании велосипеда более 30 (45 или 60 на расширенных тарифах) минут с платежной карты списывается дополнительная сумма, зависящая от времени аренды велосипеда. Количество поездок в день не ограничено. Таким образом, приобретя абонемент на сезон, и всякий раз «отмечаясь» на любой велостанции в течение каждых 30 (45, либо 60) минут — можно кататься круглые сутки и больше ничего не платить за аренду.
Примечания
- ↑ ООО «Эрнст энд Янг». Аудиторское заключение независимого аудитора о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Банка ВТБ (публичное акционерное общество) за 2016 год (Март 2017 г.). Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
- ↑ Более 5 млн поездок совершили на прокатных велосипедах в Москве в текущем сезоне . ТАСС (18 ноября 2019). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 30 января 2020 года.
- ↑ Олеся Шмагун. Цепная реакция: Тест-драйв велосипедов из общественного проката . The Village (20 мая 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 28 сентября 2020 года.
- ↑ Анна Демидова. Фото дня: Как выглядит первый в Москве общественный велопрокат . The Village (16 мая 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 28 апреля 2019 года.
- ↑ Велопрокат в Москве: 5 важных советов . Интерфакс (30 мая 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 16 сентября 2013 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Дмитрий Герасимов. Где зимует велопрокат . Веломосква (2016). Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 12 февраля 2019 года.
- ↑ Сергей Гусаров. Московский велопрокат не избежал проколов . Газета.ру (18 июня 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 28 ноября 2013 года.
- ↑ В Москве открылся городской велопрокат! . Varlamov (31 мая 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 15 февраля 2020 года.
- ↑ В Сети началась продажа велосипедов из московского велопроката . РБК (11 июня 2013). Дата обращения: 21 сентября 2020. Архивировано 24 декабря 2020 года.
- ↑ Небывалое бывает: Петербург все-таки велосипедизируется . MR7 (24 марта 2014). Дата обращения: 22 сентября 2020.
- ↑ Город для прогулок: как изменились столичные парки и пешеходные зоны . Москва 24 (23 октября 2014). Дата обращения: 22 сентября 2020. Архивировано 8 октября 2020 года.
- ↑ 12,0 12,1 Алиса По. Тест-драйв новых велосипедов городского проката . The Village. Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 23 января 2019 года.
- ↑ Велосезон-2015 открыт: что нового появится в Москве для любителей крутить педали . Комсомольская правда (28 апреля 2015). Дата обращения: 22 сентября 2020.
- ↑ В Москве запустился пилотный проект общегородского проката электровелосипедов . Департамент транспорта Москвы (26 августа 2016). Дата обращения: 19 сентября 2020. Архивировано 14 января 2018 года.
- ↑ Тестируем новые электровелосипеды — транспорт для самых ленивых . Комсомольская правда (26 августа 2016). Дата обращения: 23 сентября 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
- ↑ Москвичи смогут взять в аренду электрические велосипеды по цене обычных . Gudok (15 августа 2016). Дата обращения: 23 сентября 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
- ↑ Что изменится с 1 августа: повышение пенсий и электровелосипеды напрокат . Москва 24 (1 августа 2016). Дата обращения: 23 сентября 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
- ↑ Электровелосипеды новой модели появились в прокате в Москве . ТАСС (13 октября 2018). Дата обращения: 19 сентября 2020. Архивировано 13 августа 2019 года.
- ↑ До 25 километров в час: в столичном прокате появились электровелосипеды новой модели . Mos.ru (13 октября 2018). Дата обращения: 19 сентября 2020. Архивировано 22 января 2019 года.
- ↑ "Велобайк" закупил 260 новых электровелосипедов. Они легче прошлой модели на 13 килограммов . Strelka Magazine (8 июня 2018). Дата обращения: 23 сентября 2020.
- ↑ Более 5 млн прокатов: очередной рекорд «Велобайка» . www.vtb.ru. Дата обращения: 2 октября 2020.
- ↑ Бэла Ляув. Москва потратит более 740 млн рублей на развитие велопроката . Ведомости (16 ноября 2018). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 8 мая 2021 года.
- ↑ Ольга Воскресенская. Пересели на велосипеды . Российская газета (18 декабря 2013). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 20 января 2022 года.
- ↑ Наталия Бахарева. Количество прокатных велосипедов будет расти на тысячу в год . Московская правда (5 сентября 2018). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 6 сентября 2018 года.
- ↑ Иван Буранов. Москвичей приучают к седлу . Коммерсантъ (10 июня 2014). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 3 августа 2014 года.
- ↑ Байкшеринговый сервис на электровелосипедах Smoove захватывает города . ЭкоТехника (27.02.2018). Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
- ↑ Вопросы и ответы . АО "СитиБайк". Дата обращения: 5 июня 2019. Архивировано 5 июня 2019 года.
- ↑ Как взять велосипед напрокат . Mos.ru. Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 29 сентября 2020 года.
- ↑ Велопрокат в Москве . Афиша. Комсомольская правда. Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 25 февраля 2021 года.